• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наши за границей


/

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании Индии? Это место зарождения танцев в неповторимом и запоминающемся стиле, а еще именно на родине Махатмы Ганди выращивают популярные во всем мире сорта чая и производят внушительное количество донельзя эмоциональных кинофильмов. По площади своей территории (около 3,3 млн квадратных километров) Индия занимает седьмое место в мире, а по количеству населения (более 1,221 млрд человек) – второе.

В рубрике "Наши за границей" сегодня – рассказ нашего читателя Вадима, который не так давно посетил эту прекрасную страну, умело совместив туристические цели с работой. О том, каким он увидел это государство с одной из самых древних в мире культур, что думает о патриотизме индийцев и уровне их гостеприимства – читайте далее.

Знаменитый Тадж-Махал. Одна из визитных карточек Индии
Знаменитый Тадж-Махал. Одна из визитных карточек Индии

– Мне довелось провести в Индии, а точнее в столице этой страны – городе Нью-Дели, несколько недель. Также я посетил близлежащие города (Джайпур и Агру) и могу с уверенностью сказать: Индия – страна необычайно колоритная и многообразная, а посему рассказывать о ней можно очень долго.

Дворец Джал-Махал в Джайпуре
Дворец Джал-Махал в Джайпуре

Первым впечатлением от Индии по пути из аэропорта в столицу стало непривычное для нашего восприятия дорожное движение. От белорусского оно отличается манерой и стилем езды, которые сначала хочется охарактеризовать как "полный хаос". Лишь только после нескольких недель я начал понимать логику действий индийских водителей. Первое правило в дорожном движении Индии – никаких правил не существует (единственное пожелание – ехать по левой стороне дороги, да и то не всегда). Не раз я наблюдал за тем, как по загруженной трассе по нашей полосе навстречу двигались большие грузовики, создавая помимо опасности для жизни еще и дикие пробки. При этом водители реагировали на все это абсолютно спокойно – мол, ему же надо!

Пробка в Нью-Дели. Днем так по всему городу. После местных пробок хочу сказать, что в Минске их нет, есть только небольшие заторы
Пробка в Нью-Дели. Днем так по всему городу. После местных пробок хочу сказать, что в Минске их нет, есть только небольшие заторы
Дорожное движение в Джайпуре
Дорожное движение в Джайпуре
Встречаются и такие разукрашенные участники движения
Встречаются и такие разукрашенные участники движения

Беспорядочное месиво из машин, автобусов, мотоциклов, трехколесных мототакси, велорикш и велосипедов движется в разных направлениях, а за пределами столицы к этому хаосу добавляются еще и повозки с мулами, верблюдами и грациозно шагающими слонами. Все это обильно сдабривается несмолкающими звуковыми сигналами. При этом надо отдать должное индийским водителям – в существующих обстоятельствах они действительно профессионалы, ведь дистанция между транспортными средствами чаще всего минимальная. При пробках многие едут со сложенными зеркалами, так как расстояние между машинами порядка 10 сантиметров – это норма. Не раз я лично наблюдал, как при скорости 30-40 км/ч дистанция между транспортными средствами составляла не более 1-2 метров. С учетом такого плотного движения в крупногабаритных транспортных средствах (грузовиках, автобусах) помимо водителя с левой стороны сидит помощник, который, высунув голову в окно, контролирует свою сторону, а при разворотах, поворотах и прочих сложных маневрах выскакивает и регулирует (или пытается регулировать) движение.

Какова мощность этого транспорта в лошадиных силах, доподлинно неизвестно, но одна верблюжья сила есть точно
Какова мощность этого транспорта в лошадиных силах, доподлинно неизвестно, но одна верблюжья сила есть точно
Попадаются на дорогах и такие колоритные персонажи
Попадаются на дорогах и такие колоритные персонажи
Помощник водителя во время движения контролирует левую сторону
Помощник водителя во время движения контролирует левую сторону

Отношение к безопасности перевозки пассажиров такое же – не раз приходилось наблюдать, как не поместившиеся в транспортное средство люди повисали на подножках, выглядывали из дверей и даже ехали на крышах.

Поездки на индийских мототакси (я их называл на таиландский манер "тук-туками") – это первое время почище аттракциона "Американские горки", ибо водитель едет, не соблюдая никаких правил. При этом вы находитесь в открытом салоне без дверей и мимо вас на расстоянии 10-20 сантиметров то и дело проносятся всевозможные ревущие и грохочущие машины, а в довершение ко всему для пущего вброса адреналина в кровь можно выбрать водителя помоложе и вслух похвалить его мастерство. Гарантирую: даже находясь сзади на месте пассажира, вы будете с периодичностью раз в 30 секунд судорожно пытаться нащупать и нажать педаль тормоза.

Борьба с парковкой на тротуаре
Борьба с парковкой на тротуаре

 

Среднестатистический индийский грузовик. Эти разукрашенные, ржавые и грохочущие чудовища могут въезжать в город только ночью, заполняя все вокруг адским шумом
Среднестатистический индийский грузовик. Эти разукрашенные, ржавые и грохочущие чудовища могут въезжать в город только ночью, заполняя все вокруг адским шумом
В тесноте, да не в обиде
В тесноте, да не в обиде
Семья едет в мототакси. Вообще, оно рассчитано на 3 пассажиров, а спереди сидит один водитель. В этом случае в такси едут 7 пассажиров, но и это далеко не рекорд.
Семья едет в мототакси. Вообще, оно рассчитано на 3 пассажиров, а спереди сидит один водитель. В этом случае в такси едут 7 пассажиров, но и это далеко не рекорд.

Первое время меня очень удивляли тротуары высотой в 40-50 сантиметров, пока я не увидел, что там, где они ниже, по тротуарам совершенно спокойно двигаются мотоциклисты (мастерски маневрируя между деревьями и не обращая внимания на пешеходов). Вообще, пешеход в Индии – это абсолютно бесправный участник движения. По пешеходному переходу дорогу следует перебегать, так как водители, увидев такое "препятствие", сбавлять скорость даже не пытаются.

Даже местные жители не рискуют задерживаться на пешеходном переходе
Даже местные жители не рискуют задерживаться на пешеходном переходе
Бордюры и разделительные полосы. К внедрению безбарьерной среды здесь пока явно не готовы.
Бордюры и разделительные полосы. К внедрению безбарьерной среды здесь пока явно не готовы.

Индийцы (по крайней мере те, с которыми я встречался в центральной части страны) – люди очень добрые и приветливые, выглядящие позитивно и часто улыбающиеся. Как я полагаю, во многом такое поведение объясняет преобладающая религия (индуизм), которая призывает к терпению. Осмелюсь кратко сформулировать основную установку индуизма, который здесь исповедует около 80% населения: жизнь вечна, и это только сейчас тебе плохо, но если ты живешь по правилам, то после смерти и реинкарнации ты обязательно переродишься в совершенно новой жизни. Мне очень понравился один расхожий пример о сути индуизма: сейчас ты очень беден, но живи правильно и в следующей жизни у тебя будет велосипед, далее – мотоцикл, а там глядишь и машина.

Индийцы – нация очень толерантная и терпеливая, в их культуре мирно уживаются такие явно не совместимые у нас символы, как свастика и звезда Давида. Суровыми здесь выглядят лишь сикхи, которые значительно отличаются от остальной части населения. Исповедующие сикхизм не признают деление на касты и не считают другие религии хуже своей, держатся обособленно и помогают друг другу. У них очень красивые белые храмы. Согласно их Священной книге, каждый сикх уважает другого сикха, так как знает, что у того тоже есть кинжал. Постоянно иметь при себе кинжал – одна из заповедей их религии. Вторая – не стричь на голове волосы (их сикхи заплетают во что-то наподобие тюрбана). Может быть, и поэтому выглядят они очень воинственно. Составляя всего 2% от огромного населения Индии, сикхи меж тем занимают более 20% всех офицерских должностей в армии и полиции. Центральный руководящий состав полиции, армии и флота также наполовину состоит из сикхов.

Вход в индуистский храм Лакшми-Нараян
Вход в индуистский храм Лакшми-Нараян
Здание гробницы императора Хамаюмба
Здание гробницы императора Хамаюмба
Искон. Еще один индуистский храм. Внутри очень демократично – можно свободно фотографировать и снимать видео (даже религиозные службы)
Искон. Еще один индуистский храм. Внутри очень демократично – можно свободно фотографировать и снимать видео (даже религиозные службы)
Внутри храма Искон
Внутри храма Искон

Индийцы очень любят фотографироваться. За все время нахождения в этой прекрасной стране я не получил ни одного отказа на просьбу сделать с ними фотографию. Наоборот: в городе ко мне часто подходили и просили сфотографироваться, а те, кто скромнее, сами незаметно становились напротив моей скромной персоны с европейским лицом и на этом фоне делали селфи. Часто (особенно в метро) ко мне пытались незаметно прикоснуться, а дети, попрошайничая, тыкали пальцами в оголенные части моего тела. Позже мне пояснили, что для местных это хорошая примета – потрогать белого.

Посетительница храма
Посетительница храма
Сикхский храм
Сикхский храм
Сикхи фотографируются не очень охотно. Но этот смотритель на входе в Джайпурский дворец за вознаграждение с удовольствием сфотографировался с моим другом
Сикхи фотографируются не очень охотно. Но этот смотритель на входе в Джайпурский дворец за вознаграждение с удовольствием сфотографировался с моим другом

На улицах индийских городов много бедных и нищих, а там, где снуют толпы туристов, – еще и большое количество калек (совсем как в фильме "Миллионер из трущоб"). Но, несмотря на бедность, эти люди не выглядят несчастными. Дети играют, лавируя прямо между стоящими в пробках машинами, а по ночам их семьи ночуют под мостами (там же сушится белье, готовится на кострах еда).

В разговорах с индийцами на их традиционный вопрос о том, нравится ли мне Индия, я отвечал утвердительно и попутно отмечал в качестве недостатка большое количество бедных. На это всякий раз я слышал обезоруживающий ответ: "Это ничего, зато они все счастливы".

Индийские мальчишки
Индийские мальчишки
Индийская семья
Индийская семья
Климат позволяет жить в палатках круглый год
Климат позволяет жить в палатках круглый год
Трущобы. А над ними спутниковые антенны
Трущобы. А над ними спутниковые антенны

Индийцы – патриоты своей страны. На многих машинах здесь можно увидеть надписи наподобие "I love India". У памятников и в музеях всегда полно школьников, с которыми учителя там же проводят занятия. К слову, в музеях и множественных исторических объектах посетители в основном местные, а иностранцев в общем количестве совсем не много. Правда, с иностранных туристов за вход в любой историко-культурный объект дерут три шкуры. Так, если посещение, например, Тадж-Махала для индийца обойдется в 20 рупий (треть доллара), то для иностранца – уже в 750 рупий (более 12 долларов).

В Нью-Дели, как и у нас в Минске, есть площадь государственного флага
В Нью-Дели, как и у нас в Минске, есть площадь государственного флага
Кутб-Минар. Самый большой кирпичный минарет в мире
Кутб-Минар. Самый большой кирпичный минарет в мире
Занятие школьников в минарете Кутб-Минар, входящем в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Занятие школьников в минарете Кутб-Минар, входящем в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Город Нью-Дели колоритен не только людьми и дорожным движением, но и своей архитектурой. Строить его начали англичане, подойдя системно к размещению проспектов, парков, жилых районов. Но индийская специфика (в первую очередь большое количество населения) наложила на эту систему свой отпечаток: в городе очень пыльно и высокая загазованность. Солнца практически не видно – его скрывает постоянный смог, который лишь иногда по утрам рассеивается, а к вечеру появляется снова.

Обеспеченные индийцы живут в кварталах, называемых колониями и анклавами, куда ведут отдельные въезды. Такие кварталы огорожены заборами (часто с колючей проволокой). С наступлением темноты въезды в них закрываются, а за покоем следят охранники в специальной форме.

Въезд в один из анклавов
Въезд в один из анклавов
Типичная архитектура Нью-Дели. По местным меркам, нам в Минске можно неограниченно уплотняться. Часто расстояние между окнами домов здесь составляет всего пару метров
Типичная архитектура Нью-Дели. По местным меркам, нам в Минске можно неограниченно уплотняться. Часто расстояние между окнами домов здесь составляет всего пару метров

В целом, Нью-Дели считается безопасным городом, но беречь эту безопасность от кашмирских и иных сепаратистов, всевозможных религиозных фанатиков и террористов удается ценой больших усилий. На входах в исторические объекты (особенно включенные в списки всемирного наследия ЮНЕСКО) расположены сложенные из мешков песка блокпосты с пулеметчиками. На входах в метро также можно увидеть сделанные из брони полусферы с автоматчиками. Их же (зачастую это женщины) можно заметить и на специальных вышках.

В вечернее время город перекрывается множеством постов полиции, а дороги и шоссе при помощи передвижных барьеров сужают до одной полосы. Во все отели, торговые центры и прочие места массового скопления граждан можно пройти только после личного досмотра (иногда он проводится и с помощью металлодетектора).

Красный Форт в Дели. Один из нескольких объектов всемирного наследия, расположенных в этом городе
Красный Форт в Дели. Один из нескольких объектов всемирного наследия, расположенных в этом городе
Блокпост на входе в Красный Форт. Для эстетики мешки с песком обернуты целлофаном. А пулеметчик беззаботно, не обращая внимания на происходящее вокруг, болтает с гражданским
Блокпост на входе в Красный Форт. Для эстетики мешки с песком обернуты целлофаном. А пулеметчик беззаботно, не обращая внимания на происходящее вокруг, болтает с гражданским
А вот так проводится реставрация в Красном Форте. Видимо, дешевле заплатить пару долларов бедняге, который целый день будет долбить одну плиту, чем пригласить рабочего с отбойным молотком
А вот так проводится реставрация в Красном Форте. Видимо, дешевле заплатить пару долларов бедняге, который целый день будет долбить одну плиту, чем пригласить рабочего с отбойным молотком

За время своего пребывания в Индии я постарался увидеть многое, и благо посмотреть в этой стране есть на что. Но порой меня впечатляли объекты, в целом обделенные вниманием туристов. Так, Тадж-Махал почему-то на меня большого впечатления не произвел. А вот в Джайпуре очень понравился дворец Джал-Махал, который через некоторое время после возведения оказался в центре водохранилища таким образом, что четыре его этажа остались под водой. Но один, возвышающийся над водной гладью, все же очень красив.

В Дели мне понравился основанный еще в XIV веке и тогда же заброшенный Форт Туглакабад. Размеры форта огромны – он простирается более чем на 6 километров так, что противоположные его стены едва видны. Центр форта полностью зарос густой растительностью, лишь небольшая его часть расчищена для туристов. Таксисты знают форт под именем Monkey Fort ("Обезьяний форт"), так как в нем живет множество этих животных. Обезьяны эти, к слову, довольно агрессивны и опасны, так что смотрители в форте постоянно ходят с палками и, в случае необходимости, применяют их по назначению.

Часть внешней стены Форта Туглакабад
Часть внешней стены Форта Туглакабад
Заход солнца над развалинами Дворца султана в Форте Туглакабад
Заход солнца над развалинами Дворца султана в Форте Туглакабад
Житель Форта
Житель Форта
Фотография сделана с высшей точки Форта
Фотография сделана с высшей точки Форта

В Джайпуре есть отлитая еще в начале XVIII века самая большая в мире пушка на колесах, которая на испытаниях выстрелила ядром весом в 50 килограммов на расстояние в 35 километров. Для этого выстрела понадобилось 100 килограммов пороха.

Пушка в Джайпуре
Пушка в Джайпуре

А еще в Джайпуре меня впечатлило оригинальное гаремное крыло Дворца махараджи, названное Хава-Махал ("Дворец ветров"). Смотрители рассказывают, что у махараджи было более 200 жен, и каждую ночь он проводил с двумя из них.

Хава-Махал
Хава-Махал

Вообще, Индия потрясающая и интереснейшая страна с удивительным народом, в чем-то сильно отличающимся, но в то же время во многом очень схожим с нашим. Пребывая там, со временем устаешь от огромного количества людей, которые снуют повсюду, а также постоянных пробок, шума и пыли. Но, вернувшись домой, этого уже не хватает. Я бывал во многих странах, но ни одна из них не зацепила меня так сильно, как Индия. Теперь я понимаю индийцев, которые говорят "I love India", я тоже ее люблю.

Вы заядлый путешественник и хотите поделиться с нашими читателями своим опытом поездки в экзотические страны? Или вы уже долгое время проживаете в одной из таких стран и хотите рассказать об этом? Пишите на alextis@tut.by 

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-30%
-35%
-35%
-15%
-49%
-15%
-10%
-50%
-20%
-20%
0058953