/ Фото: Надежда Бужан

— Мы так рады, что вы позвонили и «собрали» нас здесь! — встречаемся с Ольгой Вовк в Научной библиотеке БНТУ. — Сейчас, к сожалению, мастер-классы по созданию тактильной книги проходят все реже: не хватает времени. Но мы очень скучаем по нашим творческим вечерам, так что будем это дело возобновлять.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

Благотворительный проект «Тактильные книги» существует с января 2015 года. Это совместное детище программы «Мивиа», «ЗаЧтения» и Научной библиотеки БНТУ. Первой тактильной книгой, которую сшили волонтеры-креативщики, стала «История о маленьком кролике» Кати Толстой.

— Мы ничего не понимали в тактильных книгах, но очень любили детскую литературу, — вспоминает психолог и библиотекарь Ольга Вовк. — Недостаток знаний сказался на качестве книги: мы наделали немало ошибок. Однако это нас только закалило! Желание сделать качественный продукт усилилось. Мы стали тщательнее изучать эту тему, советы опытных коллег из соседних стран.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

Второй книгой благотворительного проекта стал рассказ «Маленький Дед Мороз» писательницы Ану Штонер. В конкурсе социальных проектов для Беларуси Social Weekend-5 волонтеры выиграли гран-при на финансирование материалов для книги.

— Потребность в тактильных книгах есть, — уверена Юлия Кучинская, мастер-кукольник, педагог. — На протяжении существования проекта мы отчетливо это видим. Библиотечные фонды достаточно бедные, и те книги, что есть, совсем другого плана — они промышленного изготовления. Там на листах выдавливается просто рисунок, нет фактуры. Наши же книги изготавливаются из разных тканей, например. И это исключительно ручной труд!

Мастер рассказывает, что ткань обязательно должна быть из натуральных составляющих, приятной на ощупь, не кричащих, но ярких оттенков, без люрекса и блеска. Материал подбирается под текстуру предмета.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

— На создание второй книги ушло два года. «Маленький Дед Мороз» есть у нас в 4 экземплярах, — добавляет Ольга. — Все книги хранятся в Научной библиотеке БНТУ, на дом не выдаются. Нас приглашают в школы, детские сады, где мы организовываем инклюзивные чтения. Знаете, нам раньше казалось, что здоровые малыши будут читать обычные книги, а ребята с плохим зрением — тактильные. Ничего подобного! «Тактилки» интересны всем.

— Мы всегда выбираем книги, где иллюстрация несет смысл, дополняет текст и этим делает его еще более интересным. Современные детские книги шагнули далеко вперед, и нам хотелось именно с такой красочной литературой познакомить слабовидящих малышей, — объясняет Юлия. — Аппликации на страницах делаем максимально приближенными к оригинальной работе иллюстратора, хотя изображение приходится частично упрощать. Ребятам трудно на ощупь разбираться в сложных ракурсах, многообразии героев, мельчайших деталях. Они не могут понять перспективу, когда один предмет частично закрывает другой. У тактильной книги есть много особенностей. Мы, если честно, до сих пор пытаемся найти баланс между тем, как надо и как нам хочется повторить картинку.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

Интересно, что узнавать персонажа на страницах ребенку помогает обычная кукла. Она выполнена из того же материала, что и в книге. Это важно, если в повествовании герой движется, меняет позу. Ведь малышу нужно представить, как изначально выглядел персонаж.

— Около нашитой аппликации-картинки в тактильной книге закрепляется пластинка с выжатым шрифтом Брайля. Есть рядом и обычные, крупно напечатанные буквы — для детей, у которых сохранилось остаточное зрение. Кстати, читают ребята что пальцами, что глазами с одинаковой скоростью, — говорит Юлия.

Мастер признается, что, как ни странно, но самой изготовить книгу ей намного быстрее, чем подключать целую «роту» добровольцев. С помощниками процесс затягивается: немало времени уходит на пошаговое объяснение, разбивку обязанностей. Однако именно коллективная работа придает процессу создания книги неповторимое настроение.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

— У нас много разных проектов, но от этого мы получаем самую большую эмоциональную отдачу, — делится Ольга. — Люди, которые приходят к нам на мастер-классы — невероятные! Общение с такими светлыми, добрыми рукодельниками вдохновляет! Ты просто отдыхаешь, глядя на них.

Как говорят кураторы проекта, особых навыков от волонтеров тут не требуется. Ножницы хоть раз да держал в руках каждый! Возрастных ограничений тоже нет. Одни люди приходят на мастер-классы, другие — уходят. Есть костяк, который всегда в деле.

— Анонс мастер-класса увидела в одной из соцсетей. Мне стало интересно. Я сама дефектолог и с темой тифлопедагогики знакома. Пришла сегодня с доченькой, — улыбается волонтер Наталья Захаревская.

— На подобных встречах мы многое получаем. Общение для наших детей очень важно. Помогать людям — первое, чему мы учим подопечных, — рассказывает Екатерина Калганова, воспитатель вспомогательной школы-интерната № 7 столицы. — Конечно, ребятам тяжеловато-то, но я вижу, как они стараются. Им нравятся подобные мероприятия.

Фото: Надежда Бужан, TUT.BY

На вопрос, сколько стоит сшить одну книгу, Ольга и Юлия улыбаются:

— Никто никогда не считал этого. Оно ведь как: кто-то отдал картон, ткань нашли в закромах, клей купили, — говорит Юля.

— Мы же библиотекари! — подхватываете Ольга. —  Знакомые, друзья знают, что нам все для рукоделия пригодится. Ничего выбрасывать нельзя! Только представьте, около тридцати лет может пролежать пуговичка в комоде, а найти свое применение в тактильной книге.

Мастера признаются, что поставить на поток производство тактильных книг — дело сложное. Но, как говорится, нет ничего невозможного, когда есть желание.

— Клеить книги, конечно, намного проще, чем шить, — объясняет Юлия, принимая работу у волонтеров нашего мастер-класса. — Такие книги идеально подходят для трехчасовых встреч, чтобы создать все за раз! Мы сегодня справились — все успели!

Около полугода назад кураторы проекта «Тактильные книги» вернулись из познавательной поездки в легендарную библиотеку для слепых «Селия» в Финляндии. «Опыт невероятный, — признаются девушки. — Есть куда расти, понятно, к чему стремиться. И это важно, ведь в нашей работе нуждаются дети».

-50%
-20%
-10%
-30%
-50%
-20%
-30%
-20%
-25%
-50%
-10%
-10%