17 мая 1990 года гомосексуальность исключена из Международной классификации болезней и признана вариантом нормальной сексуальности человека. До сих пор эта норма не принята многими странами с жестким патриархальными устоями (страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки), в которых предусматривается уголовное преследование людей с гомосексуальной ориентацией, вплоть до смертной казни (Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Йемен и ряд других).

Кадр из фильма "Игра в имитацию" носит иллюстративный характер. Фильм рассказывает о криптографе военного времени Алане Тьюринге, который взломал код немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны и позже был привлечен к уголовной ответственности за свою гомосексуальность.

Кто такие гомосексуальные люди?

По мнению различных исследователей, в формировании гомосексуальной ориентации участвует множество факторов биологических и социальных, некоторые из них выглядят убедительными, некоторые — не очень. Вот что думают по этому поводу психотерапевты: ребенок не рождается гомосексуальным. Любой человек при рождении просто сексуален или бисексуален. Сексуальность вообще — свойство тела, не закрепощенного запретами, живого и свободного, реагирующего на тактильные стимулы в эрогенных зонах. Нашему телу все равно, от кого исходит эта стимуляция — от самого себя (мастурбация), мужчины или женщины.

Не все равно лишь оценивающему разуму, испуганному угрозой наказания, порицания за несанкционированное удовольствие. Гетеросексуальными мы становимся под влиянием окружения, в результате благоприятного и безопасного контакта с родителем противоположного пола, воспитания, общественных установок. Когда процесс формирования гетеросексуальности нарушается и для человека становится более комфортным и безопасным (или, наоборот, небезопасным, а потому возбуждающим) сексуальный контакт с лицом своего пола, можно считать ориентацию установленной, выбранной и закрепленной на уровне рефлексов.

Кадр из фильма "Я люблю тебя, Филипп Моррис" носит иллюстративный характер

В человеческой популяции численность людей с гомосексуальной ориентацией во все времена сохранялась на уровне около 5%. Гомосексуальность эволюционно оправдана, как животные, не участвующие в репродукции вида, всю свою энергию отдают на уход за потомством своих плодовитых сородичей, так и у людей наблюдается та же тенденция. Гомосексуальные мужчины — очень нежные и внимательные отцы, а женщины-лесбиянки охотно сами становятся матерями или усыновляют чужих детей.

Культурально гомосексуальность также закреплялась на протяжении длительных исторических периодов. В языческих сообществах женское и мужское, телесное и духовное принималось в своем уравновешенном, гармоничном состоянии, было равно уважаемым. Цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима гомо- и бисексуальность воспринимались наравне с гетеросексуальностью, а телесность культивировалась. В некоторых племенах самоа гомосексуальные действия в обязательном порядке входили в обряд инициации для мальчиков вплоть до нашего времени, пока не были прекращены при содействии миссионеров.

С приходом религиозной христианской культуры (и позже ислама) был объявлен примат духовного над материальным, небесного над земным, мужского над женским. Гомосексуальность была объявлена греховной и противоестественной (как, впрочем, и эксперименты в области естественных наук — богопротивными, а открытия законов природы, опровергающие религиозные писания, — ересью).

Что мешает людям принять гомосексуальность ближнего?

Гомофобия в ее современном состоянии сходна с мизогинией. Гомосексуальные мужчины считаются недомужчинами, суррогатом женщины, ассоциируются с проявлением женственности, подчиненности, обесцениваются их человеческие качества. Почему?

Современный мир в большинстве своем состоит из патриархальных сообществ, которые характеризуются строгой иерархичностью, догматизмом, прописанными полоролевыми функциями, ожиданиями и требованиями соответствия им. Требования звучат как «настоящий мужчина должен». И никто не спрашивает (кроме психотерапевтов), чего мужчина хочет, что он чувствует и есть ли у него потребности.

Кадр из фильма "Горбатая гора" носит иллюстративный характер

Многие поколения мужчин, чтобы соответствовать навязанному долженствованию, уходили в работу, на войну, игнорировали свои потребности, заглушали чувства, относились к собственному телу как к рабочему механизму, «являли силу духа». Телесная и эмоциональная чувствительность позволялась только женщинам. Чтобы выжить под давлением социума, мужчины были вынуждены диссоциироваться с собственным телом. Телесная отчужденность проявляется в неумении заботиться о своем теле, ухаживать за ним (бабская привычка, а я — мачо! Мне эти пилинги-шмилинги ни к чему). Они не чувствуют физического дискомфорта, пока он не оформится в ярко ощутимую боль, им стыдно обратиться за медицинской помощью (как в рекламе "Колдрекса" — «Некогда болеть!»), что сказывается на продолжительности жизни мужчин. И самое печальное, что этот мощный встроенный интроект («мужчина должен», «так надо», «так принято», «так положено», «ты же мальчик, мужчина, отец, глава семьи», «как батя учил»), они принимают за свободный, осознанный выбор.

Также в нашей культуре общение отцов с сыновьями часто сводится к подзатыльникам и чтению нотаций. Отцы редко мальчиков берут на руки и почти совсем их не обнимают. Поэтому телесный контакт мужчин между собой ограничивается «крепким мужским рукопожатием» (проявление уважения и конкуренции одновременно), а мужские объятия или поглаживания сопряжены со стыдом и неловкостью как чуждые и непривычные.

И тут появляется человек, который позволяет себе не соответствовать «нормативности», требованиям системы. Который свободно заявляет о том, что его мужское тело получает удовольствие от контакта с другим мужским телом. Три странно пугающих слова для патриархально-воспитанного мужчины — свобода, тело и удовольствие. Такое «непослушание системе» вызывает у несвободного человека зависть, злобу и страх: «Как он смеет позволять себе то, что я не могу позволить себе даже в фантазиях? Как он осмеливается отличаться? Как он смеет не соответствовать ожиданиям и требованиям социума?».

Люди, ненавидящие инаковость, — это люди, сломленные и порабощенные системой. Они защищают свой искаженный, зарегулированный патриархами мир. Если они допустят в свое сознание мысль, что свобода выбора образа жизни — это норма, то почувствуют себя обманутыми и использованными. Потому что им об этой свободе не сказали, не допустили, не позволили. Самому взять себе право быть свободным может только человек взрослый, эмоционально зрелый, принимающий в себе и женскую (скопированную с материнского образа), и мужскую (воспринятую от общения с отцом) части, признающий свою телесность, умеющий о себе заботиться.

Типичный портрет гомофоба — низкий уровень образования, занятость в тяжелом физическом труде или мало оплачиваемом офисном, тяга к кучкованию, нелюбовь к себе, агрессивность, стремление к доминированию над более слабыми (женщины, дети, инвалиды), гиперкомпенсаторный псевдомачизм, догматизм, пренебрежение к собственному телу, низкая чувствительность, психологическая незрелость (в душе они остаются запуганными мальчиками).

Женщины, презирающие мужчин с гомосексуальной ориентацией, также утратили контакт со своей женственностью, телесностью, удовольствием. Они также подчинились патриархальной системе и сводят смысл своего существования к простому воспроизводству населения и обслуживанию мужских потребностей, смирились с отношением к себе как к функции.

Наоборот, женщины, находящиеся в контакте со своей женственностью, очень тепло относятся к мужчинам нетрадиционной ориентации. Потому что это «мужчины, с которыми можно свободно поговорить о чувствах и найти понимание». А еще — это гарантированная безопасность.

Мужчины, которых принято называть метросексуалами, холеные, надушенные, наманикюренные, знакомые с понятием барбер-шоп, при этом абсолютно гетеросексуальные, очень терпимо, с принятием и пониманием относятся к гомосексуальным мужчинам, позволяя им проявляться рядом, и не опасаются при этом нарушения собственных границ. Любовь к себе и уважение к собственной личности позволяют им принимать и уважать инаковость людей с отличающейся сексуальной ориентацией.

Так откуда в мужчинах-гомофобах столько страха и одновременно презрения к проявлениям женского мира?

Природа женщины стихийна и эмоциональна. Называть женщин истеричками, выносящими мозг, склонны мужчины, сомневающиеся в собственной мужской идентичности, с нарушенным самоуважением, ожидающие, что женщина станет для него заботливой матерью и растворится в его потребностях. Яркая, самостоятельная, цельная, сексуальная женщина их пугает. Мужчина вступает во внутренний конфликт, он стремится одновременно и обладать такой женщиной, и подавить ее.

Мужчины, пострадавшие от проявления материнской власти, бессознательно испытывают страх перед проявлением всего женского как стихийного и неуправляемого. Также этот страх мешает установлению близких отношений, проявлению эмоциональности и чувствительности. Это еще про внутренний стыд и отчуждение самого себя. Собираясь вместе, мужчины ведут поверхностные разговоры о политике, спорте, машинах, о женщинах (но не о переживаниях по поводу отношений). Мужчина боится, что будет отвергнут, если придет к женщине незащищенным, не соответствующим полоролевым ожиданиям, навязанным консервативным патриархальным обществом.

Отношение к гомосексуальным людям у них схожее. Псевдомачо завидуют внутренней свободе мужчин, принявших свою гомосексуальную природу, свою чувствительность, свою телесность, и стремятся уничтожить их (хотя бы морально) как феномен, катализирующий их собственный внутренний конфликт — страх и неуверенность перед женщиной. Толпа испуганных мужчин становится источником насилия (почти никогда они не осмеливаются нападать по одиночке).

Быть зрелым мужчиной — значит быть в контакте со своей внутренней феминностью, что проявляется наружу в уважительном отношении к женщине, к ее свободному проявлению. Быть зрелым человеком — значит быть свободным и уважать свободу другого.

Остается только надеяться, что дух свободы вернет нашим гражданам ответственность за свою жизнь, выбор собственного пути, способа жизни и самовыражения. Смысл индивидуальной человеческой жизни давно вышел за рамки простого воспроизводства населения. Большинство из нас хочет реализоваться как творцы, созидатели. Для гармоничного развития нам нужны любовь, тепло, нежность, принятие, признание и уважение. И неважно, от лица какого пола мы их получаем.

Психотерапевт Василина Данилова

-10%
-15%
-30%
-30%
-22%
-40%
-45%
-15%
-15%
-10%
-10%
-26%
-40%