Поддержать TUT.BY
62 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


Какой должна быть современная школа? Что делать, если дети потеряли в учебе смысл? У известного педагога Димы Зицера особый взгляд на школьное образование. Перед началом учебного года мы задали ему несколько актуальных вопросов, а также собрали яркие цитаты, которые заставляют задуматься.

Дима Зицер — педагог, директор Института неформального образования INO и школы «Апельсин» (г. Санкт-Петербург). Автор книг по педагогике «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», известный блогер и новатор в обучении детей.

22 сентября Дима Зицер проведет с белорусскими родителями эксклюзивную встречу, а также выступит на Большой конференции для учителей, родителей и работников образования.

1. Зачем ходить в школу?

Мы говорим о классической государственной школе? Я часто задаю этот вопрос педагогам. Задумайтесь и вы.

Никто не может ответить и объяснить смысл школы в том виде, в котором она сегодня существует. Чаще всего говорят, что школа дает знания. Но в наше время большую часть знаний можно получить где угодно: в интернете, книгах, фильмах и даже мультиках.

Более того, никто точно не знает, какие знания будут востребованы и актуальны через десятки лет. 30 лет назад мы могли понять, зачем учить таблицу умножения. Но попробуйте это объяснить современному ребенку.

Школа социализирует, учит общаться? Но разве нельзя социализироваться в других местах: музеях и кафе, например? Понимаете, речь о том, что современному ребенку важно знать, в чем смысл, зачем он 11 лет — а это большая часть детской жизни — проводит в школьных стенах?

Ведь мы, взрослые, понимаем, зачем идем в кино, музей или ресторан. Ответа «тебе это пригодится в будущем» уже недостаточно, потому что мы сами не знаем, что именно может пригодиться в будущем.

Но лично у меня есть ответ на вопрос. Единственный смысл идти в школу — это исследовать в ней мир и себя, школа должна позволять взаимодействовать с самим собой, со знаниями, с окружающими людьми.

Школа, комфортная для отдельно взятой личности, школа, где чувствуешь себя уверенно — это хорошая школа. Но если всего этого нет, то теряется весь смысл функционирования школы.

2. Хороший педагог — какой он?

Хороший учитель, в первую очередь, знает ответ на вопросы: зачем я выбрал эту профессию, в чем смысл моей деятельности и чему я хочу научить.

Более того, хороший учитель умеет сделать так, чтобы и ученик понимал, зачем он встал рано утром и пришел в школу.

Это творческий, любознательный, сомневающийся человек, главная фигура в школе. Прошли времена, когда достаточно было усадить детей за парты, следить за тишиной и давать какие-то знания.

Сегодня учителю как никогда актуально умение сомневаться и задавать вопросы, не удовлетворяться банальными вещами и понимать, что мир — это не только черное и белое.

3. Хороший учитель может выгореть?

Я бы говорил об учительской усталости, а не о выгорании. Но усталость может прийти в любой профессии, педагоги в этом не одиноки. Просто нужно вовремя и правильно отдыхать.

Если учитель знает ответ на вопрос «зачем мне это?» (вспоминаем, что важно знать и понимать смысл своей деятельности), то никакого выгорания не происходит, это все миф.

Но вот если требования к себе и ученикам необъективно высоки, а, значит, не выполняются, начинаются те самые симптомы выгорания, недовольства собой и окружающими.


4. На учителя давят со всех сторон. Как эффективно работать?

Да, часто педагог бывает меж двух огней. Чиновники пишут странные программы, руководство требует отчетность, но за дверью кабинета, во время урока, только учитель решает, какими методиками пользоваться или не пользоваться.

Педагогу задают рамки, но внутри них он свободен и может решать, как провести урок и донести до ребенка важное.

Еще 5 цитат от Димы Зицера, которые заставляют задуматься:

«Между тем школа — такая же услуга, как химчистка или ателье. Да-да, важная, творческая, формирующая, предлагаемая искусными профессионалами, но — услуга. А услуга предполагает заказ клиента. Что произойдет с качеством в том самом ателье, если мы при заказе произнесем „на ваше усмотрение“? Или просто промолчим <…>

Что станет, если мы молча примем любые законы и правила, которые нам предлагают и даже не спросим, что ожидает нас, как клиента? Не правда ли, довольно быстро все по инерции съедет на средненький уровень»…


«Когда мне рассказывают об ужасах конкретной школы, я неизменно советую самое простое: смените школу. И так часто слышу ответ: „Ну, есть одна хорошая, так ведь она на другом конце города!..“
— Ну так переезжайте!
— Вы что это, серьезно? Это совершенно невозможно!
— Простите, вероятно, я вас неверно понял: вы только что говорили, что образование ребенка для вас — самое важное. Я воспринял это всерьез, и если вы знаете хорошую школу, просто советую вам переехать… Это не самая большая цена для „самого важного“. Если вообще уместно тут говорить о цене».

«Разве может быть что-то прекрасней саморазвития и познания? Ну так давайте уже позволим детям познавать и саморазвиваться! Не удастся нам втащить за уши кого бы то ни было в образовательное счастье. А покалечить, то есть навсегда связать учение с горечью, подчинением и унижением — это раз плюнуть! «Учиться интересно» — никакое не клише <…>

Повод ходить в школу появляется лишь когда она становится собранием индивидуальностей, местом, где каждый с удовольствием может заниматься самым интересным делом на свете — познавать себя и окружающий мир. Все остальное подлый обман.


«Например, признаком чего является шум в классе? Вообще-то, признаком интереса. А что говорит нам современная школа? Признаком неинтереса! Вот Вы, когда, например, с подружкой встречаетесь, и Вам ужасно с ней интересно, что ж Вы, на кухне сядете с кружкой чая и будете молчать? <…>

Если Вы участвуете личностно, то будете разговаривать шумно, громко, с большим количеством жестов, применяя мимику, влезая посреди ее фразы. Вот как устроен урок. Вот как устроены личностные знания».


«Смотрите, человек выбирает особенную публичную профессию, основанную на человеческом взаимодействии. Ведь это же что-то значит. Я думаю, это значит, что все мы, педагоги, немножко ненормальные; мы постоянно находимся в рефлексии, ищем себя и выбираем такую профессию, которая помогает нам познавать этот мир и себя.

И в этот момент мы пользуемся педагогическим инструментарием, в определенном смысле «пользуемся» нашими учениками, взаимодействуем с ними и вместе с ними идем вперед. Вот чего хочет современный педагог. Я не думаю, что это такая простая история. Мы строим такие рамки, в которых каждый человек может себя найти».


Как мы можем повлиять на образование наших детей? Где учителю искать вдохновение? На эти и другие вопросы будем искать ответы на Большой конференции в Минске 22 сентября. Встреча пройдет днем в Renaissance Minsk Hotel по адресу пр. Дзержинского, 1 E. Подробнее ознакомиться с программой мероприятия и купить билет можно по ССЫЛКЕ>>>

А вечером в Галерее TUT.BY специально для белорусских родителей Дима Зицер проведет интерактивную лекцию на тему «Свобода от воспитания. Глубокий личный разговор». Поторопитесь, количество билетов ограничено!

-25%
-40%
-50%
-30%
-17%
-15%
-11%
-20%
-35%
-10%