Психолог Павел Зыгмантович в своем блоге написал пост о том, почему он считает, что нытье — это вредный вирус. Если вам часто говорят, что вы нытик, то, пожалуй, этот материал для вас.

Павел Зымантович / Фото: Вадим Замировский
Павел Зыгмантович / Фото: Вадим Замировский

Что такое нытье? Чем оно отличается от жалобы?

Малый академический словарь говорит нам, что нытье — это действие по второму значению глагола «ныть». Что же это за значение? А вот оно: «Надоедливо жаловаться на что-либо».

Определение неплохое, но в нем нет важного момента — как и где простая жалоба превращается в надоедливую? Почему это происходит?

Вот мой вариант — жалоба становится нытьем тогда, когда нет никаких шансов на улучшение ситуации.

Если к вам пришел человек и начал жаловаться на жизнь, то вы можете ему помочь — хотя бы тем, что выслушаете. Социальная поддержка оказывает на нас самое благоприятное воздействие. Когда мы чувствуем себя принятыми, мрачные краски по меньшей мере тускнеют (подробности на английском). Через полчаса или час жалоба рассасывается — ведь человеку полегчало.

Фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер / Фото: unsplash.com

А в самом лучшем варианте вы предложили какое-нибудь решение, человек воспрял духом и помчался его реализовывать.

С нытьем не так. От выслушивания оно только усиливается, никакие предложения, советы и рекомендации ваш визави не принимает — и вот вы уже три часа кряду выслушиваете фактически одно и то же.

Итак, именно невозможность конструктива превращает нормальную жалобу в раздражающее нытье.

В чем опасность нытья?

Важно понимать: когда человек ноет, он наносит серьезный вред себе и всем окружающим, сталкивающимся с его нытьем.

Во-первых, такой человек сосредотачивается на состоянии, что полезно только в малых количествах. В больших дозах ориентация на состояние приводит человека к потере бодрости духа и тела (подробнее — в статье «Что мешает нам реализовать задуманное»).

Во-вторых, нытье лишает человека контроля над ситуацией, а отсутствие такого контроля крайне пагубно сказывается на здоровье, на эту тему есть множество исследований (подробнее — в статье «Интернет-страдания как изощрённая форма самоубийства»).

В итоге человек подрывает и своё, и чужое здоровье. Фактически, общаться с ноющим человеком — это то же самое, что находиться в одном помещении с отчаянно гриппующим больным. Шансы заразиться — такие же.

Фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер / Фото: unsplash.com

Зачем люди ноют?

На эту тему научных данных у меня нет, так что будет только предположение.

Во-первых, нытье дает легальную тему для беседы. Поругать погоду, курс валют и нерадивость коммунальщиков — беспроигрышная тема. Все согласятся, все поддакнут, никто ни словечка против не скажет.

Во-вторых, нытье неплохо избавляет человека от когнитивного диссонанса — ничего делать не надо, ведь всё бесполезно из-за злых цирюльников и велосипедистов (или рептилоидов и аннунаков, кому что больше нравится).

Не надо исправлять ситуацию, не надо развиваться, не надо преодолевать трудности — можно списать всё на других и продолжать считать себя хорошим, успешным, прекрасным человеком. Никакого когнитивного диссонанса (подробнее — в статье «Когнитивный диссонанс: что это на самом деле»).

Когда можно пробовать останавливать нытье?

Тут нужно проявить некоторую внимательность. Следите за человеком: если по мере общения эмоциональный накал стал стихать, если лицо светлеет, значит, человек вам жаловался и ваше внимание к человеку уже ему помогло.

Еще лучше, если человек прямым текстом запросил у вас рекомендацию или совет. И еще лучше лучшего, если человек задает вам уточняющие вопросы, чтобы лучше разобраться в вашем предложении. 

Совсем отлично, если он задумался о том, как это всё воплотить и через некоторое время переключился на другую тему (или охотно принял ваше переключение).

Если же человеку не становится лучше от вашего выслушивания, если он раз за разом повторяет одно и то же, возвращаясь на пятый или уже шестой заход, значит, перед нами не доброкачественная жалоба, а злокачественное нытье.

Фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер / Фото: unsplash.com

Как остановить нытье?

Первое — не подкрепляйте. То есть не кормите человека своим вниманием. Когда человек поймет, что вы «выключаетесь» от его нытья, через некоторое время он перестанет ныть вам.

«Выключиться» можно иногда в прямом смысле слова — выйти из помещения («Мне нужно по делу»), прервать телефонный разговор («Батарея садится») или даже прямо сказать, мол, хватит об этом, я не хочу продолжать этот разговор.

Конечно, последний вариант достаточно суров (и подходит не всем), но вы всегда можете найти что-то менее жёсткое.

Второе — задавайте вопросы, ориентирующие на действия. «Что можно сделать?», «Какие у тебя варианты?», «Что уже попробовал/а?» и так далее. 

Чем больше человек ориентирован на действия, тем меньше он ноет — ему некогда. 

Конечно, человек может не поддаваться на ваши провокации и сосредоточенно ныть дальше… Ну тогда используйте первый вариант — не подкрепляйте нытье.

Фото: unsplash.com
Изображение носит иллюстративный характер / Фото: unsplash.com

Как перестать ныть самому/самой?

Смотрите предыдущий раздел — не подкрепляйте свое нытье и ориентируйтесь на действия.

Если вы поймали себя на нытье — прекратите. Выпейте воды (будет занят рот) и/или выйдите из контакта (пропадут слушатели).

Если вы чувствуете, что может начаться нытье, — задумайтесь о действиях. Что можно сделать? Как можно исправить ситуацию? Куда написать, кому позвонить, кого подключить к решению проблемы, где взять информацию о возможных шагах? И так далее, и тому подобное.

В общем, меньше слов — больше дела.

-20%
-20%
-15%
-30%
-15%
-10%
-15%
-10%
-10%