Существует расхожий миф, что в "СССР секса не было". Правда, это выражение не совсем точно интерпретируют. Женщина, которая сказала эту, без всякого преувеличения, историческую фразу, имела в виду совсем другое. Во время знаменитого телемоста между СССР и США она сказала, что у нас в кино "секса нет". И тут она действительно была права. Потому что целомудрие советского кино вызывало неприкрытое удивление иностранцев.
Самое большое, что позволяли себе наши режиссеры до времен перестройки, – это долгий поцелуй на экране. Впрочем, были и некоторые вольности. Например, завернутый в одеяло Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит". Еще один не "совсем приличный" эпизод был в фильме "Мимино", когда Фрунзик Мкртчян на пару секунд представал перед зрителями голым, но со спины.
![]() |
Кадр из фильма "Москва слезам не верит" |
Впрочем, это не спасало некоторые фильмы от замечаний той или иной идеологической комиссии. Многим памятно одно из таких заключений: "Во время поцелуя герой начинает расстегивать кофточку героини. Любой человек понимает, что за этим последует, поэтому этот фильм следует причислить к разряду порнографических". То есть, ни одного намека на секс на экране.
Наверное, именно поэтому так была сильна тяга советского человека к зарубежному кино. Тем более что в конце 1970-х у некоторых уже появились видеомагнитофоны. Именно посредством этих устройств некоторая часть населения нашей страны познакомилась с такими запрещенными у нас фильмами, как "Эммануэль", "Калигула" или "Греческая смоковница". Правда, за просмотр такого кино могли и посадить, но подобный расклад мало кого останавливал. Ведь запретный плод, как известно, сладок.
Но это было хоть более-менее качественно снятое кино. А потом пришла эпоха видеосалонов, где показывали, как мы теперь понимаем, всякую дребедень. Но людям почему-то это нравилось, некоторые всерьез полагали, что именно это так называемое кино и есть настоящее искусство.
Помню, какой ажиотаж был вокруг нашумевшего фильма "Маленькая Вера", который снял режиссер Василий Пичул. Причина такого нездорового интереса была проста – ведь на экране мы практически впервые увидели часть постельной сцены.
![]() |
Кадр из фильма "Маленькая Вера" |
И хотя там ровным счетом не было ничего крамольного, а камера фокусировалась в основном на лицах актеров, звание "первого советского эротического фильма" прочно закрепилось за "Маленькой Верой". А то, что этот фильм показывал трагедию отдельно взятой семьи и поднимал действительно острые социальные проблемы в нашем обществе, никто уже и не помнил. Сам фильм стал лидером проката 1988 года – его посмотрел каждый 5-й человек в СССР. В кинотеатры на просмотр выстраивались очереди, и разговоры об этом фильме можно было услышать повсюду.
После "Маленькой Веры" и "Интердевочки", где Елена Яковлева пару раз предстала на экране без лифчика, последовала эпоха так называемого "кооперативного кино". Это когда в каждом фильме, независимо от развития сюжета, герои или героини обязательно хоть разочек, но должны были обнажиться. Наиболее яркий пример – фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Понятно, что даже в книге говорится о том, что на балу у сатаны женщины были голыми. Но если режиссер Владимир Бортко с этим фактом обошелся в высшей степени деликатно, то Кара просто раздел всех актрис и снял, таким образом, вместо классики – немного пошлый фильм. Во всяком случае, никакой глубины булгаковского произведения не осталось и в помине.
![]() |
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" Юрия Кары |
Но правы оказались те, кто считал, что эпоха "кооперативного кино" будет недолговечна. Так оно, собственно, и получилось. И неприкрытый секс на экране постепенно стал сходить на нет. Что же касается современного отечественного кино, то ему, конечно, далеко до советского практически по всем параметрам.
Впрочем, есть у них одна общая черта – секса на экране в исполнении наших актеров практически нет. А если и есть, то только намеки и без излишнего натурализма. Как сказал один из актеров, для любителей эротики и порнографии есть другое кино, не имеющее ничего общего с классическим.