Два года назад в Гомельской области появился проект, аналогов которому нет в Беларуси: хоспис для бездомных животных «Добреника». Это первое и пока что единственное пристанище для возрастных питомцев и животных-инвалидов, которые остались без крова. О том, как живет хоспис для четверолапых и почему сейчас он как никогда нуждается в нашей помощи — в материале LADY.
Хоспис основала зоозащитница Марина Ступинская — ветеринарный фельдшер и кинолог с 20-летним стажем. Всю свою жизнь она посвятила помощи животным. Сейчас Марина лежит в больнице с пневмонией и, к сожалению, не может ответить на наши вопросы — это делает ее помощница.

— Жизненное кредо Марины — помогать тем, кто больше всего нуждается в помощи, — рассказывает председатель гомельского общества защиты животных «Доброта» Екатерина Костюкова. — В случае с бездомными животными — это инвалиды и старички: в отличие от красивых, здоровых, молодых питомцев, шансов на пристройство у них практически нет.
Желание помочь «сложным» котам и собакам трансформировалось в хоспис для животных — место, где питомцы смогут жить и получать качественный уход до конца жизни.
— Помещение под хоспис искали долго, — признается Екатерина. — На попечении Марины в тот момент было около 70 животных, компания большая и шумная. Поэтому мы хотели разместиться вдалеке от жилых домов, чтобы лай и мяуканье никому не мешали.
Оптимальный вариант нашелся в деревне Высокое Рогачевского района Гомельской области: там продавали комплекс зданий бывшей школы. Помещения Марина купила на деньги, вырученные с продажи собственного дома.
На момент «заезда» постройки были в ужасном состоянии: не было ни света, ни отопления, ни канализации. Волонтеры постарались привести здания в надлежащий вид: убрали мусор, наспех сколотили вольеры для собак, провели воду в одно из помещений (сейчас там находится домик для кошек. — Прим. LADY).
— Со временем благодаря пожертвованиям неравнодушных людей удалось заменить окна и установить бензогенератор и небольшую печь для обогрева. Так мы и существуем уже два года, — улыбается Екатерина.
«Пока вынуждены отказывать в приеме питомцев»
Большинство подопечных хосписа — это собаки. Их на сегодня около 70. Еще 20 питомцев — кошки. В большинстве своем животные, по человеческим меркам, глубокие старички. Но есть и те, кто попал в хоспис из-за инвалидности — например, после ампутации лапы.
Изредка кого-то из хвостатых забирают в новый дом, однако взять новых животных под опеку «Добреника» уже не может.
— В этом году мы планируем построить новые вольеры, но пока вынуждены отказывать в приеме питомцев: размещать их негде, — делится Екатерина.
Как такового распорядка дня подопечных хосписа нет: из-за того, что на территории «Добреники» негде поселиться, волонтеры приезжают туда лишь раз в день. Несколько часов уходит на то, чтобы напоить и накормить, а также оказать медуход всем, кто в нем нуждается. В остальное время животные общаются друг с другом.
— К счастью, недавно удалось снять небольшой домик неподалеку от хосписа, — делится хорошей новостью Екатерина. — Теперь можно будет проводить с питомцами больше времени, чаще выгуливать их. И, конечно, заниматься стройкой: у нас еще много работы по благоустройству «Добреники».
«Питомцев нужно вычесать, выгулять, поставить уколы»
В середине марта в хосписе случилась беда: Марина, которая зачастую в одиночку занималась уходом за питомцами и их лечением, заболела пневмонией.
— На пятый день болезни у Марины поднялась очень высокая температура — 39,4, — вспоминает Екатерина. — Мы вызвали врача, но та отказала в госпитализации. Дала направление на снимок в Рогачев.
Рогачев от деревни, где живет Марина, в 30 км езды. Казалось бы, расстояние небольшое. Но преодолеть самостоятельно женщина его не смогла: говорит, была в тяжелом, полуобморочном состоянии, поэтому не стала садиться за руль. Сопроводить Марину тоже было некому: вся семья слегла с аналогичными симптомами.
— Машину и водителя мы нашли лишь через несколько дней, — рассказывает Екатерина. — Рентген подтвердил двустороннюю пневмонию средней степени тяжести. Марине дали направление на госпитализацию.
Екатерина и Марина считают, что в этом случае женщине должны были сделать тест на коронавирус. Однако зоозащитницу тестировать не стали.
(У пневмонии три стадии: легкая, средней тяжести и тяжелая. В обязательном порядке тест на коронавирус делают при тяжелой стадии. — Прим. редакции.)
В тяжелом состоянии Марина пробыла несколько недель. Еще столько же заняло восстановление: после болезни женщина ощущала сильную слабость. К середине апреля она наконец почувствовала себя лучше и снова стала заниматься делами хосписа. Казалось, все возвращается на круги своя. Но, к сожалению, на днях Марину вновь госпитализировали с той же симптоматикой.
Все это время хосписом занимается Екатерина. Она признается: в помощи животные нуждаются всегда. Но сейчас — особенно сильно.
— Очень не хватает рук: питомцев нужно вычесать, выгулять, закапать глаза, поставить уколы… С таким количеством животных, да еще и без спецобразования, которое есть у Марины, справиться в одиночку очень сложно, — признается она. — Если у кого-то есть возможность приехать и помочь, можно отметиться в нашей группе во "ВКонтакте".
«Добреника» готова принять любую помощь — будь то физический труд, стройматериалы или даже капли от блох.
— И, конечно, будем рады расширению команды: нам очень нужны PR-кураторы для того, чтобы искать подопечным дом, — дополняет Екатерина.
А еще помочь хоспису можно финансово: собранные средства пойдут на закупку кормов, амуниции и других зоотоваров для подопечных, а также на обустройство территории. Поддержать «Добренику» можно, перечислив деньги на благотворительный счет ОЗЖ «Доброта» (реквизиты можно найти здесь) или через площадку MolaMola.
Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com