Делай тело
Вкус жизни
Стиль
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Отношения


фото
xvatit.com

Какой родитель не хочет дать своему ребенку все самое лучшее и сразу? Кто не мечтает, чтобы именного его малыш вырос умным, успешным, всесторонне развитым человеком? А современная жизнь с ее повышенными требованиями и бешеными скоростями только подливает масла в огонь: если хочешь хоть чего-нибудь добиться, надо спешить, надо успеть. Вот и боятся родители отстать от этого темпа. Только появился человек на свет, как понеслось: “читать раньше, чем ходить”, три иностранных языка, кубики Зайцева, методы Монтессори, десять раз в день карточки с кружочками, пять раз – таблички со словами, ползания в треке, классическая музыка, занятия по развитию памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений. В школу раннего развития – с шестимесячного возраста, занятия танцами – с полутора лет, бассейн – вообще с рождения.

Игрушки покупаются только специальные, развивающие. Книжки исключительно нужные, полезные: словари, энциклопедии, учебники. На одном из форумов встретилось: “Что читать малышу? – Лучше читать классику или познавательную литературу, чем детские сказки. Я не против развития фантазии, но все дурацкие сказки намеренно вводят ребенка в заблуждение, а потом его оттуда вытаскивать. Наверное, лучше вообще ничего не читать, чем читать ребенку примитивные произведения – они его отупляют и упрощают. По своему опыту скажу, что родителям для развития детей лучше почитать Библию, чем про коня-горбунка, репку или Емелю”. И ведь кто-то послушает этот совет и навсегда лишит своего ребенка волшебства из детства.

Впрочем, часто понятие развитие просто подменяется банальной зубрежкой и натаскиванием. Весь огромный потенциал детской жажды познания сводится к сверхраннему обучению письму, счету и загрузкой ребенка энциклопедическими знаниями. И вместо того, чтобы учиться выстраивать взаимоотношения, фантазировать, любопытствовать – карточки, кубики, методики. Надо сказать, усилия не пропадают понапрасну. В два-три года ребенка можно научить читать, считать (впрочем, можно и зайца научить курить). И вот уже малыш по слогам читает перед взрослыми “Войну и мир”. Гости в шоке, соседки завидуют черной завистью, родители ликуют: “Мы растим гения!”. Правда в стороне остается цена рекордов. Ребенку так много всего предстоит познать в жизни, кроме буквы и цифр.

Вопреки моде, исследования говорят, что раннее обучение письму и чтению бесполезно, а иногда и просто вредно. Маленький ребенок живет правым полушарием, отвечающим за творческий потенциал и абстрактное мышление. Именно оно позволяет ему так быстро познавать мир во всех его красках и проявлениях. Мозг и тело в раннем возрасте открыто к ощущениям и впечатлениям, хочется все трогать рассматривать исследовать: “Листик – зеленый, снег – холодный, конфета – вкусная, а камень – нет". Активизация левого, логического полушария, отвечающего в том числе за процессы письма и счета, наступает гораздо позже. И попытки навязать ребенку информацию, к усвоению которой он еще ни физиологически, ни психологически не готов, могут стать причиной серьезной травмы.

фото
favim.ru

К сожалению, родительские амбиции не имеют пределов, и на дошкольном возрасте эксперименты часто не заканчиваются. Среди моих знакомых были дети, которые окончили школу экстерном. Их родители заявляли, что им было слишком легко и просто учиться, вот неслись галопом через классы. Правда в этих рассказах забывали упомянуть о строгом расписании, индивидуальном плане и фактическом отсутствии свободного времени. Эти дети были умные, талантливые, но вместе с тем глубоко несчастные, какие-то потерянные в пространстве и времени. Они легко осваивали программу с одноклассниками, старшими их на пару лет, и при этом были абсолютно социально изолированы. Они – мамина радость, бабушкина гордость, могли решать дифференциальные уравнения, но совершенно не умели строить отношения с людьми. Да и пропасть между двенадцатилетними детьми и пятнадцатилетними подростками лежала огромная. Не знаю, что стало с ними в дальнейшем, но не думаю, что досрочное вступление во взрослую жизнь принесло им какое-то особенное счастье и успех.

Увлечение “ранним и всесторонним развитием личности” началось довольно давно. Уже выросло поколение “экспериментальных детей”, вроде семьи Никитиных. И среди тех, кто начал очень рано самостоятельно читать, окончил школу ребенком и подростком поступил в университет, не оказалось ни одного выдающего специалиста, ученого, художника, поэта или писателя. В своем большинстве они выросли совершенно обыкновенными людьми, но в отличие от менее загруженных сверстников, чаще имели психологические трудности, проблемы с алкоголем.

Зачем же на маленького человека взваливают такую ношу? Неужели мамины амбиции и самолюбие стоят самого прекрасного времени в жизни человека – детства. Впереди еще вся жизнь из сплошной суеты, расписаний и обязательств. А сейчас можно просто смотреть на мир, бездельничать, баловаться с друзьями, никуда не спешить и не быть никому ничего должным. Когда оно еще будет, такое время, как не в детстве?

С вопросом об их отношении к развитию и обучению детей мы обратились нашим читательницам, педагогам и просто мамам.

фото
sympaty.net

Татьяна, учитель русского языка и литературы, мама двоих детей:

- У меня двое детей. Младшему шесть лет, он в этом году должен пойти в школу, старшей девочке двенадцать. Со своими детьми я занималась с самого раннего детства по различным методикам. Для меня очень важно по максимуму заполнить их день, чтобы не было праздного шатания по улицам или “зависания” в интернете. Я убеждена, что ребенок не должен бездельничать, все проблемы в воспитании возникают именно от наличия свободного времени. Именно от безделья ребенок связывается с плохой компанией, пробует алкоголь и сигареты, становится аутсайдером по жизни. Это не значит, что мои дети целыми днями сидят за книжками. Еще есть занятия гимнастикой, плаванием, рисунком и музыкой, они развиваются не только интеллектуально, но и физически, и творчески. Сейчас я много читаю о домашнем обучении, подыскиваю школу, которая позволит реализовать намеченные планы. Надеюсь, что индивидуальное обучение позволит моим детям добиться результатов в учебе и поменьше отвлекаться на особ противоположного пола, особенно в переходном возрасте.

Наталья, учитель начальных классов, мама троих детей:

- За свои пятнадцать лет педагогической практики мне пришлось поработать с детьми очень разного уровня подготовки. В том числе было несколько человек, чьи родители увлекались идеями усиленного раннего развития. Отношение к этому вопросу у меня сформировалось очень неоднозначное. С одной стороны, это были прекрасно подготовленные детки, которые изучили письмо и счет годам к трем, задолго до школы. То есть и учить их особенно было нечему, большую часть программы они освоили еще в дошкольный период. С другой стороны, существующие пробелы в знаниях заполнялись нелегко, они привыкли учиться совершенно иным способом, чем это предусмотрено процессом в школе. В большинстве случаев в начале учебы они “выезжали” за счет навыков, полученных еще дома, и через несколько лет сравнивались по уровню успеваемости с остальными ребятами. Еще одним моим открытием стало, что те, кого учили читать новомодными способами и в очень раннем возрасте, в дальнейшем читать не любили. Наверное, потому, что интерес к чтению закладывается, когда мама читает ребенку интересные книжки, они вместе рассматривают картинки. Это стимулирует развитие образного мышления, учит ребенка чувствовать книжку, сопереживать героям, удивляться сюжету. При очень раннем обучении чтению ребенок может озвучивать текст с листа, но полноценно работать с книгой еще не умеет, а родители требуют самостоятельности. Своих детей я стараюсь развивать по мере возможности, но никогда не ставила перед ними высоких целей. Не вижу никакой особенной необходимости делать из ребенка гения, пусть просто будут счастливыми.