/ /

«Слишком эмоциональная», «добилась всего за счет родителей», «не умеет мыслить логически» — девушки регулярно сталкиваются хотя бы с одним из этих стереотипов. Что уж говорить о тех, кто занимается бизнесом?

Мы встретились с 21-летней Камиллой Жибулей — основательницей агентства Popcorn Media и курсов «Мама, я SMMщик», — чтобы разрушить парочку стереотипов о бизнесе, возрасте и женщинах. Камилла готова держать удар! 👊🏽

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Почему мы говорим именно с Камиллой?

Нажмите, чтобы раскрыть текст

Как минимум, потому что не так уж много девушек (да и парней тоже), которые к 21 году владеют двумя успешными проектами и ведут инстаграм (о бизнесе!) с почти 130 тысячами подписчиков. Вы точно видели рекламу ее блога хотя бы раз.

Сейчас Камилла не называет свой инстаграм бизнес-проектом, хотя именно благодаря ему в 2017-м запустила SMM-курсы, где обучает специалистов. А зимой 2018-го девушка открыла свое маркетинговое агентство POPCORN MEDIA. Многих сотрудников она нанимает после обучения на своих же курсах.

Хочется подробнее узнать историю Камиллы? Она рассказывала о себе на "ПроБизнесе". О давлении и стереотипах девушка знает не понаслышке: после публикации прошлого года появился даже целый тред на «Дваче», где все кому не лень обсуждали успехи Камиллы (и даже ее юбку).

Как ты можешь открывать курсы, если тебе 21? Чему ты можешь научить людей?

— Те, кто так думает, не покупают мои курсы. Они идут к профессорам вузов или к тем, к кому больше доверия. Я учу работать на своих же клиентах. Говорю прямо: «Покажу, как устроен SMM, на примере своего агентства и клиентов. Если вам это не подходит, можете учиться в другом месте». Я много где училась (курсы, конференции, книги), общалась с ребятами из digital и постоянно практиковалась. Я в маркетинге пять лет, и у меня всегда были клиенты или офисная работа: могла проверять на практике, что из моих идей работает, а что — нет.

На курсах по SMM и маркетингу часто учат абы как. Рассказывают, как нарисовать баннер в фотошопе, написать текст или открыть рекламный кабинет Facebook, а дальше что? Как с этим работать, чтобы был результат? SMM-щиков, которые могут вывести клиента на прибыль, работая последовательно, разбирают как горячие пирожки.

Общепит, товарка — с этими нишами работать легко. А если к тебе придет стоматология? Как ты будешь ее продвигать в соцсетях, чтобы количество клиентов увеличилось? Это уже сложнее, здесь нужен системный подход.

А как руководить людьми, которые старше тебя?

— Моему менеджеру 34 года. Надо у нее спросить, как я справляюсь.

— Как строится работа в агентстве?

— Некоторые задачи я выполняю сама — например, занимаюсь оптимизацией работы команды. Мы ушли от формата «несколько фрилансеров делают какие-то задачи, а менеджер пытается собрать это в кучу». Сняли офис — так проще работать. Каждый сотрудник генерирует идеи для клиента, а потом принимается коллективное решение. Иногда я страхую сотрудников по каким-то клиентским задачам: в агентстве я могу заменить любого, кроме дизайнера и фотографа. А еще ни у кого в команде нет экспертизы по выстраиванию личных брендов, поэтому такие проекты я беру на себя.

— За кем то самое, последнее решение?

— За мной и проектным менеджером. Сотрудники это знают. Да, они могут негативно к этому отнестись и высказаться, но все равно выполнят задачу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Самое главное в задаче — правильно ее поставить. У мужчин-руководителей тоже есть такая частая проблема, это и от возраста не особо зависит. Отправить «голосовуху» в Телеграме — еще не значит поставить задачу: сотрудник послушает и половину упустит.

ТЗ должно быть четким. Мы используем разные сервисы-органайзеры: задачи прописаны и дублируются на почту, и ни у кого нет никаких претензий. В письменном виде все фиксируется: и дедлайн, и требования — всегда можно к этому вернуться.

Девушки не могут руководить бизнесом, потому что они слишком эмоциональные!

— Я не заметила такого. Наверное, у нас эмоциональная только сториз-мейкер, а остальные девочки спокойные.

Это очень зависит от должности. Дизайнеру, например, сложно распсиховаться: она не работает с клиентами, а просто сидит и рисует.

Хотя однажды у меня была странная история с девушкой, которая делала мне сайт. Работа мне не понравилась, а дизайнер просто сказала: «Да, я такая плохая, все, до свидания!». Ну бывает со всеми. С парнями-верстальщиками и программистами у меня тоже были конфликты, тут дело не в поле.

Все прекрасно понимают, что это работа, это клиенты. Ты сейчас на эмоциях совершишь ошибку — и будешь потом жалеть.

— Неужели у тебя никогда не бывало такого, что шла поплакать в туалете от того, как все бесит?

— Конечно, бывало. Иногда и клиента хочется послать — просьбы непонятные, требования… Но надо объективно взвешивать, в первую очередь с финансовой точки зрения, можешь ты попрощаться с этим клиентом или нет. Даже если он выносит тебе мозг.

Почему раньше писали, что инстаграм-блог — это твой бизнес? Это же не так

— Прямого дохода от блога у меня нет. Для меня это способ коммуникации с аудиторией и привлечения клиентов на курсы и в агентство. Да, у моего аккаунта есть бюджет, финансовый план, затраты на свою рекламу, ассистентка, которая мне помогает, контент-план… Но дохода нет. Это, скорее, проект, а не бизнес.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вообще, мужчины очень плохо реагируют на мой блог. От них я получаю много негатива: «ты инфоцыганша», «ничего не понимаешь, на самом деле у тебя есть папка, ну или мамка»… После знакомства с блогом на курсы ко мне в основном записываются девочки, которые потом становятся частью команды. Думаю, я для них своеобразный мотиватор.

Забавно, что некоторые парни приходят на собеседование и иногда сразу начинают претендовать на долю в бизнесе. Для меня это непонятный момент: откуда такие амбиции? Или они считают, что я глупая девушка, которую можно нагреть?

Про Тиндер я уже ничего не говорю: там вообще слово «бизнес» табу — это страшно! Раньше я писала в профиле, что у меня есть бизнес, потом перестала — стала на встречах лично говорить про агентство, про школу… Просто чтобы увидеть реакцию! Выглядит это типа: «Э-э-э…» — и все, у парней как будто черный экран. Теперь говорю, что я студентка журфака. В целом я же не вру.

— Почему, по твоему мнению, мужчины так реагируют?

— Большая закомплексованность и неуверенность в себе. И все. Это бьет по самолюбию: «Как баба может сама хорошо зарабатывать? Как такое вообще возможно?». Подобные мысли возникают от стереотипов, что все девочки не умеют анализировать, планировать и действуют только на эмоциях.

— «Хорошо зарабатывать» — это сколько?

— Не могу сказать, какой процент дохода я трачу на себя. В один месяц могу поехать отдыхать в Рим и потратить много, а в другой — остаться в Минске и работать, ничего не расходуя. Основной доход идет с курсов: могу потратить на себя за месяц десять тысяч долларов и не особо переживать. Взять и потратить — машину, например, купить. Но мне это не надо. Деньги просто хранятся на счету: лучше я их пущу в бизнес, к тому же есть планы и по офлайновым проектам. А так я обычно трачу на спорт, квартиру, еду — ну тысячи две-три долларов в месяц.

Кстати, да: откуда изначально были деньги на агентство? Тебе его родители подарили?

— Все началось еще с инстаграма: ко мне приходили люди и просили «продать какую-нибудь консультацию по SMM». Так заработались деньги на открытие агентства: сайт обошелся примерно в 1000 рублей, реклама в инстаграме — еще в 400−600 рублей. Также были траты на оклад первым сотрудникам (еще 1200 рублей примерно), софт для работы рублей за 100 где-то. Плюс открытие ИП. Но я никогда не вкладывала все деньги до копейки. Всегда была минимальная «подушка безопасности», и всегда были клиенты. Если что-то случится, все равно будут люди, которые захотят со мной работать.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сейчас я, конечно, все еще вкладываю деньги в бизнес. Насколько много? Это относительное понятие. По сравнению с Уорреном Баффетом — мало. Но затраты есть постоянно: офис, маркетинг…

Конечно, все равно страшно. Как и всем предпринимателям: что выйдет новый закон, что поднимут налоги, что придет проверка, что реклама не взлетит, что клиенты и сотрудники уйдут… Но это нормально. Ты или живешь с этим страхом, или не ведешь бизнес. Иди в офис, где понятные задачи, стабильный график и зарплата. Предприниматели — это те, кто осознанно выбирает состояние неопределенности и живет в нем. Им комфортно, им прикольно!

Папе, кстати, до сих пор сложно понять, чем занимаюсь я и мои сотрудники. Маме проще: она активный пользователь инстаграма. Но они оба меня поддерживают и хорошо относятся к моему делу, хотя к этой сфере отношения не имеют. Отец сейчас нигде не работает, мама — продавец сумок в брендовом магазине. В нюансы они, правда, не вникают: не вижу смысла объяснять отцу, что такое таргетированная реклама. Хорошо, что у меня есть курсы — что такое «образование онлайн» им вполне понятно.

Если твой бизнес успешный, зачем ты тогда еще учишься в университете? 

— Я учусь на «заочке», и меня это никак не напрягает: три недели за полгода я могу посвятить университету. Я особо ничего не готовлю, прихожу и сдаю зачеты, многие преподы меня знают — нам просто интересно поговорить. И с одногруппниками прикольно пообщаться — узнать, кто чем занимается. Сейчас я окончила 4-й курс, меня перевели на 5-й.

Я не хотела бросать вуз, потому что планирую учиться в европейской магистратуре. А уходить из универа на втором-третьем курсе, чтобы поступить в Европу и там начать с нуля, потратив еще три года… Не хочу просто терять время.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Зачем тебе магистратура в Европе?

— Например, чтобы получить студенческую визу. А потом можно подаваться на ВНЖ в Европе. Лишним не будет.

Женщинам проще вести бизнес: можно прикинуться «котиком» — и всё

— По этому поводу ничего не могу ответить. У меня же есть инстаграм — и люди видят, какая я на самом деле: ругаюсь матом, обсуждаю клиентов, говорю, что в агентстве дорого. Методика продаж у нас вообще жесткая: «Не нравится? Идите на фиг».

Мы не прикидываемся милыми котиками, у нас на сайте будут зубастые динозавры нарисованы. Я не люблю, когда люди врут друг другу, скрывают что-то, притворяются… Это заведомо провальная форма работы для меня.

И пусть история с динозаврами на сайте звучит прикольно, добавлю: бизнес — это трудно. Советовать становиться бизнесменом я не буду — это не для всех. Но дико увлекательно — это правда.

-10%
-30%
-30%
-15%
-30%
-22%
-45%
-50%