Виктория Клочкова /

Он считал, что актер должен уметь сыграть все. И своим примером доказывал, что это вполне себе возможно. Правда, порой, чтобы создать образ, которому зрители поверили до конца, приходилось работать на разрыв. Так уж получилось: Евстигнеев был настолько хорош, что даже малюсенький эпизод с его участием становился визитной карточкой картины. Сегодня, в день рождения великого актера, мы вспоминаем его лучшие экранные перевоплощения.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Фильмом, после которого Евстигнеева стали узнавать на улице, стала сатирическая комедия о приключениях мальчика Кости Иночкина в пионерском лагере. Здесь Евгений Евстигнеев блестяще сыграл директора-бюрократа Дынина. Кстати, на эту роль худсовет «Мосфильма» прочил Михаила Пуговкина. Но режиссер Элем Климов твердо стоял на кандидатуре своего актера. «Кто угодно, только не он», — сказали на студии. «Тогда кто угодно, только не я», — ответил Климов, хотя был лишь студентом-дипломником. Чиновники сломались и утвердили Евстигнеева.

— Иночкин, ты был для меня кровным врагом, а сейчас стал кровным братом. Но в лагерь я все равно тебя не верну! Ты купался в неположенном месте!

Кстати, после финального монтажа цензоры отказались выпускать фильм в прокат, посчитав его антисоветским. И только после того, как картина была отправлена на дачу Хрущеву, где генеральный секретарь посмотрел ее и сказал «очень смешно!», ленте дали разрешительное удостоверение.

— Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А Иночкин смог!

Не очень известный факт, но «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» получил приз конкурса «Молодежная встреча» в Каннах. А спустя полвека после создания картину показали в секции классического кино на 68-м Каннском кинофестивале.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Uragany (@uragany71) 13 Май 2019 в 10:01 PDT

«Берегись автомобиля» (1966)

Та самая крохотная роль, которая была сыграна настолько блестяще, что могла составить конкуренцию центральным персонажам в исполнении Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского. Герой Евстигнеева — режиссер народного театра. А его фраза: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» — стала афоризмом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @elementarnoe_ku 6 Мар 2019 в 2:57 PST

"Золотой теленок" (1968)

На этот раз Евгений Евстигнеев появляется на экране в образе подпольного миллионера Корейко. Ставки казались невероятно высокими: это очень значимая роль в экранизации культового юмористического романа Ильфа и Петрова. Так что ожидания от игры Евстигнеева были большими. И он их оправдал. Это перевоплощение считается эталонным. Много лет спустя критики хором отметят, что актер Алексей Девотченко, сыгравший Корейко в сериальной экранизации «Золотого теленка», даже на километр не приблизился к гению Евстигнеева в этой роли.

На съемках «Золотого теленка» не обошлось без курьезов. Это была комедия в кадре и за кадром. Исполнитель роли Остапа Бендера Сергей Юрский, составивший блистательный дуэт с Евстигнеевым, вспоминал:

«Середина Каракумов. У нас было по верблюду. Постепенно мы научились объясняться и управляться с ними. Бендер и Корейко ехали на верблюдах по пустыне. Укачивало с непривычки. Вдруг Женя перестал отзываться на просьбы режиссера и полностью игнорировал все команды. Скомандовав „стоп, камера“, разозленный Михаил Швейцер подбежал к нему и обнаружил, что Евстигнеев попросту уснул на высоте трех метров при всесторонней качке».

«Зигзаг удачи» (1968)

Комедия Эльдара Рязанова об истории крупного выигрыша в лотерею на деньги, позаимствованные из кассы взаимопомощи. Но лента получилась не слишком удачной. Во многом из-за того, что центральная пара картины в исполнении Евгения Леонова и Валентины Теличкиной не сложилась и не привлекала к себе зрительского внимания. Положение спасла великолепнейшая игра трио второстепенных героев: Евгения Евстигнеева, Геннадия Буркова и Валентины Талызиной. Евстигнеевский жених — директор автобазы Калачев — был отвратителен и необычайно харизматичен.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от @anastasia.kirikova 10 Авг 2019 в 1:39 PDT

«У любого актера, и даже у Смоктуновского, я порой нахожу белые нитки в роли, а у Евстигнеева я никогда не видел их и не понимал, как это у него вылеплено. Каждый образ, созданный им, — всегда монолит, который идеально вписывается в контекст кинофильма», — признавался Эльдар Рязанов.

Так что этот не самый удачный по многим параметрам фильм стоит посмотреть хотя бы из-за одних только гениальных евстигнеевских эпизодов.

— Изменять я тебе не буду, ты мне тоже. Кто на тебя польстится?.. А любить я тебя буду и получку обещаю всю сдавать до копейки.

«Старики-разбойники» (1971)

— Что у тебя болит?

— Совесть.

— Возьми валидол и положи под язык.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Vera Paxton (@verapaxton) 2 Фев 2019 в 7:32 PST

Снова работа у Эльдара Рязанова, но на этот раз — главная роль. Это была не только комедия, но и драма, которая прошибает до слез. Двое пенсионеров в исполнении Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева пытаются доказать себе и обществу, что им рано на свалку и есть еще порох в пороховницах. Образы получились настолько трогательными и такими родными, что картину сразу записали в раздел народных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Дом кино (@domkinotv) 1 Мар 2019 в 12:45 PST

— Мы тебя переоденем. Ты будешь иностранцем. А я при тебе переводчиком.

— А на каком языке я буду говорить?

— Ни на каком. Ты будешь глухонемой иностранец.

— А для чего глухонемому иностранцу переводчик?

— Много будешь знать — скоро состаришься.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Vera Paxton (@verapaxton) 2 Фев 2019 в 7:28 PST

Правда, и на этой площадке не обошлось без курьезов. Все знали, что Евгений Евстигнеев не любил дотошно следовать сценарию, предпочитая импровизировать. А порой и вовсе только примерно представлял, что ему предстоит делать на площадке. Юрий Никулин решил разыграть коллегу, о чем потом часто любил вспоминать:

«Я спросил его, готов ли он к завтрашнему дню. «А что у нас завтра?», — спрашивает Евстигнеев. «Как, ты забыл сценарий? Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что…».

Разговор проходил без тени улыбки на лице Никулина, поэтому Евстигнеев изрядно заволновался и побежал к Рязанову просить дублера. Там и раскрылся обман.

— Пойми, плакса, мы должны доказать, что старики тоже люди.

"Семнадцать мгновений весны" (1973)

В военной драме о советском разведчике Штирлице, работающем в нацистской Германии, Евстигнеев исполнил роль профессора Плейшнера, помощника главного героя. Актер создал образ немного нелепого, трогательного, но одновременно очень смелого человека, вставшего на путь борьбы с фашизмом. Сцена его трагического самоубийства получилась настолько сильной, что члены семьи артиста выходили из комнаты, чтобы ее не видеть.

Запомнилась зрителям и необычная, позже ставшая знаменитой походка профессора. В одном из интервью, уже после смерти Евстигнеева, режиссер картины Татьяна Лиознова сказала, что это было ее придумкой. На это высказывание очень болезненно отреагировала второй режиссер Алла Заболотская: «Я была на площадке и видела, что походка — его личное изобретение. Евстигнеев тщательно работал над образом, вкладывал душу. И я разругалась с Лиозновой, которая присвоила находку артиста себе. С тех пор мы с ней не разговариваем».

Также со съемками Евстигнеева в «Семнадцати мгновениях весны» связан забавный географический факт. За несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в маленьком немецком городке Мейсен, затем смотрит на медвежат в тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

— Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!

В этом культовом милицейском мини-сериале Евгению Евстигнееву досталась роль вора в законе Ручечника. Хотя первоначально создатели картины видели в ней Ролана Быкова, и только его. Не верили, что актер сможет воплотить наглый и холодный образ преступника, которому даже суровый сотрудник МУРа Жеглов не может внушить страх. Но ошиблись. Евстигнеев был настолько убедителен, что армия его поклонников пополнилась новыми людьми: из мест не столь отдаленных.

"Зимний вечер в Гаграх" (1985)

Основанная на реальных событиях музыкальная история, снятая Кареном Шахназаровым. Мастер чечетки — Евгений Евстигнеев — забытый кумир 1950-х, который теперь работает в эстрадном коллективе репетитором.

На главную роль претендовали Евгений Леонов и Олег Ефремов. Евстигнеев тайком взял почитать сценарий и так загорелся ролью забытого танцора, что сам пришел просить Шахназарова о роли. Огромным преимуществом перед другими актерами была его необычайная музыкальность: он обожал джаз, виртуозно играл на разных инструментах — гитаре, рояле, вилках. И прекрасно чувствовал ритм.

"Собачье сердце" (1988)

Роль профессора Преображенского могли получить Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик. Но она досталась Евстигнееву и стала для него золотой.

«Все они грандиозные актеры и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно. Потом пришел Евстигнеев. В нем была кроме гениальной игры проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден», — рассказывал о пробах на главную роль режиссер Владимир Бортко.

— А что означает эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая вышибла все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует… Когда я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну в квартире петь хором — у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, — в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…

С удовольствием вспоминает свою работу с Евстигнеевым актер Борис Плотников, исполнивший роль ассистента — доктора Борменталя.

«Было страшно, когда сказали, что я буду в паре с Евстигнеевым. Увидев меня, он крякнул, хмыкнул и сказал: «Так, значит, такой Борменталь будет? Ну хорошо». И все… Думал: только реплики подаю, чтобы он солировал, и нужен ему так же, как доктор Ватсон — Холмсу. Услышав это, Евгений Александрович очень сурово меня осек: «Ни в коем случае! Мы с вами равны, коллега».

— Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И, Боже вас сохрани, — не читайте до обеда советских газет.

— Да ведь других нет.

— Вот никаких и не читайте.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от olga_strekal (@olga_strekal) 26 Июн 2019 в 8:34 PDT

Однажды после особенно удачной сцены режиссер Владимир Бортко не выдержал и спросил: «Как вы находите краски для новых ролей?». Евгений Александрович смутился: «У плохих актеров три штампа, а у меня их двадцать три. Ну вот, в различных комбинациях они и дают эффект…».

«Дело, конечно, было не в этом, — позже напишет Бортко, — а в бесконечном богатстве его личности, что по-другому называется гениальностью».

«Наша работа не кабинетная: она вершится и дома, и в троллейбусе, и на бульваре. И до начала репетиции, и когда она закончилась, актер постоянно живет ею, будь то сегодняшняя роль или та, о которой он давно мечтал, — писал Евгений Евстигнеев о своей профессии. — И когда роль хорошо сделана, зритель из зала уходит, а тебя, актера, не забывает. Живет, свои дела делает, своими мыслями занят, а тебя помнит. Потому что зацепил ты его, взбудоражил».

-10%
-20%
-10%
-21%
-50%
-15%
-35%
-50%
-10%