/ Фото: unsplash.com

Ни один сентябрь не обходится без бурных обсуждений в Сети на тему того, как должны учить детей. Что круче: гимназия или обычная школа с хорошими педагогами; стоит ли частная школа тех денег, которые нужно за нее платить; может ли домашнее обучение заменить привычное для нас среднее образование? На «горячие» школьные темы сегодня рассуждает педагог Елена Санько.

Об авторе:

Елена Санько, педагог с 30-летним стажем, руководитель школы устного счета «Соробан»®.

 

Больше вреда, чем пользы

Я противник домашнего обучения. Да, для детей с тяжкой инвалидностью это единственный выход, но для всех остальных, по моему мнению, такой формат принесет больше вреда, чем пользы.

Во-первых, даже самый образованный родитель не сможет по глубине знаний школьных дисциплин заменить всех учителей-предметников. Поэтому нередки случаи, когда у детей после хоумскулинга очень глубокие познания в нескольких предметах, но пробелы в остальных. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему нагнать одногодок, поэтому занятия с репетиторами становятся практически неизбежной необходимостью.

Во-вторых, желая оградить ребенка от стрессов, родители оказывают медвежью услугу и мешают взрослеющей личности развиваться гармонично. Но никто не способен на всю жизнь изолировать чадо от негативных проявлений окружающего мира. Рано или поздно придется выйти в социум и научиться коммуницировать с людьми. Это неизбежно. И чем раньше ребенок начнет учиться общению, тем лучше и бережнее для его психики пройдет этот процесс.

Обучение в коллективе дает ребенку возможность знакомиться с миром постепенно. В раннем школьном возрасте психика пластична, поэтому погружение в социум дается проще. Дети видят, что есть другие мальчики и девочки, с которыми нужно договариваться, общаться, делать совместные проекты. Ребенок получает не только теоретические знания о социальных взаимодействиях — он приобретает чувственный опыт, который формирует личность.

Дети на домашнем обучении не могут развивать свои лидерские качества. Лидер и заводила может быть только в контексте коллектива. В результате многие таланты ребенка остаются нереализованными, а социальные способности не развиваются. И, к сожалению, коллективами в секциях и компанией во дворе вопрос не решается.

К еще одному минусу, который мне как педагогу кажется очень серьезным, я бы отнесла дополнительные трудности с развитием кругозора. Дети постигают мир через общение и активное наблюдение. Они смотрят, что делают, как себя ведут и чем увлекаются другие, компилируют эти знания и получают гораздо более широкую картину мира.

Вспомните, как в детстве нас увлекало что-то, о чем мы узнавали в компании! У ребенка на домашнем обучении его окружением будут только члены семьи. Но ни мама, ни папа не способны заменить друзей — это другой формат отношений, даже с самыми лучшими и демократичными родителями.

Безусловно, при обучении в коллективе стрессы и неприятности неизбежны. Однако их не нужно бояться: в разумных пределах это необходимая часть взросления. И, лишая ребенка коллектива, родители из самых благих побуждений лишают его важнейших ресурсов развития.

Одним словом, как педагог, который 30 лет посвятил работе с детьми, я бы предложила родителям, настаивающим на хоумскулинге, пересмотреть свои взгляды. Такое временное спокойствие в будущем обернется социальными проблемами и часто пробелами в школьной программе.

«Не ищите школу — ищите учителя»

Дать своему ребенку хорошее начальное образование можно даже в самой простой школе. Поэтому я часто говорю, что не нужно тратить силы (и порой деньги), чтобы определить ребенка в образовательное учреждение посолиднее. Главное — найти учителя, который сможет найти подход, привить любовь к знаниям и научить учиться самостоятельно.

Этого невозможно достичь, если ребенок не бежит радостно в школу, а отбывает уроки как повинность. Поверьте, вдохновляет детей не статус учебного заведения, а личность учителя. Поэтому родителям первоклашек я рекомендую ходить на дни открытых дверей в школы и разговаривать с разными учителями. Если есть возможность, берите ребенка с собой и наблюдайте за тем, к кому формируются его симпатии. Чем таких встреч будет больше — тем большей окажется возможность выбора. Родительское сердце почувствует, насколько конкретный учитель подойдет его ребенку, поэтому правильный выбор почти гарантирован.

Не все хорошие учителя уходят в гимназии или частные школы. И статус гимназии или лицея отнюдь не гарантирует лучшее образование для детей 1−4-х классов. Все это будет иметь значение по мере взросления. А пока миссия образования иная: научить ребенка самостоятельно управлять своим учебным процессом, дать необходимые навыки общения, заинтересовать постижением мира и разных наук.

Нестрашно, если к пятому классу ребенок не будет свободно говорить на двух языках — страшно, если в школу он идет со слезами, а уроки делает из-под палки. Страшно, если посещать школу он боится. И самое страшное — если в раннем школьном возрасте ребенок зациклен на оценках и боится ошибок из-за недовольства родителей. Страх не дает развиваться, это блокирующее чувство, и оно лежит в противоположной плоскости от сознательности. Ни о какой любви к учебе в такой ситуации говорить нельзя: ребенок будет делать не то, что позволит ему развиваться и учиться, а то, что позволит минимизировать недовольство родителя.

Оставляйте за ребенком право на ошибку. Не нужно нависать над ним во время выполнения домашних заданий, не нужно делать за него рефераты и школьные проекты. Да, вы должны помочь, направить, но не сделать за ребенка. Только через ошибки и личный опыт ребенок научится расставлять приоритеты и управлять своим учебным процессом.

Частная школа: выбирайте нужное и не переплачивайте за модное, но бесполезное

Как я уже говорила выше, в возрасте 1−4-го класса для развития ребенка наибольшую ценность имеет личность преподавателя. Поэтому, как и в случае с обычной школой, выбор частной должен начинаться со знакомства с педагогическим составом. Найдите время лично побеседовать с учителями и посмотреть на людей, которым доверите образование своего ребенка.

Некоторые частные школы, желая повысить свой уровень в глазах родителей, привлекают на работу преподавателей вузов. К таким инициативам стоит относиться с опаской, поскольку методики преподавания для студентов и для маленьких детей отличаются: прекрасный преподаватель вуза не всегда сможет найти общий язык с первоклашкой.

К еще одной сложности относят модные направления, которые в целом интересны, но бесполезны с точки зрения развития. Например, робототехника на уровне, который преподносится маленькому ребенку, будет малополезна, а занятия потратят время, которое можно было бы использовать более эффективно. Или логика в школах, где есть ментальная арифметика. Она уже подразумевает развитие логического мышления, и заведения, которые продают родителям «лишние» дисциплины, вызывают у меня много сомнений.

Как учитель с 30-летним стажем я часто наблюдаю у родителей учеников 1−4-х классов две противоположные крайности. Первая — загрузить ребенка всеми возможными кружками и секциями. Вторая — организовать «свободное» детство с минимумом нагрузок и стресса. Гармония будет находиться посередине: в младшем школьном возрасте ребенок должен быть занят, но не должен быть перегружен.

Поэтому родителям так важно верно расставить приоритеты, дав при этом возможность ребенку попробовать как можно больше разных занятий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-30%
-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
-10%
-10%
-85%
-50%