Дарья Клюйко /

Она ненавидела свои дни рождения и, того хуже, юбилеи. «Мне всегда будет 39 лет — и ни на один день больше!» — эта фраза ее героини в пьесе «Милый лжец» стала настоящим девизом по жизни Любови Орловой. Сегодня у нее день рождения, но, уважая волю актрисы, не будем говорить о годах. А просто вспомним несколько автобиографических интересных фактов из жизни этой неординарной женщины.

Дворянское происхождение

В своей автобиографии Любовь Орлова всегда писала: «из семьи служащих» — и лукавила. Она была из дворянской семьи — тех самых Орловых, которые за несколько веков до ее рождения возвели на престол Екатерину Великую.

По линии матери — Евгении Сухотиной — Любовь Петровна была в родстве с великим русским писателем — графом Львом Толстым. Одной из главных фамильных реликвий была книга «Кавказский пленник» с персональным посвящением автора маленькой Любе Орловой.

Пророчество Шаляпина

Решение стать актрисой Люба приняла еще в раннем детстве. На одном из домашних спектаклей — оперетте «Грибной переполох», в котором девочка исполняла роль Редьки, присутствовал друг семьи — невероятный оперный исполнитель Федор Шаляпин. Увидев Любу «в деле» он пришел в неописуемый восторг, а после финального поклона юных актеров, подхватил малышку на руки и закружил со словами: «Вот будущая великая актриса! Сфотографируйте меня с ней».

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Irina Trofimova (@eratrofi) 27 Янв 2020 в 11:28 PST

Бидоны с молоком

Идиллия с домашними спектаклями закончилась, когда пришла революция и гражданская война. Семья нищенствовала. Чтобы хоть как-то выживать, работать приходилось всем. Люба и ее сестричка Нонна доили корову и ездили продавать молоко. Зимой их руки просто примерзали к неподъемным обледеневшим бидонам, а местные хулиганы то и дело норовили отобрать заработанные деньги.

И все же Орловы рук не опускали и мечтали о лучшей жизни. Родители хотели видеть дочку пианисткой, а не актрисой. В музыкальную школу 7-летнюю Любу «зачислили на первый курс с похвалой», «но не было предела изумлению учительницы, когда в первый же день занятий она выяснила, что я не знаю ни одной ноты, а на экзамене я играла все на память (так учила меня мама)» — посмеется потом актриса. Тем не менее, когда ей было шестнадцать, ее приняли в консерваторию. Но великой музыкальной исполнительницей она так и не стала. Зато владение игрой на фортепиано пригодилось ей в непростое послереволюционное время: Любовь устроилась на работу в синематограф тапером. И часами наигрывала вальсы и польки, помогая немому кино быть более выразительным.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от iratarasova (@irinatarasova8788) 24 Ноя 2019 в 10:37 PST

Из кордебалета — в примы

Вечно ходить в таперах было просто невозможно, поэтому с 1926 года Орлова стала хористкой в Музыкальном театре под руководством самого Немировича-Данченко. Правда, сразу звездой она там не стала: шесть лет Любовь Орлова оставалась артисткой хора и кордебалета. Потом, как говорят, приглянулась сыну художественного руководителя — Михаилу. В труппе даже судачили о скором венчании пары. Но надо было знать Любовь Петровну: «Выйду замуж, придется с ним жить. А я и так своего добьюсь». И добилась. В награду за усердие худрук подписал ей свой портрет: «Талантливой актрисе и милому человеку Любови Петровне с лучшими пожеланиями». А замужем она и так была. Но совсем за другим человеком.

Первый муж

Ее первым супругом стал перспективный партиец — Андрей Берзин. Помимо привлекательной внешности, он обладал солидной должностью и шикарной квартирой. После каждого спектакля встречал свою Любочку с гигантскими букетами роз. И она сдалась. Только вот счастье было недолгим. В 1930-м году его арестовали. Долгое время она ничего не знала о его судьбе.

Уже позже, после выхода «Веселых ребят», на приеме у Иосифа Сталина она спросила у «отца народов», нельзя ли ей узнать о судьбе первого супруга. Ответом ей было молчание, но буквально на следующий день Любовь Орлову вызвали на Лубянку. Там артистке сообщили, что Андрей Берзин жив и находится в ссылке, а также зловеще поинтересовались: не хочет ли артистка Орлова присоединиться к бывшему мужу? Любовь Петровна выбежала из кабинета в ужасе и больше никогда не возвращалась к этому вопросу.

Злосчастная родинка

Несмотря на карьерный взлет в театре, Орлова чувствовала себя тесновато на одних лишь подмостках. Решила попробовать силы в кино: и с треском провалилась на первом же, как сегодня говорят, кастинге.

— Что это у вас на носу? — спросил режиссер, не успела Орлова войти в павильон.

— Что? — удивилась актриса, — Ах да, это родинка!

— С родинкой в кино? На экране она будет размером с автобус! Уходите.

Сгорая от стыда, Орлова сбежала из студии. Первые несколько дней она клялась себе, что больше ноги ее не будет на студии, но слова своего не сдержала.

Голливудская роль

Тем временем из трехлетней поездки по Соединенным Штатам Америки возвращается режиссер Григорий Александров. Помимо дорогого сердцу фото бывшей возлюбленной Марлен Дитрих с подписью «Любимому», он привозит идею снять в СССР настоящую музыкальную голливудскую комедию.

За два месяца он пишет сценарий и назначает пробы. В главной мужской роли он видит исключительно тогдашнего солиста Ленинградского мюзик-холла Леонида Утесова. А вот на женскую… На женскую он ищет советскую Дитрих, только вот среди местных актрис таких нет.

И тут историки расходятся во мнениях, как Александров нашел Орлову. Кто-то говорит, что по рекомендации друзей Григорий пошел на ту самую оперетту, в которой блистала Любовь Петровна. Некоторые же считают, что роль Анюты в «Веселых ребятах» Орлова выпросила для себя сама при помощи хитрости: «случайно» зашла в гости к подруге, когда там был Александров.

«Такая роль! Да я бесплатно готова… Лишь бы взяли!» — уговаривала она его. Достоверно одно: она покорила режиссера от и до.

«Светлая» голова

По всем параметрам Орлова подходила для роли Анюты. Только вот внешность была недостаточно яркой. Так что первым делом Александров отправил Орлову в парикмахерскую, где ее перекрасили в платиновую блондинку. Потом — по всем голливудским стандартам — к дантисту, который занялся улыбкой актрисы: поменял натуральные зубы на фарфоровые.

Съемки «Веселых ребят» проходили в Гаграх. Там и закрутился роман творческого тандема Орлова — Александров. А ведь он приехал в эту экспедицию с женой и маленьким сыном. Да и она была замужем за австрийским инженером. Сразу после выхода картины в прокат Любовь и Григорий расторгли прошлые союзы и расписались, чтобы прожить вместе следующие 42 года: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога — и все было кончено. Я была влюблена как кошка. Я бы в огонь прыгнула, с пятнадцатого этажа, если бы он сказал…»

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от all the best (@andrey_andrey_b) 27 Янв 2020 в 6:08 PST

Друг друга Орлова и Александров, на людях и наедине, величали только по имени-отчеству и на «вы». И спали в разных спальнях. «Я так воспитана» — говорила Любовь Орлова, и Григорий Васильевич не противился ее воле.

Укротительница быков

По сценарию «Веселых ребят» герой Леонида Утесова должен был укрощать быка. Однако тот решил, что это слишком опасно. Любовь Орлова вызвалась подменить его и исполнить опасный трюк. Сценарий переписали — и вот она запрыгивает на спину огромного быка, а тот спустя считаные секунды сбрасывает ее на землю. Эпизод был снят, но какой ценой: Любовь Петровна месяц пролежала в больнице с тяжелейшей травмой спины.

После монтажа «Веселых ребят» чуть было не отправили на полку: мол, сюжет бессвязный, «американизмы так и прут из каждого кадра». За фильм вступился писатель Максим Горький. Он лично попросил Иосифа Сталина посмотреть фильм. Глава государства согласился — на самом деле он частенько устраивал на даче закрытые показы для себя и членов Политбюро ЦК. Вердикт был такой: «Хорошо! Очень веселая картина. Я как будто месяц в отпуске побыл. Ее будет полезно показать всем рабочим и колхозникам». Фильмокопии немедленно разослали во все кинотеатры страны, и Орлова в один миг стала самой яркой кинозвездой СССР.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от МОСФИЛЬМ (@mosfilm_official) 7 Фев 2019 в 1:34 PST

Гондольеры и песни Орловой

Феноменально успешных в СССР «Веселых ребят» делегировали на кинофестиваль в Венецию. Картина мгновенно завоевала сердца и местных зрителей. Венецианские гондольеры разучили и распевали песню героев Орловой и Утесова «Сердце, тебе не хочется покоя…». Узнав об этом, Любовь Петровна не удивилась, ведь, по ее словам, так и было задумано: «Работая над песней, я всегда внимательно и серьезно относилась к ее словам. Особенное значение приобретает слово, переданное с экрана кинотеатра: оно идет в широчайшие массы, и оно должно быть предельно выразительным, близким каждому человеку».

С Чарли Чаплиным и Григорием Александровым

За «Веселых ребят» актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров получили звания заслуженных деятелей искусств РСФСР. Также Александрова представили к ордену Красной Звезды. А Леониду Утесову вручили ценный подарок — фотоаппарат. Это оскорбило знаменитого артиста, и весь поток желчи он излил на Григория Васильевича. Тот в долгу не остался, и уже в 1959 году, когда фильм «Веселые ребята» перевыпускали, заменил голос Утесова на голос мхатовца Трошина.

Быть как Орлова

Прическу и стиль актрисы стали копировать миллионы женщин по всему Союзу. Правда, это было сложновато. Тандему Орлова — Александров были открыты все границы, ведь они стали тем самым ярким воплощением советских людей, образ которых хотела транслировать по всему миру советская власть. Из каждой такой поездки Любовь Петровна привозила моднейшие наряды.

«Моль не может съесть туалеты, висящие в шкафах у Любочки, просто потому что моли негде там поместиться», — шутила ее подруга Фаина Раневская. А еще красавица-блондинка обожала роскошное французское нижнее белье, непременно фисташкового цвета, которое регулярно покупала за границей. Правда, принято считать, что с тех пор как Орлова стала народной артисткой, то принципиально носила исключительно сшитую в СССР одежду. Что сказать — этот факт намного преувеличен.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от sergeyshefchenkо (@sergeyshefchenko) 30 Сен 2019 в 11:32 PDT

«Цирк», ожоги и Сталинская премия 1-й степени

Спустя два года после очень успешного фильма «Веселые ребята» на экраны советских кинотеатров выходит лента режиссера Григория Александрова. В главной роли… барабанная дробь: его любимая муза — Любовь Орлова. На этот раз ей довелось воплощать образ американской артистки цирка. И снова не обошлось без травм.

Во время съемок танца на жерле пушки осветительные приборы настолько раскалились, что намертво приплавили ее красивое трико к коже. Переодевали актрису уже в больнице. Усердия Орловой были вознаграждены: за «Цирк» ей вручили Сталинскую премию 1-й степени, а это кроме невероятного престижа означало выплату 100 000 рублей (при средней зарплате в 250).

Основным добытчиком в семье была именно Любовь Орлова, но никак не ее муж. Она с удовольствием ездила на многочисленные гастроли, правда гонорары за них назначала баснословные. Особенно когда отстраивала свою легендарную дачу во Внуково. За такую «жадность» ее даже как-то «пропечатали» в советских газетах. Вместе с тем, Любовь Орлова материально помогла немаленькому числу людей, особенно тем, кого считала своими друзьями.

«Сказать об Орловой, что она добрая, — это все равно что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей», — любила говорить актриса Фаина Раневская.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @rare_celebs 10 Дек 2019 в 7:24 PST

С Кларой Лучко на празднике «Битва цветов», набережная Круазет, Канны, 1954

Дача во Внуково

Дом строился по образу и подобию голливудской виллы Чарли Чаплина. Здесь побывали все звезды тех лет: Федерико Феллини, София Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни и многие другие. Веранды, огромный камин, бассейн, элитная мебель — неудивительно, что Любовь Орлова предпочитала поездки во Внуково полетам в Париж. К слову, по счастливой случайности, этот дом стоит до сих пор. Его восстановили, отремонтировали и даже увековечили в дизайне воспоминания о первых хозяевах.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Дом в окне (@dom_v_okne) 9 Сен 2019 в 2:10 PDT

Шея Александрова

Чуть больше чем через год после первой премии Орлова получает свою вторую Сталинскую награду — за фильм «Волга-Волга». Говорят, что Сталин смотрел его не менее двух десятков раз. На одном из приемов после выхода в прокат «Волги» он буквально искупал актрису в своем внимании и заботе:

— Какая маленькая! Какая худенькая! Почему худенькая? Почему бледная?

— И не говорите, Иосиф Виссарионович, замучил съемками товарищ Александров, — отшутилась Орлова. Неожиданно Сталин изменился в лице:

— Запомните, товарищ Александров, Орлова — наше народное достояние. Орлова у нас одна. И если вы ее будете мучить, мы вас жестоко накажем. Мы вас повесим.

— За что? — попытался снова обратить все в шутку Александров.

— За шею, — отрезал Сталин с самым серьезным видом и удалился.

Следующей работой Любови Орловой стала не самая народная, но не менее популярная картина «Светлый путь». Чтобы сыграть в ней ткачиху, которая в конце концов получит заслуженный орден, Любовь Петровна три месяца работала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности.

«Я успешно сдала техминимум и получила квалификацию ткачихи. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы везде и всюду. Ткацкими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей», — расскажет позже актриса.

С Орловой и война не страшна

Чтобы поддержать патриотические настроения людей после начала войны, Александров придумал снимать тематический «боевой киносборник». В него вошли три короткометражных фильма, в каждом из которых Орлова снялась в образе почтальона Дуни-Стрелки — главной героини «Волги-Волги». Но куда лучше в сложной ситуации сработали афиши с портретом Любови Петровны. Когда немцы стояли под Москвой, в городе началась было настоящая паника. Руководство города немедленно развесило гастрольные плакаты с приглашением на выступление артистки. «Раз сама Орлова здесь — нет поводов для беспокойства!» — выдохнули москвичи и продолжили жить в обычном (насколько это было возможно) ритме.

«Весна» и начало конца

В 1947 году выходит последний суперкассовый фильм Григория Александрова с Любовью Орловой — «Весна». На сей раз Любовь Петровна сыграла не одну, а сразу две главные роли: красотку-актрису Шатрову и гениальную ученую Никитину. В кадре она играла молоденьких женщин, а в жизни ей было уже за 45. Ее подруга и партнерша по фильму Фаина Раневская в шутку возмущалась: «Я всего на 8 лет старше Любочки, а всю жизнь была ее бабушкой».

После «Весны» у Орловой было еще немало фильмов. Но в каждом из них, по ее же словам, что ни кадр, то пустота…

«А у меня перепевы и перепевы самой себя… Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторять когда-то найденные приемы, но у меня уже ничего не получается».

Да и главного поклонника — вождя народов — давно не было в живых. Получше обстояли дела в театре Моссовета, где она была занята во многих спектаклях. Дома ее ждал «самый главный в моей жизни ребенок — мой муж». Общих детей с Александровым у них так и не появилось.

«Дети — это постоянное чувство страха. Поначалу опасаешься, нормально ли проходит беременность, затем боишься родов, и всю жизнь — за ребенка. Мне этого не нужно».

Последний раз

«Скворец и Лира» (1974) — последняя картина Григория Александрова, в которой появилась Любовь Орлова. Роль советской разведчицы Людмилы Грековой была написана специально под нее. Любовь Петровна не хотела этой работы и сопротивлялась как могла: как бы хорошо она ни выглядела, как бы ни скрывала свои годы, сколько бы ни сделала пластических операций — она уже не могла играть двадцатилетнюю.

И не зря: кинематографисты окрестили фильм «Склероз и климакс», а худсовет не выпустил его в прокат. Но обо всем этом Любовь Петровна так и не узнает. Во время озвучания ей стало плохо, и ее госпитализировали. Диагноз оказался страшным: рак поджелудочной железы.

По просьбе мужа от нее скрыли истинную причину недуга. Орлова верила, что скоро пойдет на поправку, и даже затребовала в палату балетный станок, у которого занималась, борясь с сильной болью. Однажды, приехав навещать жену, Александров нашел ее при смерти: «Как вы долго!» — сказала она и умерла.

Хоронили актрису в закрытом гробу, который утопал в цветах, чтобы помнили живой, молодой и красивой.

«Только так должна держать себя всякая женщина. В какой бы дыре ты ни оказалась, в каком бы дерьме ни плавала, никогда не опускайся, будь красивой. Лопни, а держи фасон!».

-25%
-20%
-5%
-10%
-15%
-20%