Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Отношения


Чего мы ищем в отношениях? Перечислю возможные ответы — радости, заботы, стабильности, внимания, совместного времяпровождения, поддержки, принятия, признания и уважения. Список можно продолжить. Все эти потребности по сути являются выражением потребности в любви — нашей важнейшей человеческой потребности. От того, как именно она удовлетворялась близкими людьми (в первую очередь мамой), зависит — каким образом пойдёт развитие ребёнка, будут ли в этом развитии отклонения и нарушения, какой у него сформируется характер, какие модели взаимодействия с миром и другими ребёнок, вырастая, усвоит и станет применять. И, соответственно — как сложатся его отношения и вся его жизнь.

Поскольку эти модели выросший ребёнок несёт в свои уже взрослые отношения, я хочу их подробнее разобрать. А именно — неконструктивные и неуспешные модели, которые мешают выстраивать отношения, либо разрушают уже существующие.

Все нарушения в нашем развитии появляются либо от избытка, либо от недостатка. Это же касается и нашей потребности в любви. Поэтому номером один в нашем списке будет…

Недостаток любви

Ребёнок с момента рождения не получает безусловной любви, либо получает её недостаточно — в силу того, что его родители не способны её дать — вообще (в силу своих личностных особенностей) либо в этот момент своей жизни (в силу жизненных обстоятельств).

favim.com

В результате, невозможность что-то получить от окружающего мира (мама не может любить) воспринимается им как собственная неспособность, ущербность. И потом этот выросший ребёнок всю жизнь живёт с мыслью: «если бы я только был чуть-чуть лучше…», или: «если бы я сделал что-нибудь иначе…» Понятно, что это мистическое мышление, к которому он прибегает в попытке изменить реальность и получить желаемое. На самом деле он ничего не мог изменить — там и тогда.

Из-за того, что малыш не получает такого необходимого для него опыта собственной ценности и уникальности, он оказывается впоследствии не способным к самопринятию, самоодобрению и любви к самому себе, не может опираться на себя и ищет такую опору всю оставшуюся жизнь. Навязчивый поиск безусловной любви становится целью его жизни.

Какие черты характера формируются у такого человека?

(картина мира: Я — минус, Другие — плюс)

  1. Стыд собственного существования. Чувство, что ему нет места.
  2. Низкая самооценка — чувствует себя пустым, недостойным.
  3. Неуверенность в себе, робость.
  4. Зависим, мил и послушен. Боится разочаровывать других.
  5. Не способен позаботиться о себе. Стыдится быть нуждающимся и беспомощным.
  6. При этом часто может заботиться о другом. Чувствует себя использованным и преданным.
  7. Нечувствительность, способность многое терпеть и переносить ради любви и отношений.
  8. Ощущение себя незначительным, Другого — важным и сверхценным.
  9. Стыдится ранимости, непринятости, телесных недостатков.

Что делать?

Искать опору в себе. Накачивать необходимые ресурсы, а именно — то, что ищет для себя в других, и таким образом формировать и выращивать свою взрослую часть. Ищет принятия — необходимо учиться поддерживать и одобрять себя во всех без исключения ситуациях. Ищет уважения — достигать результатов или обнаруживать и присваивать уже существующие. Ищет финансовой стабильности — учиться зарабатывать.

Если в начале этого пути необходима опора в виде Другого, то можно найти её в лице психолога. В последующем можно искать другие сильные фигуры в собственном роду — дедушка, бабушка, дядя, тетя. Также это может быть любой значимый в вашей жизни человек, которого вы уважаете, гордитесь, который твёрдо стоит на собственных ногах.

Следующим пунктом нашего чёрного списка будет…

Любовь с условием

Надо отметить, что когда ребёнок взрослеет и сталкивается с границами жизни и других людей, с ограничениями и требованиями, — в жизнь его так или иначе входит условная любовь. Условная любовь является тем условием, которое помогает ребёнку выйти из своей эгоцентричной позиции, увидеть рядом Другого и постепенно подготовиться к выходу в социум. Но условная любовь не должна заместить собой безусловную, которая выполняет роль базового принятия. Если у родителей присутствуют оба вида любви, то ребёнок учится и впоследствии умеет сохранять устойчивость и хорошую самооценку даже в случае ошибок или трудных жизненных ситуаций.

favim.com

Если же условием принятия и любви ребёнка является его полное соответствие ожиданиям и требованиям родителей, то формируется так называемая нарциссическая личность. Для того, чтобы родители принимали и любили, ему приходится отказаться от себя — такого, какой он есть. И вырастить так называемое Ложное Я — удобное для окружающих и социально успешное, внутри которого по-прежнему живёт недолюбленный ребёнок, который упорно пытается получить хотя бы признание — вместо принятия и любви.

Какие качества характера и паттерны поведения формируются в этом случае?

  1. Постоянные попытки проявиться, чтобы его оценили, заметили и полюбили.
  2. Зависимость от оценки и мнения другого, поиск одобрения.
  3. Страх отвержения и/или обесценивания.
  4. Страх и стыд разоблачения.
  5. Гиперответственность и перфекционизм.
  6. Неустойчивая и полярная самооценка, от «я — ничтожный» до «я — грандиозный».
  7. Другой воспринимается как средство или функция (равно как относились к нему его родители).

Если формируется картина мира: Я — плюс, Другие — минус, то:

  1. Гордится тем, что одиночка и тем, что ему никто не нужен. Гордится отсутствием чувств. Много рационального.
  2. Опека других. Гордится тем, что является «сильным плечом». Делает себя необходимым для других. Сам, якобы, ни в чём не нуждается.
  3. Должен во что бы то ни стало быть успешным. Использует и предает других.
  4. Не признает авторитеты. Бунтарь. Разочаровывает других, и торжествует при этом.
  5. Отвергает других, чтобы те не оттолкнули первыми. Стремится быть безупречным и идеальным, не допускать ошибок.

Во взрослом возрасте проблемой таких людей становится неспособность любить, невозможность выстроить близкие отношения, сложность испытывать радость жизни.

Что делать?

Таким людям важно найти энергию не только в достижениях, но и в обычных человеческих отношениях. Для этого им нужно будет перестать использовать как себя, так и других людей в качестве функций, дать себе и другим разрешение быть разным: неуспешным, сомневающимся, ранимым — и таким образом постепенно исследовать и реанимировать своё настоящее Я. Помочь себе во всём этом с помощью психотерапии.

Избыток любви

Когда родители не имеют собственного смысла, то смыслом их жизни может стать ребёнок. Из страха потерять этот смысл, они привязывают ребёнка к себе, удовлетворяя все его потребности и лишая его возможности повзрослеть и отделиться. Как рычаги управления могут использоваться чувства вины (мы столько для тебя сделали) и страха (оставайся с нами — мир не безопасен).

Качества характера и способы поведения:

  1. инфантилизм
  2. не чувствует своих и чужих границ
  3. беспомощность
  4. поиск «сильного плеча»
  5. созависимость
laparola.com

Проблема в том, что, вступая в отношения и понимая любовь так, как приучили нас в нашей родительской семье, используя вышеперечисленные модели, мы искренне считаем, что мы действительно любим нашего партнёра — всей душой. Так происходит потому, что наше кажется нам привычным и единственно правильным, а «чужое» — больным и нуждающимся в переделке. На самом же деле мы встречаем партнёра в такой же степени травмированного, со схожим «проблемным полем» (С.В. Ковалёв). Нам интересны и притягивают только похожие на нас в этом смысле люди. Других мы попросту не видим.

При этом, мы во многом комплементарно дополняем друг друга — как в качествах, так и в моделях поведения. Так, если один эгоистичен, то второй альтруист; если один жаждет близости, то другой будет недоступен; если один ответственный, то второй инфантильный, и так далее. Партнерские отношения — это система, в которой общую сумму качеств можно условно обозначить как равную 100%, и если одного качества у вас 80%, то догадайтесь, сколько достанется другому. Более того, эта система стремится к равновесию, и чем ярче один из партнёров демонстрирует одну крайность, тем сильнее второй партнёр — другую. Чтобы маятник занял «золотую середину», необходимо хотя бы одному сдвинуться к «среднему» поведению, и второй партнер неосознанно сделает то же самое, либо (как вариант) — пара распадётся. Если же не учитывать возникающие сложности, взваливать всю ответственность за них на партнёра, то в следующих отношениях вас ждёт всё тот же урок, который вы «прогуляли». И хорошо, если не его усугублённый вариант.

Если смотреть под этим углом на конфликты в паре, то становится понятно, что они могут приводить не к отчуждению, а к сближению — если правильно понимать их причины. Прежде всего, надо заметить, что чем дольше откладывать выяснение отношений (если уже есть претензии друг к другу), тем жарче это будет проходить. Поэтому решать конфликтные ситуации лучше сразу — по мере возникновения. Кроме того, что благодаря конфликту, мы избавляемся от огромного напряжения, мы ещё и проясняем ожидания, различия во взглядах, защищаем свои интересы, отстраиваем границы и высказываем накопившиеся обиды. А также, вступая в очень тесное эмоциональное взаимодействие, имеем возможность проявить и тем самым изучить и исследовать свою «теневую» сторону и те свои способы любить, которые мы вынесли из детства.

И здесь кроется ключевой момент: как правило, тот способ любви, который реализовали по отношению к нам родители, мы проявляем сами к себе. И относимся к себе так же, как и они. А, следовательно, и к Другому. Поэтому, только исправляя своё собственное «кривое» отношение к себе, мы можем наладить отношение и к партнёру. То есть, только уважая и любя себя, можно уважать и любить другого. Понимая это, мы открываем для себя огромное поле деятельности — для собственного самопознания и самосовершенстования.

И на самом деле, наличие партнерских отношений (и конфликтов — как их неотъемлемой части) являются лучшим, но при этом самым тяжелым способом познания и изменения себя. Но хорошая новость в том, что чем более гармоничными становимся мы сами, тем более гармоничные отношения у нас с окружающими людьми.

Любви вам в вашей паре и конструктивных конфликтов.

Оксана Ткачук — психолог, системный расстановщик, коуч. Публикуется и проводит консультации на профессиональных ресурсах, в том числе на личном: prof-psycholog.by. Руководитель детского центра «Advance». Считает, что психотерапия — инструмент, улучшающий качество жизни.