Юлия Костюк / Фото: unsplash.com /

К началу учебного года обстановка накаляется с каждым днем: из магазинов одежды в отделы канцтоваров и обратно мигрируют толпы покупателей, рекламные сообщения пестрят «выгодными» предложениями к школе, оживают родительские чаты… Как не сойти с ума вместе со всеми, а заодно не свести с ума своего ребенка, рассказывает психолог.

В первую очередь это рекомендации для родителей первоклашек, но многое в них пригодится и в том случае, если вы готовите к учебному году более взрослого «страдальца».

Об авторе: Юлия Костюк, психолог

— Чтобы первые месяцы в школе не обернулись для ребенка катастрофой, с которой ему будет сложно справиться, нужно не так уж много.

Успокойтесь сами

Прежде всего родителям нужно успокоиться самим: настроение, состояние и отношение к тому или иному событию детей напрямую зависит от настроения, состояния и отношения родителей.

Если ребенок видит (а видит он далеко не только то, что взрослые хотят показать, а гораздо больше и глубже: ведь до 80% информации человек воспринимает через жесты, мимику, положение тела, тон, громкость голоса), что мама с папой в стрессе из-за наступающего учебного года, то он «зацепится» за этот стресс.

Рисуйте реалистичные картины

Когда ребенок идет в первый класс, у него нет личного опыта школьной жизни. Это значит, что он будет опираться на родительский: на их рассказы и представления о школе, на их описания учителей, одноклассников, учебного процесса. Родителям хорошо бы задуматься о том, какие картины в голове своего ребенка они рисуют своими рассказами.

Кстати, важно не создавать нереалистичных представлений. Не стоит рассказывать ребенку, что школа — это чудесное место, куда нужно носить красивый портфельчик и где все с нетерпением его ждут. Хорошо рассказать будущему первокласснику, что школа — это то место, куда идут учиться. И для того чтобы учиться, будет важно слушать учителя, отвечать на уроке, выполнять домашние задания. И для этого потребуются терпение, перемены в привычном укладе жизни и много труда.

А приятным бонусом к этому станут новые друзья и новые интересные занятия (к которым уроки, кстати, далеко не всегда относятся). Не стоит формировать у ребенка завышенные ожидания: от этого ему будет только сложнее адаптироваться к новой реальности, с которой он рано или поздно все равно познакомится.

Создайте четкий режим дня

Чтобы ребенку было проще пройти период адаптации, полезно заранее наладить режим дня, который будет похож на школьный. Сюда входит время подъема утром, а следовательно, и отхода ко сну, время приема пищи, и для первоклашек — период тихого часа на случай пребывания в продленке.

Если ребенок будет оставаться в группе продленного дня, то ему важно рассказать о том, что и как будет там происходить. Если ребенок не привык спать днем, то стоит предложить ему варианты, чем он может заниматься во время тихого часа и почему нужно это делать: например, он может читать или тихонько играть, если это не будет мешать отдыхать другим детям.

Позвольте детям проявить самостоятельность

Многие мамы, которые особенно волнуются за детей, даже берут отпуск на время адаптации своего ребенка к школе. Конечно, единой рекомендации здесь нет: все дети разные, а значит, они привыкли к разному уровню присутствия родителей в своей жизни и по-разному научились справляться с трудностями и жизненными задачами.

Но можно задуматься о том, какое родительское послание отправляют своим детям эти мамы и какой пример через свое поведение/решение они им показывают.

«Я верю в то, что ты справишься» или «Тебе обязательно понадобится помощь со стороны», «У тебя получится» или «Я подозреваю, что у тебя не получится», «Я приду к тебе на помощь, если ты попросишь меня об этом» или «Я буду помогать тебе, даже когда я не уверена, что эта помощь тебе нужна»?

То, что ребенок получает из родительских посланий, останется с ним на долгие годы, а иногда навсегда.

Дайте ребенку время на ничегонеделанье и разговоры по душам

Первые пару месяцев — самые непростые. Накопится усталость физическая и эмоциональная. Чтобы снизить «потери» из-за этих нагрузок, нужно обязательно давать ребенку время на «ничегонеделание». Обсуждать с ним не только события за день, но и спрашивать: «тебе было трудно?», «тебе это понравилось?», «ты устал (а)?», «что было самое смешное для тебя?», «ты сегодня грустил (а)?», «какое у тебя сейчас настроение?», «чего тебе сейчас хочется?».

Так, шаг за шагом, ребенок будет учиться анализировать свое состояние и настроение. Это нужно также и для того, чтобы в будущем он смог понимать, что с ним происходит, и делиться этим с близкими людьми.

Любому ребенку важно, чтобы мама и папа не просто были рядом в непростые моменты, но и чтобы они давали ему возможность справляться с поступающими жизненными «кейсами» самостоятельно. Дети гораздо сильнее, умнее и способнее, чем можно себе представить. Важно в это поверить, и тогда они и сами поверят в себя.

-20%
-10%
-15%
-20%
-25%