Проблема номер один всех минских мам и пап — найти такую площадку, где ребенок может не просто поиграть, но и провести время с пользой. Мы побеседовали с мамой-активисткой, педагогом и архитектором — знающими людьми, чтобы выяснить, меняется ли состояние детских площадок в городе, чем опасен яркий пластик и где искать идеальное место для малыша.
Факт остается неутешительным: сколько проверок ни проводит прокуратура во дворах каждый год, — в столице по-прежнему много аварийных площадок. Не просто непригодных для игр, но и опасных для здоровья. Последний рейд орган надзора проводил в начале лета. Вердикт: конструкции старые, приземление с горок непродуманное — дети летят прямиком на землю, рискуя повредить позвоночник.
Лето закончилось — проблема не решена. Новые площадки ставят, но, как правило, для этого необходима особая активность жильцов: сбор подписей и отдельное заявление в ЖЭС. Часто нужны также дополнительные вложения со стороны родителей. Так средняя стоимость обычной пластиковой горки у поставщиков — 3-4 миллиона, без установки. Скромная площадка со стандартным набором объектов обойдется около 20 млн белорусских рублей, в зависимости от предпочтений родителей или договоренности с тем же ЖЭСом.
Евгения Доморонок, активистка, мама Ярославы (4 года) и Константина (3 года): “Хочешь сделать хорошо — делай сам”
В 2014 году в минских дворах за средства капитального ремонта жилых домов установили 497 единиц игрового оборудования. Дом №22 по улице Ландера, в котором проживает Евгения, отстаивал строительство детской площадки кровью и потом. Жители долгое время обивали порог ЖЭСа и просили поставить хотя бы горку и качели, потому что ближайшая детская площадка хоть и находилась близко к дому, но была отделена от него дорогой — ребенка отпускать страшно. В итоге площадку поставили. Скромную: качели-весы, качели обыкновенные, горка и песочница. Как говорит Евгения, в жировке было написано, что деньги вычли из “фонда благоустройства прижилищных территорий”.
- Если бы мы заплатили больше денег, сверх жировки, наверное, вышло бы более интересно для детей, но как-то не сориентировались, - разводит руками Евгения. - Площадку смонтировали за три дня, но скамеечку для родителей потом достраивали еще полгода. Столько же проводили дорожку, клали плитку, подводили лесенку…
Тем не менее Евгения уверена, что в Минске сравнительно неплохо: в Борисове, где Доморонок некоторое время жила, все материалы для детской площадки жильцы буквально собирали по домам - кто чем может помочь. А небольшой спортивный городок строили при благотворительной помощи танкового завода - из производственных отходов.
Екатерина Дулебо, воспитатель в детском саду: “Горки-убийцы” на Казинца так и стоят”
На опыте своей группы, детки двух-трех лет, Екатерина утверждает, что лучше все-таки игровые конструкции из дерева: о металл можно больно стукнуться, об острые углы металлической лестницы - пораниться. Пластик - приемлем, но он сильно электризуется — дети могут получать небольшие заряды током. Особенно опасно, считает воспитатель, когда территория детской площадки посыпана битым кирпичом или острым крупным гравием.
По данным за лето 2015 года, в Минске существует всего около 6 тыс. дворов с детскими площадками. “Игровых снарядов для детей” на них - около 44 тыс, - цитирует генерального директора МГЖХ Виталия Смирнова, “Минск-Новости”. Екатерина Дулеба утверждает, что на многих из этих площадок случаются казусы не просто опасные, а совершенно вопиющие:
- На площади Казинца, например, стоит настоящая горка-горгулья - шар с трубками. Из одной торчит штырь. Мальчик из моей группы там катался вместе с мамой и поранил голову. Железяку закрутили, но она постоянно оттопыривается и никто с этим ничего не делает.
Что касается площадок в детских садах, то там, говорит Екатерина, ситуация вообще одиозная: в “ходе модернизации” ставят огромные горки, на которые потом дирекция просит не пускать детей - слишком высоко. По той же причине вы почти не найдете в детских садах качелей. Это объясняется тем, что дети имеют дурную привычку спрыгивать, когда им надоедает качаться, и при неудачном прыжке часто получают качелями по голове.
Екатерина Ковалева, архитектор: “Одноцветные пластиковые горки развивают дурновкусие”
Кирилл Скорынин и Катерина Ковалева, минские архитекторы, сооснователи студии LEVEL80 architects, призеры VI Минского международного биеннале молодых архитекторов «Леонардо-2015» призывают мам и пап не увлекаться пластиковыми конструкциями:
- Для застройщика или ЖЭСа купить типовые дешевые пластиковые конструкции - проще всего. Так большинство и поступает. Но такие площадки кислотных цветов (чисто красный, чисто желтый, чисто зеленый) развивают дурной вкус. Материалы должны быть натуральными, а цвета гармоничными.
Эксперты замечают, что простые формы не дают развиваться в полной мере и фантазии ребенка. Совсем другое дело, если ваше чадо попадает не просто на площадку, но в волшебный мир с драконами, сказочными домиками и интересными лазилками.
- Например, в нашем проекте района “Новая боровая”, - говорят Катерина и Кирилл, - детская площадка для малышей сделана максимально развивающей - в форме букв. Есть буковка-прыгалка на пружинках, буква-горка, буква-песочница, буква, покрытая специальным материалом для рисования мелками. Буковка-домик, внутри которого находится виброфон - дети могут стучать по нему, создавая свои первые мелодии”.
Для безопасности вместо песка или гравия в “Новой боровой” предусмотрено специальное мягкое прорезиненное покрытие. Площадка для самых маленьких огорожена забором-конструктором, чтобы ни собака, ни кошка, никто чужой не заходил в детскую вотчину. Часть этого забора – скамейки для родителей. Для более взрослых детей предусмотрено больше активностей: настоящая полоса препятствий. Можно бежать по бревну, потом лезть по стенке-сетке, скатываться на тарзанке и качаться в лодке.
Екатерина Лапушинская, представитель застройщика: “В развитии ребенка нужен комплексный подход”
Екатерина Лапушинская отмечает, что типовые пластиковые конструкции, помимо прочих недостатков, чаще всего не вписываются в архитектурный ландшафт. Это также негативно сказывается на мировосприятии ребенка:
- В идеале, - говорит эксперт, - застройщик еще на этапе строительства района прорабатывает все детали. Мы, например, при разработке района “Новая Боровая” изначально работаем в связке: качественная и интересная развивающая площадка - необычный развивающий детский сад, который не только будет оригинальной дизайнерской формы, но и предполагает нестандартные подходы к обучению. Например, там будут помещения для кружков, где дети смогут заниматься вместе с родителями. В полной мере эта схема заработает в 2018 году, когда мы сдадим садик, и дети, проживающие в районе, окажутся в гармоничной среде и днем, во время занятий, и после, играя на площадке со сверстниками.
В том случае, если вы уже не можете выбирать район или застройщика, и недовольны детской площадкой в своем дворе (или таковой вообще не имеется), вам необходимо обратиться в ЖЭС: подать заявку диспетчеру. Лучше всего, если она будет дополнена подписями других жильцов из вашего или рядом стоящего дома. Ответ вам обязаны дать, по закону, в течение 30 дней. Чем интереснее площадку вы хотите, тем она, конечно, дороже обойдется. Пути покрытия расходов могут быть разными. Например, жильцы двора за Большим театром оперы и балета договорились с ЖЭСом увеличить квартплату, чтобы получить эдакую рассрочку на год. Так или иначе, все эксперты сходятся в одном: дети — это определенно не то, на чем следует экономить.
PR