Космос до сих пор остается одной из самых удивительных, непостижимых и от этого еще более притягательных сфер для человека. Но есть те, для кого космонавтика стала не только профессией, но и частью жизни. О космосе и не только — в интервью с космонавтом, дважды Героем Советского Союза, президентом Федерации космонавтики России Владимиром Васильевичем Коваленком.
Начнем с вопроса, который Вам не устанут задавать: как Вы попали в космонавтику?
Очень просто: захотел — и попал. Чтобы быть космонавтом, нужно просто очень сильно этого хотеть. Спросите, как родилось это «хотение»? (Улыбается.) Всему виной первый спутник. Его запустили 4 октября 1957 года, и это перевернуло умы человечества. Человеческий, рукотворный объект летает вокруг земли! До этого в уме человека было только то, что самолет может перелететь из пункта «А» в пункт «Б». А тут — вокруг земли какой-то спутник.
В те годы далекого прошлого века следить за событием можно было только по радио, дикторы которого сообщали, над какой территорией перемещается объект в данный момент. И когда спутник достигал территории Беларуси, наш учитель астрономии Николай Прокопьевич, завуч нашей деревенской школы, вывел нас, своих учеников, во двор школы, чтобы показать спутник. И когда я увидел его мерцание, у меня само собой вырвалось: «Полетят! Люди полетят! Раз самолеты летают, раз этот объект летит — значит, и люди полетят». Николай Прокопьевич не понял меня: «Что ты имеешь в виду?» Я стушевался и ответил: «Потом скажу». Вот это был первый толчок. Из этой детской мечты и родилась идея стать космонавтом.
Какие качества нужны, чтобы стать космонавтом?
Обычные, человеческие. Никаких иных не надо. Я здесь ничего врать не буду. Надо быть честным, справедливым, просто оставаться человеком. А это, знаете, самая трудная должность — быть человеком.
Как удавалось лавировать между космосом и семьей? Расставлять приоритеты?
Семья у меня летная. Мне повезло. Моей жене сначала пришлось побыть женой летчика, пока я учился в летном училище и служил. (Смеется.) Поэтому когда я стал космонавтом, она уже знала, что это за доля. Саянов в книге «Небо и земля» написал: «Если не хватает силы воли жить вечным ожиданием в непрерывной заботе о человеке, который далеко, и через час ждать известий о смерти или славе, не становись подругой летчика». Так получилось, что моя Нина Васильевна согласилась выдержать этот путь и вышла за меня замуж. Потом, приехав в Звездный, мы оба нашли себе занятия: я готовился по своей программе, а она работала в медицинском управлении.
Важна была поддержка жены?
Конечно! Как без поддержки? В семье поддержка обязательно нужна. Она понимала, чем я занимаюсь, я понимал, чем занимается она. Все у нас было в согласии. Трудились вместе.
Случались ли в Вашей жизни моменты, когда Вы задавали себе вопрос: а зачем я делаю то, что делаю?
Вчера (смеется), когда сообразил, что очередной конгресс Ассоциации космических полетов нужно провести не в Литве, а здесь, в Беларуси. И вот когда почувствовал всю тяжесть свалившихся на меня обязательств, я подумал в сердцах: «А зачем мне все это надо?»
Ради чего стоит жить?
Ради жизни.
А есть ли что-то, ради чего стоило бы умереть?
Умирать вообще не стоит! Нет таких ценностей, ради которых можно умереть. Самое дорогое — это жизнь. А если ты согласен умереть за что-то — значит, ты не ценишь самое дорогое в своей жизни. Человек должен жить.
Вам было когда-нибудь страшно?
Было страшно, когда понял, что программу не смог выполнить — когда не состыковался с орбитальной станцией в первом полете. Вот это было и неприятно, и страшно. А так страх — даже не знаю, чей удел… Испуг — да, бывает. Но это мгновение. Страх, наверное, постоянное чувство. Не знаю.
Вы помните свое самое экстремальное переживание? Которое даже памяти не стереть?
Первое свидание.
Есть ли у Вас ощущение, что за Вами стоит сила, которая помогает проходить препятствия?
Да, было такое ощущение. И не раз в жизни. Я считаю, что у меня есть покровитель, потому что не однажды случались ситуации, когда доли секунды отделяли меня от смерти. Я бы даже назвал себя человеком последней секунды. Но то ли из-за того, что я никогда не терялся, то ли еще почему-то мне удавалось выходить победителем из любой ситуации. Какая-то сила мне помогает.
Вы много общаетесь с молодежью. Удается ли передавать им ощущение стойкости духа?
С 1978 года я постоянно общаюсь с молодежью, езжу на встречи к школьникам, студентам. Самые сложные встречи — это беседы со школьниками, потому что они все — разного возраста, и нужно научиться разговаривать и с первоклассником, и со студентом. Масштабы понимания разные. И для того, чтобы быть понятным и тому, и другому, нужно найти в своей душе и школьника, и студента.
Есть ли цели, которые еще не достигнуты Вами?
Нет. Мне кажется, что все, что суждено было мне, я уже выполнил. Осталось только растить правнуков, которых у меня уже трое. Это мое богатство (улыбается).
P. S. Беседа с Владимиром Васильевичем состоялась в рамках проекта «Огонь человеческого сердца», приуроченного ко Дню защитника Отечества. Он является продолжением ряда социальных городских инициатив, реализуемых объединенными усилиями информационного социально-благотворительного учреждения «Бейби Стори», коммуникационного агентства «АРС Коммюникешнз», интеллектуального агентства «Бугулов Консалтинг» под патронажем комитета по труду, занятости и защите Минского городского исполнительного комитета. Итогом проекта станет масштабная фотовыставка, которая проходит в Минске с 25 февраля по 25 марта в ТРЦ Galleria Minsk.
Куратор проекта: Наталья Мирончук