• Тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Звезды
  • Вдохновение
  • Еда
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  2. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  3. «За свои дома мне не стыдно». Архитектор рассказал о разнице «строил для себя» и «на продажу»
  4. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  5. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  6. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  7. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  8. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  9. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  10. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  11. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  12. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  13. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  14. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  15. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  16. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  17. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  18. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  19. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  20. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  21. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  22. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  23. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  24. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  25. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  26. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  27. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  28. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  29. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  30. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х


У вас маленький ребенок? Готовьтесь уже сейчас, чтобы внезапное "Мама, дай денег" не застало однажды врасплох. Когда и как знакомить ребенка с деньгами и какие законы есть в этих отношениях — рассказывает психолог, специалист по бодинамике Татьяна Альхимович.

фото
ladytrader.ru

— С чего начинается финансовое воспитание ребенка?

— Для меня финансовое воспитание — это часть того контакта, который возникает между детьми и родителями. Ребенок находится рядом с папой и мамой, видит, как они разговаривают, выражают свои эмоции и какое место в их разговорах занимают деньги, с каким чувством они говорят о деньгах. Это может быть страх, благоговение, гордость или пренебрежение. Дети все ловят еще до того, как в их руки попадают первые купюры. Так формируется отношение: деньги — это хорошо или плохо, насколько они важны, насколько высока их ценность.

— Уже на этом этапе могут быть первые тревожные признаки в детском поведении?

— Да. Самая распространенная ситуация — когда ребенок требует купить то, что по сути не относится к материальным ценностям. Например, просит маму заплатить няне, чтобы та с ним сходила в цирк, или угрожает няне, которой недоволен: "Мама тебе не заплатит". Если подобное происходит, очень важно вовремя заметить это и объяснить ребенку, что человеческие отношения и оплата за работу — разные вещи.

— Если говорить о непосредственном контакте ребенка с деньгами, когда и как он должен начаться?

— Есть замечательный способ: когда ребенок просит купить, например, мороженое, вы даете ему деньги и поручаете сделать это самостоятельно. Такое можно практиковать с малых лет. При этом взрослый должен находиться рядом, ведь ребенок может смутиться или растеряться, ему нужна поддержка. Безусловно, у него пока нет ощущения стоимости и ценности покупки, он лишь выполняет поручение взрослого. Но именно так дети получают первый навык обращения с деньгами.

Чуть позже появляются карманные деньги, которые должны отражать потребности ребенка. Для чего они ему нужны? Например, дошкольник подрос, и у него появляются свои интересы, он хочет собирать карточки или журналы, а вы не готовы их регулярно покупать. Тогда стоит выделить ему определенную сумму и позволить самому планировать свои расходы.

фото
deniska.kharkov.ua

— Но он не может пока контролировать свои желания, возьмет и все потратит на ерунду...

— Это абсолютно нормально! Если родители недовольны, они могут лишь запретить, но тогда теряется весь смысл финансового воспитания. Этап, когда все деньги потрачены в прямом смысле на мусор, неизбежен. Как же иначе маленькому человеку понять, что ценно, а что нет? Только по последствиям. Ребенок покупает ерунду, а вечером может и расплакаться: "Мама, я такой глупый, зачем я это все накупил, лучше бы оставил деньги". И мама должна выслушать, возможно, посочувствовать, только не ругать. Однако в следующий раз случится то же самое. Для каждого ребенка существует свое количество этих повторений.

Здесь очень важно соблюдать одно правило: нельзя, жалея дитя, возмещать ему необдуманные траты. Никакого обучения в этом случае не произойдет. Если вы договорились с ребенком, что каждый понедельник даете ему по 10 000 рублей, то, как бы он ни умолял о дополнительном взносе, вы отвечаете: "Нет. Мне очень жаль, что сегодня только среда, а у тебя уже ни копейки, но денег я тебе больше не дам".

— Как быть с деньгами, подаренными на день рождения?

— Тот, кто дарит ребенку деньги, поневоле дарит его семье проблему. Одно дело, если родители готовы не контролировать ребенка, не ругать: "Как ты мог сто долларов на машинки и шоколад потратить?" — тогда проблем нет. Но часто сумма для сознания родителей слишком велика, чтобы ее полностью отдать ребенку.

Здесь можно предложить несколько вариантов. Если о финансовом подарке известно заранее, аккуратно объясните дарителю, почему вы не хотите получить сюрприз деньгами и что лучше на них купить. Или уже договариваться с ребенком: "Это твои деньги, но я беспокоюсь, что ты потратишь их впустую. Давай вместе пойдем в магазин, может быть, я смогу тебе что-то посоветовать?" Не забывайте, последнее слово все равно должно остаться за ребенком. Его решение может быть спонтанным, неразумным с точки зрения родителей, но это его подарок и его деньги.

фото
blogspot.com

— Недавно слышала разговор 10-летнего мальчика с мамой. Он жаловался, что у кого-то из одноклассников появился крутой телефон. Как быть в подобной ситуации родителям, особенно если их средства ограничены?

— Для школьников и подростков подобная конкуренция абсолютно нормальна. Так было всегда! В советские времена неким фетишем была одежда, пластинки, сегодня — мобильный телефон или планшет. Нет никакого ужаса в том, что у вашего ребенка не самая дорогая модель и он на это жалуется. Разделите с ним эту грусть, объясните, что сейчас действительно нет денег (если это на самом деле так), либо что вы просто не считаете пока нужным покупать новый телефон, так как прежний в рабочем состоянии и с хорошим набором функций.

— Но ведь в школе над ним могут насмехаться?

— Нельзя купить авторитет. Можно ошеломить насмешников, подарив ребенку самый шикарный телефон, но чаще всего проходит время и над этим ребенком опять начинают смеяться и издеваться. Значит, есть некие психологические проблемы. Они могут быть связаны как с ребенком, так и с атмосферой класса, школы, поэтому просто купить телефон или планшет — это не панацея. Нужно поддерживать своего ребенка, исследовать ситуацию, быть рядом, а не откупаться дорогими игрушками.

— Не раз приходилось слышать, что родители платят детям за хорошие оценки. Нормально ли это?

— Мы обращаемся к теме границ, а их главный вопрос: что кому принадлежит? Если учеба — это, условно, мамина сфера, она ее контролирует, то пусть она платит за оценки, а ребенок становится лишь тем, кого заинтересовывают. Но правильно, когда учеба принадлежит ребенку, он отвечает за нее, несет ответственность за оценки и поведение в школе. Возникает вопрос: как же мотивировать ребенка на обучение? Платить за оценки — вариант для ленивых родителей. Ребенка надо заинтересовать. Учите таблицу умножения во время вечерней прогулки, на примитивных опытах покажите, какой увлекательной может быть химия или физика, а в истории так много героев и загадочных фактов! Конечно, это требует времени, но вот он — самый естественный способ заинтересовать ребенка. А деньги в данном случае меняют мотивацию: ребенок учится не потому, что ему это нравится, а потому, что срочно нужны 10 000 рублей на наклейки или чипсы.

фото
vospitaj.com

— А что насчет оплаты за помощь по дому?

— Каждый человек чистит зубы, но никому не придет в голову платить ребенку за это. Потому что личная гигиена — это естественно. Так же и с домашними обязанностями. Если малыша с малых лет приучили собирать игрушки, позже — застилать постель, накрывать на стол, он будет помогать и никакой оплаты не потребует. Другое дело, если родители спохватились, что их 12-летнее чадо даже кружку после чая не помоет… Что остается делать, когда время упущено? Просить, предлагать условия ("сделаешь — дольше посидишь за компьютером") или деньги. В конце концов, ничего криминального в этом нет.

(Продолжение следует.)

-50%
-50%
-50%
-15%
-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
0073029