Дарья Клюйко /

«В жизни все главное, нет ничего второстепенного!» — говорит Муравьева. И сама строго следует этому своему принципу. Для нее все было главным, она никогда не разбрасывалась по мелочам, но если уж бралась за что-то — делала на отлично. На ее счету нет сотен ролей в театре и кино, зато те, что есть, стали самыми любимыми у публики. Своего спутника жизни она выбрала один раз и навсегда — и этот союз оказался удивительно счастливым. Сегодня Ирина Муравьева празднует свой день рождения. Вспоминаем лучшие роли и интересные биографические факты из жизни этой прекрасной актрисы.

Родители Ирины познакомились в Берлине и сразу полюбили друг друга. Обстановка была не самой романтической: ее отправили туда силой, на принудительные работы, а он — доброволец, ушедший на фронт, пришел в столицу Германии вместе с советскими войсками. Шел 1945-й год. Вадим Муравьев освободил девушку из нацистского плена, и домой, в СССР, они вернулись уже вместе. Поженились и вскоре у них родилась девочка, а через полтора года — в феврале 1949-го — еще одна. Назвали Ириной.

Воспитание сестер было строгим, но «правильным» — будет вспоминать спустя много лет Ирина Вадимовна. Действительно, девочкам нельзя было приходить домой не вовремя, дружить с «дурной» компанией и лениться прилежно учиться. Зато все свое свободное время родители (особенно мама) посвящали им: водили в театры и музеи, возили на море и обшивали как принцесс.

«Родители были строгие. Я знала, что можно, и особенно — что нельзя, а нельзя было ничего. Можно было делать только то, что нужно: ходить в школу, заниматься музыкой, приносить хорошие отметки, дружить с хорошими девочками».

Строгость строгостью, но выбор будущей профессии родители полностью предоставили Ирине. А она мечтала быть актрисой. Однажды, будучи еще ученицей (между прочим, круглой отличницей), она рассказывала перед классом стихотворение «Мцыри» и внезапно почувствовала невероятное вдохновение. Ирина читала так, как будто проживала каждую строчку этого литературного произведения. А закончив, выбежала из класса и разрыдалась от пережитых эмоций. Уже тогда она поняла, что хочет выступать перед публикой. И стала проводить еще больше времени в кружке художественной самодеятельности.

После выпускного Ирина подала документы во все театральные вузы Москвы. И абсолютно везде ей ответили отказом:

«Вы не травести и не героиня, а инженю видали и получше», — сказали ей в одной из приемных комиссий. А на прослушивании в Театре имени Вахтангова педагог и актер Владимир Шлезингер и вовсе посоветовал Муравьевой оставить эту затею.

«Да вы вообще ничего не понимаете! Мы с вами еще будем на одной сцене играть…» — бросила она ему на прощание.

И действительно, учитель и друг актрисы Геннадий Печников рассказал, что много лет спустя Ирину Муравьеву пригласили сыграть одну из центральных ролей в телеспектакле.

«Мне эта работа показалась не очень интересной, и я ее спросил: «Что тебя здесь привлекло?». Ира ответила: «Прежде всего то, что в спектакле играет Владимир Шлезингер». — «Правда? А он тебя узнал?» — «Нет. Главное, что я его узнала…».

Но до этого было еще далеко. А тогда Ирина не отчаялась, проработала год в библиотеке — перепечатывала каталог на печатной машинке — и пошла на второй заход. И снова ей почти везде отказали: лишь в студии при детском театре к ней отнеслись благосклонно. Большая детская мечта почти сбылась: Ирина отучилась и осталась служить в детском. К слову, в вожделенный ГИТИС она тоже в конце концов поступила: после окончания студии, на заочное отделение.

Первой ролью была массовка в спектакле о козле. А потом случились две главные роли, правда обе мальчишеские. Ирина сыграла в пьесах Сергея Михалкова «Сомбреро» (1970) — хитроумного пионера Шуру Тычинкина и в «2001 год» (1970) — юного отличника-космонавта Федю Дружинина. Потом будут Бонка в «Сказке о четырех близнецах», Виола и Себастьян в шекспировской «Двенадцатой ночи» и даже Любка Шевцова в «Молодой гвардии».

Кроме интересных характерных ролей Центральный детский театр подарил Ирине Муравьевой любовь на всю жизнь. Здесь она познакомилась с режиссером Леонидом Эйдлиным.

В 1973 году они расписались, а уже через два года праздновали появления на свет первенца — Даниила. Их второй сын — Евгений — родился в 1983-м. Оба раза Ирина уходила в максимально положенный декретный отпуск. Карьера для нее была важна, но далеко не так, как воспитание детей. Так что ее любимые мальчики росли не в «волшебном закулисье», а в комфортной домашней обстановке. Не с кем оставить детей — значит, роли не будет, считала Муравьева. По той же причине она почти никогда не снималась вдалеке от столицы и ее окрестностей.

Рождение первого сына совпало с выходом кинокартины, в которой она сыграла свою первую полноценную кинороль — Сюзанну в детективе «Чисто английское убийство» (1974).

Через некоторое время Ирина Муравьева принимает решение покинуть Центральный детский театр: «Играть девочек и мальчиков я уже не могу. Значит, вы теперь станете давать мне роли матерей. Потом переведете на бабушек… А потом что мне играть, деревья? Детский театр очень быстро старит актрис!».

В 1977-м году актриса переходит в театр Моссовета. А в 1979-м становится всесоюзной знаменитостью. Известность ей принесла работа в легендарной картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В ней Ирина Муравьева сыграла обаятельную и хваткую авантюристку Людмилу.

Что интересно, при подготовке к съемкам ни один из худсоветов не утвердил тройку актрис, впоследствии таки исполнивших главные роли: Алентову, Муравьеву, Рязанову. Но Владимир Меньшов был непреклонен.

«Людмилу должна сыграть Анастасия Вертинская, ну или Жанна Болотова», — советовали ему, но он лишь раздраженно отмахивался.

«Только я знаю, как сыграть эту роль, Володя!» — сказала ему Муравьева на пробах, и он был с ней полностью согласен.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от О кино (@okino2020) 2 Фев 2020 в 2:09 PST

За роль Людмилы Ирина Муравьева была удостоена Государственной премии СССР, а фильм «Москва слезам не верит» был удостоен самой престижной кинонаграды — премии «Оскар».

А потом был «Карнавал» (1981), где 32-летняя Ирина Муравьева великолепно перевоплотилась в девчонку-абитуриентку, мечтающую стать актрисой. Это была на 100% ее история, местами очень автобиографичная — вспомните, как она поступала на актерское.

Специально для съемок она выучилась виртуозно кататься на роликах. А ее песня-монолог у телефонной будки «Позвони мне, позвони!» стала всенародным хитом.

За роль в фильме «Карнавал» читатели журнала «Советский экран» признают ее лучшей актрисой 1982 года. Фильм стал бесспорным лидером советского кинопроката.

А вот в «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева играть не хотела. Ведь сначала ей вовсе не понравился предложенный сценарий. Актрисе хотелось чего-то более вдумчивого и серьезного — а тут очередная комедия. Правда, в отличной звездной компании: Татьяна Васильева, Александр Ширвиндт, Михаил Кокшенов, Лариса Удовиченко, Александр Абдулов и Леонид Куравлев. Говорят, что именно Куравлев уговорил Ирину сниматься — она и согласилась. Режиссер Геральд Бежанов без устали пел ей дифирамбы: «А на площадке с ней было работать одно удовольствие. Очень собранная, ответственная, профессиональная актриса. Вела себя просто прекрасно!».

Бесконечные съемки в кино Ирина Муравьева успешно совмещала с работой на радио и телевидении — вела воскресную детскую передачу «Будильник».

Ирина Муравьева записывала аудиоспектакли и озвучивала мультфильмы. Помните мультики про приключения поросенка Фунтика? Муравьева мастерски озвучила персонаж обезьянки Бамбино.

И, конечно же, львиную долю времени забирала служба в театре Моссовета.

А вот 90-е были для актрисы гораздо менее успешными: в кино ее приглашали все реже. Из немногочисленных картин с участием Ирины Муравьевой сегодня можно вспомнить лишь экранизацию комедии Мольера «Тартюф», где она исполнила роль находчивой горничной Дорины. Знаковой работой стала роль в ленте «Эта женщина в окне», где Ирина очень проникновенно исполняет романс Булата Окуджавы.

В 1994 году Ирина Муравьева, громко хлопнув дверью, уходит из театра Моссовета, где, по воспоминаниям коллег по цеху, столкнулась с ужасной грубостью и хамством.

«Тогда я хотела закончить с театром и искусством. Я вдруг с ужасом поняла, что моя карета разбилась. Я не реализовываюсь, не нравлюсь ни себе, никому. Все плохо, все ужасно. Все кино уже позади, и вообще все позади».

Руку помощи протянул старый товарищ — Юрий Соломин, который предложил ей место в Государственном академическом Малом театре. Ирина с радостью согласилась.

«Малый театр — это минус пошлость, минус эксперимент в худшем смысле этого слова. Это счастье, когда ты приходишь в театр, играешь в театре и тебе не стыдно за то, что будут слушать и смотреть зрители в зале, и что они еще придут со своими детьми».

Именно в этом театре Ирина Муравьева сыграла роли, о которых грезят большинство актрис. В пьесах Чехова: в постановке «Вишневый сад» — Раневскую, в «Чайке» — Аркадину. В произведениях Островского: в «Волках и овцах» — Купавину, Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты» и Гурмыжскую в пьесе «Лес».

В 2005—2006 годах Ирина Муравьева снова просыпается знаменитой. С ее участием на экраны выходит комедийно-драматический телесериал «Не родись красивой». В нем актриса сыграла маму главной героини. История дурнушки Кати Пушкаревой, в конце концов ставшей прекрасным лебедем, стала невероятно популярной — ее смотрели абсолютно все.

Дома тоже все было гладко. Муж-режиссер снимал новые картины, дети выросли и окончили престижные вузы. Старший сын подарил родителям внука в 2005 году (у младшего также родится сын, но немного позже — в 2017-м).

Счастье казалось безоблачным, но настало время и для черных дней. В 2014-м году, в феврале умирает любовь всей ее жизни — Леонид Эйдлин.

В прессе немедленно поползли слухи, что Ирина Муравьева собралась после смерти мужа в монастырь и навсегда покончила с карьерой актрисы. Но, предсказуемо, это были лишь сплетни.

Ирина нашла в себе силы, чтобы жить и работать дальше. На афишах Малого театра по-прежнему «гремит» ее фамилия. В прошлом году она с размахом отметила свой 70-й день рождения, на котором собрались самые известные творческие люди страны, в том числе сама Примадонна — Алла Пугачева. Артистка призналась, что многое в ее образе — от Ирины Вадимовны, которая всегда ее вдохновляла.

«Я сейчас очень часто думаю о старости. Интересно, когда я буду очень старенькой, смогу ли я быть такой, как мне бы хотелось? Не знаю. Но я хочу быть хорошей. Мне дети говорят: что ты, мама, ты будешь хорошей. Я говорю: не знаю, не знаю, дети мои. Смотря какая болезнь меня подкосит, вдруг какая-то нервная. Я же вас покусаю всех. И я им сказала: «Только вы меня одну не бросайте. Есть буду мало, буду тихо сидеть в уголке, но чтобы я была в семье…».

-5%
-25%
-21%
-50%
-10%
-25%
-45%
-10%
-50%