102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  2. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  3. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  4. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  5. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит 2 марта
  6. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  7. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  8. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  9. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  10. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  11. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  12. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  13. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  14. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  15. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  16. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  17. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  18. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  19. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  20. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  21. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  22. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  23. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  24. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  25. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  26. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  27. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  28. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  29. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  30. Одних только опций — на 65 тысяч евро. В Минск привезли первый экземпляр Mercedes S-класс нового поколения


У вас маленький ребенок? Готовьтесь уже сейчас, чтобы внезапное "Мама, дай денег" не застало однажды врасплох. Когда и как знакомить ребенка с деньгами и какие законы есть в этих отношениях — рассказывает психолог, специалист по бодинамике Татьяна Альхимович.

фото
ladytrader.ru

— С чего начинается финансовое воспитание ребенка?

— Для меня финансовое воспитание — это часть того контакта, который возникает между детьми и родителями. Ребенок находится рядом с папой и мамой, видит, как они разговаривают, выражают свои эмоции и какое место в их разговорах занимают деньги, с каким чувством они говорят о деньгах. Это может быть страх, благоговение, гордость или пренебрежение. Дети все ловят еще до того, как в их руки попадают первые купюры. Так формируется отношение: деньги — это хорошо или плохо, насколько они важны, насколько высока их ценность.

— Уже на этом этапе могут быть первые тревожные признаки в детском поведении?

— Да. Самая распространенная ситуация — когда ребенок требует купить то, что по сути не относится к материальным ценностям. Например, просит маму заплатить няне, чтобы та с ним сходила в цирк, или угрожает няне, которой недоволен: "Мама тебе не заплатит". Если подобное происходит, очень важно вовремя заметить это и объяснить ребенку, что человеческие отношения и оплата за работу — разные вещи.

— Если говорить о непосредственном контакте ребенка с деньгами, когда и как он должен начаться?

— Есть замечательный способ: когда ребенок просит купить, например, мороженое, вы даете ему деньги и поручаете сделать это самостоятельно. Такое можно практиковать с малых лет. При этом взрослый должен находиться рядом, ведь ребенок может смутиться или растеряться, ему нужна поддержка. Безусловно, у него пока нет ощущения стоимости и ценности покупки, он лишь выполняет поручение взрослого. Но именно так дети получают первый навык обращения с деньгами.

Чуть позже появляются карманные деньги, которые должны отражать потребности ребенка. Для чего они ему нужны? Например, дошкольник подрос, и у него появляются свои интересы, он хочет собирать карточки или журналы, а вы не готовы их регулярно покупать. Тогда стоит выделить ему определенную сумму и позволить самому планировать свои расходы.

фото
deniska.kharkov.ua

— Но он не может пока контролировать свои желания, возьмет и все потратит на ерунду...

— Это абсолютно нормально! Если родители недовольны, они могут лишь запретить, но тогда теряется весь смысл финансового воспитания. Этап, когда все деньги потрачены в прямом смысле на мусор, неизбежен. Как же иначе маленькому человеку понять, что ценно, а что нет? Только по последствиям. Ребенок покупает ерунду, а вечером может и расплакаться: "Мама, я такой глупый, зачем я это все накупил, лучше бы оставил деньги". И мама должна выслушать, возможно, посочувствовать, только не ругать. Однако в следующий раз случится то же самое. Для каждого ребенка существует свое количество этих повторений.

Здесь очень важно соблюдать одно правило: нельзя, жалея дитя, возмещать ему необдуманные траты. Никакого обучения в этом случае не произойдет. Если вы договорились с ребенком, что каждый понедельник даете ему по 10 000 рублей, то, как бы он ни умолял о дополнительном взносе, вы отвечаете: "Нет. Мне очень жаль, что сегодня только среда, а у тебя уже ни копейки, но денег я тебе больше не дам".

— Как быть с деньгами, подаренными на день рождения?

— Тот, кто дарит ребенку деньги, поневоле дарит его семье проблему. Одно дело, если родители готовы не контролировать ребенка, не ругать: "Как ты мог сто долларов на машинки и шоколад потратить?" — тогда проблем нет. Но часто сумма для сознания родителей слишком велика, чтобы ее полностью отдать ребенку.

Здесь можно предложить несколько вариантов. Если о финансовом подарке известно заранее, аккуратно объясните дарителю, почему вы не хотите получить сюрприз деньгами и что лучше на них купить. Или уже договариваться с ребенком: "Это твои деньги, но я беспокоюсь, что ты потратишь их впустую. Давай вместе пойдем в магазин, может быть, я смогу тебе что-то посоветовать?" Не забывайте, последнее слово все равно должно остаться за ребенком. Его решение может быть спонтанным, неразумным с точки зрения родителей, но это его подарок и его деньги.

фото
blogspot.com

— Недавно слышала разговор 10-летнего мальчика с мамой. Он жаловался, что у кого-то из одноклассников появился крутой телефон. Как быть в подобной ситуации родителям, особенно если их средства ограничены?

— Для школьников и подростков подобная конкуренция абсолютно нормальна. Так было всегда! В советские времена неким фетишем была одежда, пластинки, сегодня — мобильный телефон или планшет. Нет никакого ужаса в том, что у вашего ребенка не самая дорогая модель и он на это жалуется. Разделите с ним эту грусть, объясните, что сейчас действительно нет денег (если это на самом деле так), либо что вы просто не считаете пока нужным покупать новый телефон, так как прежний в рабочем состоянии и с хорошим набором функций.

— Но ведь в школе над ним могут насмехаться?

— Нельзя купить авторитет. Можно ошеломить насмешников, подарив ребенку самый шикарный телефон, но чаще всего проходит время и над этим ребенком опять начинают смеяться и издеваться. Значит, есть некие психологические проблемы. Они могут быть связаны как с ребенком, так и с атмосферой класса, школы, поэтому просто купить телефон или планшет — это не панацея. Нужно поддерживать своего ребенка, исследовать ситуацию, быть рядом, а не откупаться дорогими игрушками.

— Не раз приходилось слышать, что родители платят детям за хорошие оценки. Нормально ли это?

— Мы обращаемся к теме границ, а их главный вопрос: что кому принадлежит? Если учеба — это, условно, мамина сфера, она ее контролирует, то пусть она платит за оценки, а ребенок становится лишь тем, кого заинтересовывают. Но правильно, когда учеба принадлежит ребенку, он отвечает за нее, несет ответственность за оценки и поведение в школе. Возникает вопрос: как же мотивировать ребенка на обучение? Платить за оценки — вариант для ленивых родителей. Ребенка надо заинтересовать. Учите таблицу умножения во время вечерней прогулки, на примитивных опытах покажите, какой увлекательной может быть химия или физика, а в истории так много героев и загадочных фактов! Конечно, это требует времени, но вот он — самый естественный способ заинтересовать ребенка. А деньги в данном случае меняют мотивацию: ребенок учится не потому, что ему это нравится, а потому, что срочно нужны 10 000 рублей на наклейки или чипсы.

фото
vospitaj.com

— А что насчет оплаты за помощь по дому?

— Каждый человек чистит зубы, но никому не придет в голову платить ребенку за это. Потому что личная гигиена — это естественно. Так же и с домашними обязанностями. Если малыша с малых лет приучили собирать игрушки, позже — застилать постель, накрывать на стол, он будет помогать и никакой оплаты не потребует. Другое дело, если родители спохватились, что их 12-летнее чадо даже кружку после чая не помоет… Что остается делать, когда время упущено? Просить, предлагать условия ("сделаешь — дольше посидишь за компьютером") или деньги. В конце концов, ничего криминального в этом нет.

(Продолжение следует.)

-15%
-35%
-10%
-10%
-10%
-10%
-25%
-20%
-10%
-50%
-30%