Гендерное неравенство по-прежнему остается большой проблемой современной Беларуси. Женщин нечасто можно увидеть во главе государственных структур или крупных бизнесов. Создательница сети книжных магазинов «Букваешка» и дискаунтера «Читай-Мечтай» Дарья Резько легко опровергает все стереотипы. Она рассказала о запуске бизнеса в 90-е, балансе между работой и семьей и дала советы начинающим предпринимателям.

фотограф Елизавета Нарейко

«В коммерции должен быть риск»

— Дарья, расскажите, как Вы решили, что хотите заниматься бизнесом?

— Я в свое время закончила БГУИР с красным дипломом. Тогда были лихие 90-е. Идти в науку я не захотела, решила заняться коммерцией. Начали с предпечатной подготовки в одном из белорусских издательств. Этот опыт помог понять процесс изготовления книги с самого начала. Потом так сложилось, что мне захотелось заняться торговлей. Не только создавать, но и продавать книги. А работа с издательством помогла понять, что будет пользоваться популярностью у покупателя.

Сначала мы занимались оптовыми продажами: в 2000-х такой формат был востребован. Сейчас же сделали ставку на розничные магазины. У нас большой ассортимент: книги, канцелярия, школьные пособия, комиксы, настольные игры. Есть даже «Камасутра».

— Насколько сложно Вам было решиться начать бизнес? На дворе были лихие 90-е, не боялись ли Вы бандитов? Или это скорее миф?

— Нет, не миф, бандиты были (смеется)! Сейчас, когда читаешь про 90-е, все кажется очень страшным. В то время это было в порядке вещей. Но глаза боятся, а руки делают. Кажется, еще Чичваркин говорил: «Если слушать всех финансовых аналитиков, то бизнес ты не создашь».

Понимаете, в коммерции должен быть риск. Я сначала думала, как мне открыть хотя бы два магазина, а на сегодняшний момент их уже десять. Важным было то, что я была не одна: помогали партнеры. Мне было с кем поговорить, посоветоваться. Причем с большинством из тех людей и компаний я поддерживаю отношения до сих пор.

фотограф Елизавета Нарейко

— Что помогло Вашему бизнесу стать успешным?

— Очень важно создать команду. Успех бизнеса не в работе с утра до ночи, а в команде, которая будет идти вместе с нами к целям. Компания для владельца должна быть делом, которое хочется любить.

Наш подход в работе, как у мушкетеров: один за всех и все за одного. Этот дух царит и в офисе, и в наших магазинах.

— Как Вам удалось добиться такой сплоченности?

— Нужно гореть самим. Мы подбираем таких людей, которые горят, которым хочется быть первыми, лучшими, развивать компанию. При отборе мы обращаем внимание, как люди ведут себя. Смотрим, будет ли человек просто сидеть и смотреть, как жизнь пролетает мимо, или же сам примет непосредственное участие в развитии магазина. У нас такой стиль в компании — «горящий».

Мы видим, как нашим продавцам нравится общаться с покупателями, читаем отзывы клиентов в соцсетях. Человек может просто зайти в магазин, а уходит уже с покупкой.

фотограф Елизавета Нарейко

— Чем Ваши магазины отличаются от других книжных?

— Мне кажется, что в наших магазинах мы возвращаем людей к книге. Был период, пять-семь лет, когда книги ушли и казалось, что они не вернутся. Сейчас читать становится модным.

К книгам возвращаются даже подростки. Им интересно сфотографироваться с «Игрой престолов» Мартина или «Гравити Фоллс» и выложить фотографию в инстаграм.

Мы стараемся сделать магазины комфортными, там хочется находиться. У нас есть специальные детские зоны, где родители могут оставить своих детей. Пока мама и папа выбирают книги, ребенок рисует или играет с «космическим песком». Все довольны!

фотограф Елизавета Нарейко
фотограф Елизавета Нарейко
фотограф Елизавета Нарейко
фотограф Елизавета Нарейко
фотограф Елизавета Нарейко

«Женский бизнес — он с человеческим лицом»

— Существует стереотип, что место женщины на кухне, а не в большом бизнесе. Сталкивались ли Вы с подобным отношением?

— Конечно, сталкивалась и неоднократно! Так сложилось, что в бизнесе в основном мужчины, и они не терпят женщин-руководителей. Считают, что женщина не может мыслить правильно. А что начинается, если женщина кого-то обходит! Но в последние лет пять такие слова слышатся все реже и реже. Видимо решили, что бесполезно. И общество становится более открытым. Женщины начинают занимать более серьезные позиции. Мне кажется, что все будет только развиваться и двигаться вперед.

Правда, у нас в компании пока что не получается соблюдать гендерный баланс. Сегодня 80% всех сотрудников — женщины. Но большинство топ-менеджеров — мужчины.

— Многие женщины подолгу не могут устроиться на работу, потому что работодатель думает, что молодая сотрудница быстро уйдет в декрет. На Ваш взгляд, такая позиция оправданна?

— Когда девушке 25−30 лет, есть риск, что она уйдет в декрет. Но, с другой стороны, работник же вернется обратно на работу. Мы понимаем, что девушкам надо и замуж выйти, и родить, и работать тоже. У нас есть сотрудницы, которые родили двоих детей и вернулись потом после декрета к нам.

Так получилось, что на должностях директоров наших флагманских магазинов находятся женщины 40+. Они опытные специалисты, и им интересна административная работа. Однако у нас есть директора и до 30 лет. Все зависит от опыта, желания развиваться и развивать магазин. Молодых девушек мы с удовольствием берем на должности продавцов-консультантов и администраторов. У них много энтузиазма, креативных идей и отличное понимание интересов современного поколения.

фотограф Елизавета Нарейко

— Отличается ли женская манера ведения бизнеса от мужской?

— Мужчины более жесткие, а женщина душевнее. Мужчина логичен, более четкий. Но женщина более понимающая, и эта черта часто очень мешает бизнесу: сложно принять жесткое решение. Всегда становится кого-то жалко.

С другой стороны, женский бизнес — он с человеческим лицом. Например, нашу компанию нельзя упрекнуть, что мы кого-то обманули или подставили. Мы стараемся вести дела правильно и честно: никого не «кидать», не вести себя некрасиво.

— Удается ли Вам совмещать семью и работу?

— Мой сын родился, когда мы только создали компанию. Долго в декрете посидеть не удалось: пришлось быстро выходить на работу. Особых сложностей не возникало, мне очень помогали мама и муж.

Когда сын был совсем маленький, мне, бывало, приходилось работать по 12 часов, тогда он расстраивался, что я не с ним. Сейчас, когда сыну семнадцать, такого, конечно, уже нет. Но у меня есть правило: я стремлюсь искать баланс между личной жизнью и работой и всегда отдыхать со своей семьей.

Я вообще уверена, что на себя всегда стоит находить время. Должен быть этот здоровый эгоизм. По себе знаю: если будут проблемы со здоровьем, то никакой бизнес не захочется делать.

— Но ведь бывают ситуации, когда все горит и нужно куда-то ехать поздно вечером…

— Да, и тогда ты срываешься и едешь. Но ведь все зависит от того, как к этому относиться. Можно говорить: «Как же все достало!» Но ведь это моя работа, и мне не сложно с кем-то встретиться. Нужно ко всему относиться легко.

фотограф Елизавета Нарейко

Что делать, чтобы добиться успеха в бизнесе: советы от бизнесвумен

— Нужно ли специальное образование успешному предпринимателю?

— Я очень благодарна родителям, что они настояли на техническом образовании для меня. Мне кажется, что это образование более подходит для предпринимателей. Например, меня оно научило мыслить алгоритмами, которые так необходимы в своем деле. Экономику и бизнес-администрирование можно позже изучить самостоятельно. Вдобавок сегодня существует множество курсов, доступна разная бизнес-литература.

Из книг я бы посоветовала почитать «Продавца обуви» от основателя компании Nike. Я лично вдохновляюсь биографиями Стива Джобса и Илона Маска. У них я научилась тому, что все возможно. В какой-то момент у тебя могут забрать все. Но Джобс не опустил руки и сразу решил создать Pixar. Его снова пригласили в Apple, и он сделал самую крутую в мире компанию.

— Какой совет Вы бы дали начинающему предпринимателю?

— Не надо паниковать. Мне нравится цитата Андрея Макаревича: «Я смысл этой жизни вижу в том, чтобы, не жалея ни души, ни тела, идти вперед, любить и делать дело, себя не оставляя на потом». Помните, что ошибок будет много, их нужно исправлять, но не повторять.

Все-таки важно иметь стержень внутри. Мне не нужно искать мотивацию извне, хватает намеченной цели. Но, возможно, кому-то нужны поддержка и пинок. Все люди разные.

Помните, что главное в жизни — это ваше здоровье и здоровье близких. Не стоит обращать внимание на всякую ерунду. Не расстраивайтесь по пустякам.

«Становится снова модно читать книги»

— Какие книги выбирают современные белорусы?

— Все покупают или классические хиты, или новинки. Например, пользуется популярностью Джордж Мартин с «Песнью льда и пламени», по которой сняли «Игру престолов». Сейчас благодаря сериалу возник большой интерес к литературе про Чернобыль.

Из классиков по-прежнему востребованы Ремарк, Хемингуэй, Сэлинджер, Булгаков. Для детей тоже чаще покупают классику — Барто, Успенского. Белорусы любят книги по психологии и бизнесу, например Михаила Лабковского «Хочу и буду», Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».

Из белорусских авторов популярностью пользуются Светлана Алексиевич, Владимир Короткевич и Василь Быков. Других, к сожалению, плохо покупают, даже Якуба Коласа и Янку Купалу. Современные белорусские писатели — это очень узкий сегмент. Массовый читатель не будет покупать Ивана Шамякина и Ивана Мележа, не говоря уже о Викторе Мартиновиче или Альгерде Бахаревиче.

фотограф Елизавета Нарейко

— В век высоких технологий, когда у многих есть электронные книги, чувствуете ли Вы угрозу со стороны технологического прогресса?

— Абсолютно не ощущаем, к счастью. Наоборот, у нас прирост. Если еще три года назад на различных книжных выставках били тревогу: мол, тиражи книг сокращаются. Сейчас же тенденция противоположная. Мы полагаем, что дальше будет еще лучше.

Становится снова модно читать книги. Я это вижу и по своему семнадцатилетнему сыну. Раньше он слушал аудиокниги или читал их на смартфоне, а вот сейчас просит купить ему бумажную версию книги Джорджа Оруэлла «1984».

— А какие книги Вы сама любите читать?

— Недавно прочитала Наринэ Абгарян. У нее много забавных жизненных рассказов, которые будут интересны женщинам. Еще мне нравится Михаил Лабковский. В отпуске перечитывала «Мертвые души». Поняла, что все описанные характеры у Гоголя — это мы в XXI веке. Ничего не меняется. Если вы читали в детстве классику и читали правильно, то многих ошибок удастся избежать. Сейчас, возвращаясь к Достоевскому, Гоголю, Чехову, я узнаю много нового.

Но мои самые любимые книги — это «Триумфальная арка» и «На Западном фронте без перемен» Ремарка и «Мастер и Маргарита» Булгакова.

— Почему покупатели должны выбрать именно ваш книжный магазин среди многих других?

 — Во-первых, мы предлагаем разнообразный ассортимент. Не только книжный. У нас можно приобрести взрослую и детскую литературу, графические романы, развивающие книги, товары для хобби, творчества, канцелярские принадлежности и многое другое.

Во-вторых, наши цены заметно отличаются от других магазинов, так как мы являемся оптовиками и сотрудничаем напрямую с издательствами и другими поставщиками. Это позволяет нам предлагать самые приемлемые цены.

Также мы постоянно запускаем сезонные акции или спецпредложения на определенный вид товара. Например, сейчас, в преддверии школьного сезона, у нас можно приобрести тонкие тетради всего за 11 копеек. Конечно, сейчас в магазинах представлен огромный ассортимент учебной литературы, рабочих тетрадей, канцтоваров, рюкзаков, учебников, букварей и многого другого!

— Не жалеете ли вы сейчас, что посвятили себя именно книжному бизнесу?

— Нет, ни разу не пожалела. Это очень интересно! В нашем бизнесе ты постоянно находишься в тренде, потому что есть возможность читать самые последние новинки не только художественной и психологической, но и бизнес-литературы. Ты постоянно чем-то интересуешься, узнаешь что-то новое, общаешься с действительно классными людьми и партнерами, которые дают тебе энергию и мотивацию! Хочется дальше двигаться, развиваться и идти навстречу мечтам!

Приходите в гости!

Наши магазины:

Букваешка

Сайт: bukvaeshka.by

Читай-мечтай

Сайт: chitai-mechtai.by

ООО «ДАЛИРАмаркет»
УНП 192983587

-50%
-20%
-20%
-25%
-10%
-10%
-20%
-17%
-40%
-50%
-10%