Дарья Клюйко

«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя», — говорит Михаил Барышников. И если подумать, у него действительно никогда не было достойных конкурентов, кроме самого себя.

Мировая звезда классического балета и одновременно номинант на «Тони» и «Оскара». Снимался в «Сексе в большом городе» и играл в спектаклях Роберта Уилсона. Дружил с принцессой Дианой и крутил роман с Лайзой Минелли. Наплевал на географию и политику, жанры и эстетику в своем желании стать непревзойденным танцовщиком. Все это о нем. Михаил Барышников отметил свой 72-й день рождения.

Непростое детство только закалило характер будущего артиста. Миша Барышников родился и вырос в Риге, в офицерской семье. Отец — жестокий и непростой человек, а мать — напротив — мягкая и творческая натура. Именно она привила сыну любовь к искусству, постоянно устраивая для него походы в театр, филармонию и на концерты.

В 10 лет Михаил принял решение заниматься балетом профессионально и с блеском выдержал экзамен в хореографическую школу. Заниматься приходилось много и тяжело. Чего стоит только один эпизод из биографии Барышникова-ученика, когда педагог Хелена Тангиева сказала ему, что роста у Михаила не хватает для того, чтобы в будущем стать полноценным артистом балета. И ежедневно Михаил выполнял ужасно мучительное упражнение: принимал определенную позу йоги, а на каждое его колено садилось по человеку.

Истязал себя до тех пор, пока не вырос до своих 165 сантиметров. Страшная нагрузка на суставы и связки причиняла ему нестерпимую боль, но он не жаловался. Да и некому в общем-то было жаловаться.

Ему было 12, когда любимая мама покончила с собой. Отец вскоре женился во второй раз, и места для старшего сына в его сердце с тех пор больше не было. Михаил ему этого не простил. И после своего переезда в Ленинград никогда не будет с ним общаться.

В 1964 году Латвийская национальная опера приезжает на гастроли в Ленинград. В числе прочих юных артистов, занятых в спектаклях, был и Михаил Барышников. Его замечает один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова (сегодняшняя Мариинка) и знакомит Мишу с педагогом Ленинградского хореографического училища, наставником самого Рудольфа Нуреева Александром Пушкиным. Тезка великого русского поэта приходит в восторг от одаренного мальчишки и забирает его в свое учебное заведение. Этот тандем "учитель — ученик" оказался необычайно плодотворным. Барышников, еще будучи воспитанником хореографического училища, завоевывает первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне.

Неудивительно, что после окончания учебного заведения Михаила Барышникова немедленно зачислили в группу Кировского (Мариинского) театра. Это был 1967 год. На этих подмостках Барышников протанцевал целых семь лет. Он избежал унизительной участи артиста кордебалета: после великолепного па-де-де из балета «Дон Кихот» на выпускном спектакле ему сразу же предложили роль солиста.

К новой работе прилагались па-де-труа в «Лебедином озере», Голубая птица, па-де-де в «Пламени Парижа», «Корсаре», «Коппелии»; партии Базиля и принца Дезире, Гамлета в одноименном балете и Адама из «Сотворения мира». Профессионалы и любители не сговариваясь рукоплескали виртуозному молодому человеку.

В 1973 году 25-летнему артисту позволяют (неслыханно!) организовать собственный творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он приглашает современных хореографов, и они ставят для него «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою». Казалось бы — вершина карьеры, но Барышников знает, что хочет и может большего. Творческий вечер получился невероятным, но в будни танцовщик неизменно сталкивался с авторитаризмом главного балетмейстера Константина Сергеева. Последней каплей стал случай, когда один из лучших европейских хореографов Ролан Пети предлагал Кировскому бесплатно поставить балет для Барышникова, а театр ответил отказом.

Год спустя труппа Кировского едет на гастроли в Канаду. После одного из представлений Барышников запрыгивает в такси, чтобы больше никогда не вернуться в СССР. Ему нет дела до материальных благ, это решение иного толка.

«Мой отъезд — артистический, а не политический шаг», — заявил он в своем первом интервью журналистам. И это было чистой правдой. Он ехал, чтобы танцевать у лучших хореографов мира.

Впервые он появляется перед американской публикой в «Жизели» вместе с другой невозвращенкой — Натальей Макаровой. Зрители принимали тепло как никогда: занавес поднимали 24 раза, люди скандировали «Миша! Миша!» и восторженно аплодировали. С тех пор так проходит каждое, без исключений, его выступление.

Ведущий танцовщик спустя шесть лет становится руководителем труппы. Он станцевал все партии, которые только мог себе пожелать, выбирая лучших из лучших балетмейстеров. Нестареющая классика и новейший постмодерн. Лебединой песней среди его ролей, безусловно, стали работы в балетах Джорджа Баланчина.

Великий хореограф относился к Барышникову как к сыну, а тот к нему — как к отцу. А когда по состоянию здоровья Баланчин уже не мог придумывать для артиста новые спектакли, Михаил возродил его старые, но оттого не менее гениальные, постановки — «Аполлон» и «Блудный сын». 50 лет оба этих балета ждали танцовщика, который сделает их бессмертными. И дождались.

В начале 1990-х Барышников навсегда прощается с классическим балетом.

«Я больше не танцую в белых трико. Я танцую в кроссовках и джинсах, и это тоже танец. Когда занимаешься любовью, танцуешь; танцуешь, даже когда ешь». Основывает собственную труппу «Уайт оук Данс Проджект», но предпочитает оставаться великим танцовщиком, а не посредственным хореографом. Отныне его сольные партии — монологи-исповеди. Это размышления о творчестве и скоротечности жизни, переданные языком танца.

Совершенно непонятно, как ему удавалось совмещать, но во время своей активной балетной карьеры Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент» (1977) его номинировали на премию «Оскар» как лучшего исполнителя второго плана. Правда, большинство зрителей запомнили его по ленте «Белые ночи» (в компании Хелен Миррен и Изабеллы Росселини), где Барышников танцует под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

Незамеченным не осталось и появление Михаила Барышникова в сериале «Секс в большом городе». Он сыграл возлюбленного главной героини (актриса Сара Джессика Паркер) — художника Александра Петровского.

Также у Барышникова — драматического актера есть номинация на премию «Тони» за роль Грегора Замзы в бродвейском спектакле по «Превращению» Кафки. Ему удалось сыграть Беккета и Чехова, а еще вжиться в роль бунинского генерала-белоэмигранта и сомнамбулы Чезаре.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @rare_celebs 4 Ноя 2019 в 1:11 PST

Есть у него и сольная драматическая постановка — «Бродский/Барышников», в которой он стал танцующим Бродским и Барышниковым, читающим стихи.

Будь на то воля самого Михаила Барышникова, то о его личной жизни вне сцены не узнал бы никто и никогда.

Каждое его редкое появление в свете сопровождалось невероятным ажиотажем со стороны пишущей братии. Барышникова считали завсегдатаем легендарной Studio 54, но он раз за разом отнекивался:

«Я и был-то там максимум раза три. Но когда тебя там фотографируют с Джаггером, то, естественно, потом пишут, что, мол, он там днюет и ночует. Я был там пару раз с Мартой Грэм, разок с Уорхолом и Лайзой Минелли, потому что в то время там все тусовались. Но сами подумайте, как я мог там торчать до шести утра, если у меня в десять мастер-класс?»

Также ему не нравились и разговоры по поводу его статуса секс-символа:

«Я не первый танцор, предпочитающий женщин, и не последний», — отшучивался он, но публика требовала и других подробностей. Ему приписывали романы с Шэрон Стоун и Изабеллой Росселини, Лайзой Минелли и Умой Турман. А достоверно подтверждены лишь романы с двумя великими балеринами — Наталией Макаровой и Гелси Кирклэнд, и отношения с двумя его женами — кинозвездой Джессикой Лэнг и внучкой знаменитого театрального режиссера танцовщицей Лиз Рейнхардт:

«Я не бабник, не секс-маньяк и не красавец. Не герой, не мачо, не двухметрового роста. Кто вообще затеял эти разговоры на тему секс-символа?»

В первом браке с актрисой Джессикой Лэнг — «девушкой Кинг-Конга» у Михаила родилась прекрасная дочь Александра — его Шура.

Второй союз оказался более долговечным (он длится и по сей день) и подарил артисту еще троих детей — Питера, Анну и Софью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

last night at the @tribeca premiere of @dickinson featuring my dishwashing scar

Публикация от annabaryshnikov (@annabaryshnikov) 15 Сен 2019 в 1:54 PDT

Наиболее медийна из детей Михаила Анна. Она строит кинокарьеру и очень похожа на отца

К своему 72 дню рождения Барышников не раз оказывался в рейтинге «Топ-100 влиятельных русских столетия», составленном Forbes, а сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление ему латвийского гражданства. Артисту принадлежит популярный русский ресторан «Самовар» в центре Нью-Йорка, специализированный завод по выпуску балетных одежды и обуви, популярная марка духов Misha.

Он успешно руководит центром искусств Baryshnikov Arts Center и регулярно встает к балетному станку: у него еще есть партии, которые бы он хотел станцевать.

«Мне все еще интересно работать», — говорит он, и в его исполнении это звучит как самый жизнеутверждающий девиз.

-50%
-10%
-10%
-10%
-8%
-30%
-40%
-50%
-28%
-10%