149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  2. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  3. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю
  4. 12 топ-клубов Европы официально объявили о создании Суперлиги. УЕФА обещает жесткие санкции
  5. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  6. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  7. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  8. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  9. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  10. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  11. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  12. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  13. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  14. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  15. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  16. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  17. «Осознание, что это действия не совсем законные, появилось позже». Замов Бабарико допрашивают в суде
  18. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  19. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  20. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  21. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  22. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  23. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  24. «Дело о госперевороте», анонс принципиального решения и дочка Тимы Белорусских — все за выходные
  25. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  26. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  27. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  28. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  29. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  30. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот


Что делать мамам и папам, которые хотят обучать своих детей дома?

2020 год по известной причине заставил многих задуматься о переходе с оффлайн-обучения на онлайн. Это подтверждается статистическими данными практически всех существующих онлайн-проектов. Например, мировой лидер в сфере онлайн-курсов, проект Coursera, за 2020 год вырос с 45 миллионов пользователей аж до 76 миллионов. Но большинство подобных проектов рассчитаны всё-таки на получение дополнительного образования для взрослых. А что делать с детьми? Что ж, попробуем разобраться.

Онлайн-платформ, которые могли бы предложить детям и родителям всестороннюю занятость или хотя бы закрыть потребность в изучении основных школьных предметов, не так уж много. Как правило, это какие-то готовые уроки в записи с обратной связью от учителя по ключевым точкам урока. То есть фактически ребенок занимается самостоятельно, а учитель рядом «для присмотра». Правда, больше это подходит для младшей школы (с 1-го по 4-й класс) и частично — для средней. Для старшеклассников такой способ обучения не годится: обычно им скучно, неинтересно, да и к старшим классам уровень по каждому предмету свой, что никак не соответствует стандартной программе записанных уроков. При этом стоимость подобных уроков не уступает полноценному занятию с репетитором, и это логично — ведь учитель все равно тратит столько же своего времени на урок.

Так что делать мамам и папам, которые хотят обучать своих детей дома или даже вынуждены это делать? Особенно если дело осложняется карантином, что автоматически исключает поездки куда-то на кружки или курсы?

Как организовать обучение дома

Cвоим личным опытом организации домашнего обучения ребенка поделится Мила Тишкова, сооснователь репетиторского центра PROTUTOR.by.

— В нашем случае потребовалась временная самоизоляция при наличии дома ученицы первого класса обычной средней школы. Обычно после уроков моя дочь посещала кружок английского в той же школе — занятия на 12−15 человек длились 35 минут. Поэтому нам нужно было организовать обучение не только по школьным предметам, но и по английскому.

Все родители знают, что такое начальные классы — программа максимально простая и очень многое дети умеют делать еще с садика — кто-то читать, кто-то считать, а кто-то даже учится писать прописи. В нашем случае мы тоже пришли в школу «подготовленными» — в саду учили белорусский и русский, посещали кружок английского, учились считать и читать. Поэтому уйти на домашнее обучение не составило труда с обычными заданиями типа написания букв, чтения или простейших математических действий.

Что мы сделали, чтобы максимально упростить этот процесс для меня и моей дочки?

• Мы убедились, что у нас дома есть все необходимые материалы для обучения — в нашем случае мы просто забрали свои учебники и тетради из школы. Если такой возможности нет, то можно заиметь домой распечатки или свои копии нужных учебников. Благо в интернете сейчас можно купить все что угодно — учебники, рабочие тетради, опорные конспекты, тетради для тематического контроля — и все это для любого класса. Также есть возможность выбора языка — очень много материалов доступно на белорусском языке, что значительно упрощает его усвоение с детства. Стоимость таких материалов очень разная, но в среднем от 2 до 8 рублей за 1 тетрадь.

• Мы всегда отслеживали задания, которые выполняют дети в школе, и брали домашние задания каждый день. Для этого нужно быть на связи с учителем и другими родителями — в этом поможет родительский чат и чат с учителем.

• Одно из обязательных условий — планирование дня. Когда родители работают, бегающие рядом дети «немножко» отвлекают) Поэтому во избежание суматохи для школьника нужно установить четкий график, чтобы ребенок всегда знал, во сколько будет делать уроки. Это проще и детям, и родителям, ведь тогда не нужно весь день отвлекаться по чуть-чуть то на один урок, то на другой, то на внеклассные занятия (то, что сверх школьной программы).

• Если запланировать те же 2 часа подряд на все уроки не получается или ребенок быстро устает, то разбейте уроки на части — например, с 9.00 до 10.00 делаем математику, потом полчаса перерыв и приступаем к следующему блоку.

• Приучайте ребенка к самостоятельности — конечно, если что-то непонятно, нужно объяснить, посидеть рядом, вместе решить какие-то сложные для школьника задания. Но когда вы всё показали и объяснили — отойдите в сторонку, дайте возможность ребенку самостоятельно разобраться в предмете. Основная задача родителя — помочь организацией процесса, дать нужные задания, а учиться ребенок все же должен сам.

• Важное условие — чистота на «рабочем» месте. На парте у ребенка не должно быть горы игрушек, бумажек, книжек, кружек, тарелок или еды, которая валяется прямо на столе. Чем больше бардака, тем больше ребенок будет отвлекаться. Поэтому наведение порядка перед уроками — важная часть процесса. То же самое касается и домашних заданий после школы.

• Обращайте внимание на интересы ребенка и давайте дополнительные задания по любимому предмету. Например, в нашем случае дочке нравилось решать примеры по математике, но очень не нравилось писать буквы и слова. Поэтому буквы, слова и диктанты мы писали не выходя за пределы школьных заданий, а вот задания по математике значительно расширяли.

Что касается дополнительных предметов или заданий, которые родителям по разным причинам может быть сложно объяснять самостоятельно, тут рекомендую всё же обращаться к профессионалам. Переучиваться ребенку будет в разы сложнее, если родители что-то объяснят неверно или закрепят негативное отношение к предмету.

Онлайн vs оффлайн

Дилемма выбора онлайн- или оффлайн-формата обучения перед нами не стояла — в нашем случае выбор онлайна был обусловлен необходимостью, но, взвешивая все «за» и «против», мы с супругом пришли к выводу, что с нашим темпом жизни онлайн — наше всё. Мы просто не можем себе позволить несколько часов в день тратить на поездки (считаем дорогу туда и обратно, а также время ожидания ребенка). Я уже не говорю про возможные капризы с одеванием/раздеванием и казусы с «забыл (а) дома тетрадку/книжку». А уж повторять этот фокус несколько раз в неделю точно не хочется). Вместо этого мы просто включаем ноутбук. И все — ребенок занимается, а родители могут продолжать работать дальше, при этом находясь рядом с ним и видя всё, что он проходит на занятии. А в случае форс-мажоров, когда занятие вдруг отменяется (а это бывает везде) — при онлайн-уроках мы ничего не теряем, ведь мы не тратили время и деньги на поездку.

Особенно актуальным онлайн-формат становится при специфических задачах — когда нужно подготовиться к сложному экзамену, например, для поступления в иностранный вуз. В нашем городе может просто не оказаться нужных специалистов, но стоит или из-за этого отказываться от своей мечты или рушить все планы? Конечно, нет. Сейчас можно получить доступ к лучшим специалистам именно в онлайне. Нам до этого еще далеко, т.к. дочка пока маленькая, но пока в стране будет интернет, мы точно будем пользоваться онлайн-обучением)

Еще одним неоспоримым плюсом онлайна я считаю невозможность подхватить простуду. И особенно актуально это стало в 2020—2021 гг., когда в Беларуси «разгулялся» коронавирус. Если в семье есть совсем маленькие дети или совсем старенькие взрослые, не хочется подвергать их организм лишнему стрессу.

Всегда ли нужен репетитор, плюсы и минусы

Как я уже говорила, для некоторых предметов, где мы не могли обучать дочку самостоятельно, мы воспользовались помощью профессионала — начали занятия с репетитором. В нашем случае это были (и есть) уроки с репетитором по белорусскому и английскому языку онлайн. Но я убеждена, что репетитор нужен не всегда.

В каких случаях есть смысл обращаться за помощью к репетитору?

• Если нужен индивидуальный подход с учетом особенностей ребенка, без помощи профессионала не обойтись. Так у ребенка появится возможность «задержаться» на одной теме столько, сколько требуется — до полного усвоения.

• Если нужно только наверстать упущенное, чтобы потом с чистой совестью вернуться к школе. Если в целом проблем с учебой у школьника нет, то это тоже отличный вариант.

• В случае если требуется углубленное изучение предмета, переход на новый, более сложный уровень.

• Если школьник планирует очень хорошо подготовиться к поступлению, но чувствует, что сам не сможет разобраться, а вы тоже не сможете в этом помочь.

• Если родители не могут выстроить процесс обучения ребенка или на фоне обучения постоянно возникают конфликты. Здесь более правильным решением будет избавить себя и ребенка от мучений и делегировать эту задачу тому человеку, который в этом разбирается и умеет делать свою работу хорошо.

В каких случаях занятия с репетитором не имеют смысла или могут быть легко заменены самостоятельным обучением?

• Если в вашей семье не принято придерживаться какого-то режима. Ребенку, который мало спит, плохо ест или сильно устает, будет очень сложно усваивать новую информацию и соблюдать дисциплину на уроках. Начать стоит с режима дня, нужно помочь ребенку вовремя восстанавливать силы, тогда участие репетитора возможно даже не понадобится.

• Если ребенок загружен на весь день учебой. Это худшее, что может случиться в детстве. Многочисленные исследования подтверждают важность наличия у детей свободного времени. Для детей игра — это в том числе и отдых, а также хорошее настроение. Нежелание учиться может быть связано с тем, что учебы в жизни ребенка стало слишком много. И вместо того, чтобы нагружать его еще и занятиями с репетитором, освободите ему время для игр.

• Вы не привыкли хвалить ребенка за успехи, но не забываете требовать больших и лучших результатов. Что ж, если ребенок разделяет ваши амбиции и хочет достичь многого, то хотя бы не забывайте отмечать его успехи. Даже если для вас успех ребенка — это вовсе не успех, а «что тут такого». Дети видят это все иначе и для них одобрение «своего» взрослого — это большой мотиватор.

• Если ребенок еще слишком мал. На волне популярности школ раннего развития и всяких «инновационных» методик многие родители бросились искать репетитора своему неокрепшему чаду. Но здесь важно помнить, что маленькие дети не могут усваивать большой объем информации или надолго фокусировать свое внимание на одном процессе — это противоречит их природе. Также в раннем возрасте обучение должно вовлекать физическую активность, поэтому классические уроки в стиле «сядь и послушай» здесь вообще бесполезны. И в такой ситуации есть 3 варианта действий: 1) найти профессионала, который может работать именно с нужной возрастной категорией, используя игровые механики и вовлекая малыша в физическую деятельность; 2) взять преподавателя на роль няни или гувернантки, которая сможет проводить с ребенком много времени, таким образом не вынуждая его заниматься «по часам», а подстраиваясь под ситуацию; 3) отложить обучение ребенка до более подходящего возраста, если нет срочности. Если же срочность есть, тогда можно самим создать дома нужную среду для обучения ребенка — и здесь важно постоянство, что не сможет обеспечить репетитор, занимаясь с ребенком 1 или 2 раза в неделю по полчаса.

Желаю всем родителям сделать правильный выбор, исходя из особенностей развития ребенка и его личных предпочтений. Пусть учеба станет для вас не пресной и унылой обязаловкой, а увлекательным и интересным путешествием, которое вы можете разделить с вашими детьми.

-35%
-20%
-20%
-10%
-30%
-30%
-10%
-15%
-90%
-10%
-10%