• Тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Звезды
  • Вдохновение
  • Еда
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  2. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  3. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  4. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  5. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  6. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  7. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  8. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  9. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  10. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  11. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  12. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  13. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  14. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  15. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  16. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  17. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  18. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  19. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  20. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  21. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  22. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  23. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  24. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  25. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  26. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  27. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  28. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  29. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  30. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?


/ Фото: unsplash.com

Замечаете, что переживаете за то, что происходит у ребенка в школе, больше, чем он сам? И заводитесь, и хотите «пойти поругаться», и про себя проклинаете каждого в школьном чате вайбера? Что с вами происходит и почему до добра это точно не доведет, рассказывает психолог Юлия Костюк.

Об авторе:

Юлия Костюк, психолог

Вот пара реальных историй, в которых вы наверняка узнаете себя:

«Я не могу успокоиться! Опять классная сказала, что дети должны прийти в субботу и что-то там делать! Это же их законный выходной! Вечно придумают какое-то идиотство!»

«Как же меня злит одноклассница моей дочери! Она вечно выпендривается. Да еще и учителя это поощряют: то главную роль в спектакле дадут, то на мероприятие от класса отправят. А моя чем хуже? Почему всегда отправляют одну и ту же ученицу?»

«Почему мой ребенок должен носить эту форму? Я хочу, чтобы она выделялась, а не была серой массой. Мне не нравится, что наших детей заставляют носить эти страшные костюмы… Это просто безобразно!»

Фото: dettka.com

Школьные заботы и связанное с ними негодование порой доводит родителей до серьезных неврозов. Люди настолько погружаются в выяснение отношений с учителями, с одноклассниками своих детей и их родителями, в разбирательства «неправильности» учебников в частности и образовательного процесса в целом, что в итоге их просто трясет от одного упоминания слова «школа».

Почему так происходит? Почему самостоятельные, взрослые мужчины и женщины остро включаются в детсадовские выяснения отношений на уровне «самдурак»?

Конечно, родителям нужно знать, как ребенок чувствует себя в школе, какие у него отношения со сверстниками и педагогами, нуждается ли он в помощи по учебе или в других делах. Родителю стоит держать руку на пульсе и вовремя реагировать на критические ситуации, к которым относятся, например, физическое и психологическое насилие над ребенком со стороны одноклассников или представителей школы.

Оскорбления, подзатыльники, отъем и порча личного имущества могут быть расценены как насилие. В то время как, например, введение школой правила на единую форму никак нельзя назвать ни психологическим, ни физическим насилием. Так же, как и субботники, требования соблюдать внутренний распорядок, традиции учебного заведения…

Так откуда тогда столько агрессии и непринятия этих рядовых, казалось бы, ситуаций?

Если копнуть глубже, практически каждый «очень волнующийся за ребенка» родитель найдет неприятные воспоминания о своих школьных годах. Многие из них были серьезно травмированы непрофессиональным поведением учителей, никак не контролируемой травлей одноклассников, отсутствием внимания со стороны родителей к жалобам и просьбам помочь… Ведь еще каких-то лет 15−20 назад учитель мог не только безнаказанно оскорбить и нанести психологический вред по незнанию, но и ударить, оттягать за ухо, вывести из класса за шиворот…

Так сложилось, что большинство детей, которые подверглись таким «воспитательным» мерам, не смогли справиться со своими травмами. Человеческая психика устроена так, что болезненные воспоминания могут быть недоступны сознанию, но ощутимо влиять на поведение и состояние человека. Эти воспоминания включаются тогда, когда возникает похожая ситуация.

А похожая ситуация возникает совершенно внезапно, например, когда ребенок идет в первый класс… Для психики нет разницы, кому завтра завяжут белые банты на голове: она «включится» лишь от одного слова «школа». Или «класс», «дисциплина», «сядьте ровно». Или «Добрый день, уважаемые родители!», сказанное классным руководителем на собрании, когда взрослый человек будет сидеть на маленьком неудобном стульчике первоклассника и не помещаться за парту…

И он даже не поймет, что же произошло и почему ему так остро захотелось поскорее выбежать из класса или в крайнем случае сползти под эту самую парту, прячась от взгляда вполне приятной женщины.

А дело в том, что этот человек все еще продолжает вести неосознанную войну со своей школой, со своими воспоминаниями, со своими обидчиками.

И всю эту гамму не прожитых должным образом эмоций родитель неизбежно выливает на своего ребенка-школьника. По сути, ребенок не формирует собственное впечатление о школе. Это делают за него родители, буквально вливая в него отношение, основанное на их воспоминаниях… А потом вопросы: «Почему он не хочет учиться?», «Почему он хамит учителям?», «Почему он ненавидит школу?». Или утверждения: «Школа совсем не изменилась», «Там работают только садисты», «Школа портит психику детям».

Поймите: ребенок, у которого уже есть четко сформированная установка «школа плохая, и она во всем виновата» вряд ли сможет вынести для себя полезные выводы и выстоять в сложной ситуации. У него просто не будет мотивации это делать, ведь «виновный» уже давно назначен. Более того, человеческая психика устроена так, что всегда находит подтверждения именно тому, что однажды она приняла за правду.

Если мама или папа школьника очень сильно вовлечены в его школьные будни, им будет полезно задать самим себе следующие вопросы:

  • Какое у меня отношение к школе?
  • Что я вспоминаю, когда произношу слово «школа»/ «отметка»/ «учитель» и т.д.
  • Если бы я мог (ла) исправить что-то в своем прошлом, относящемся к школе, что это могло бы быть?

Ответы на эти вопросы могут помочь родителям понять, не пытаются ли они решать свои проблемы детства с помощью детей. И если это так, то очень важно разделить свой детский опыт и опыт своего ребенка. Потому что детям крайне важно получать личные впечатления, делать собственные умозаключения, принимать самостоятельные решения. А взрослым не менее важно разобраться со своими внутренними конфликтами, давними обидами и нереализованными детскими желаниями, чтобы освободить свой разум от эмоций двадцатилетней давности.

-20%
-5%
-5%
-20%
-43%
-15%
-25%
-30%
-23%
-60%
0072144