175 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  2. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  3. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркі — пра паўгода ў эміграцыі
  4. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  5. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  6. В Минске рассматривают большое «дело студентов». К зданию суда пришли более ста человек, прошли задержания
  7. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  8. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  9. Возле Дома правосудия в Минске задержана журналист TUT.BY. В РУВД к ней не пускают адвоката
  10. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  11. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19
  12. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  13. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  14. Госстандарт запретил продажу мыла ручной работы белорусского бренда Karali
  15. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  16. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  17. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  18. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  19. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  20. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  21. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  22. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  23. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  24. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  25. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  26. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства [белорусы] ни черта не сделают все равно
  27. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  28. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  29. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  30. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая


Анастасия Шунто /

По статистике, до 10% детей регулярно и 55% эпизодически подвергаются травле, или буллингу (от англ. bulling — запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников).

К сожалению, взрослые часто говорят о том, что такие эпизоды — это естественный этап взросления, возможность для ребенка стать самостоятельным, научиться отстаивать собственные интересы. Не видя особых последствий издевательств одноклассников, полагают, что это не опасно. Так ли это? В чем реальная опасность буллинга? Как его распознать и остановить? Об этом мы поговорили с психологом «Центра успешных отношений» Оксаной Бланк.

— Какова природа травли?

— В первую очередь — в особенностях возраста. Травля возникает в доподростковом периоде, когда у ребенка есть потребность осознать себя очень важным и ценным, а лучше всего это получается в противостоянии кому-либо. В первую очередь травлей занимаются дети с низкой самооценкой, дети, которые зависят от мнения других. Они очень уязвимы, и чтобы не выставлять свои проблемы напоказ, организовывают активность против кого-то другого.

Кроме того, в доподростковом возрасте еще очень слабо сформированы волевая сфера и нравственные ценности, но в то же время довольно высок уровень агрессии и потребность формировать групповую иерархию. А школа как раз-таки и представляет собой довольно закрытую систему, в которой необходимо очень четко расставить, кто есть кто.

— Какие дети в группе риска?

— Никто не застрахован. Это могут быть очень тихие, застенчивые дети, дети из не очень обеспеченных семей, которые не могут позволить себе модную одежду и современные гаджеты, дети, которые очень хорошо учатся, дети с неблагозвучной фамилией.

Педагоги и родители часто говорят о том, что одной из причин травли являются какие-либо личностные особенности ребенка: например, он не идет на контакт, сложно взаимодействует со сверстниками. Но мы не можем ставить знак равенства между тем, что ребенок является непопулярным в классе (потому что не все дети хотят быть популярными, не все стремятся занимать активную позицию среди сверстников), и травлей. Не каждого непопулярного ребенка травят в школе.

Ребенка могут начать прессинговать по поводу совершенно мелкого, не имеющего значения признака. Взрослым важно понимать: в такой ситуации может оказаться каждый ребенок.

Даже будучи заводилой группы, которая занимается травлей, ребенок может в этом же коллективе стать изгоем и точно так же и его могут начать травить. Ведь здесь мы говорим о противостоянии одного ребенка и группы, и понятно, что группа всегда сильнее, у нее всегда больше преимуществ.

cyprusmoms.com

— Как взрослые могут повлиять на этот процесс?

— Можно придать ребенку уверенности, водить его по всевозможным тренингам и корректировать его поведение, но все это будет неэффективным, если в то же время никак не влиять на класс.

Травля возникает в школе и, как правило, в младших классах. И взрослые, особенно учителя, будем говорить откровенно, в какой-то мере могут внести свой вклад в формирование «козла отпущения», который и может стать объектом травли. Мы должны понимать, что в начальной школе, и особенно в первых классах, учитель для детей — царь и бог. И вдруг появляется ребенок, который становится неугоден педагогу, которому постоянно делают замечания. Учитель говорит: «Из-за того, что Вася не сделал домашнее задание, я вам всем задам на дом дополнительное упражнение» или «Из-за Васиного поведения завтра мы устроим проверочную работу». Таким образом, сам того не желая, учитель может сформировать по отношению к ребенку определенную позицию, которая в дальнейшем послужит основой для травли.

Конечно, травля не всегда начинается с подачи взрослых, но в любом случае им нужно быть очень внимательными. Наша школа все-таки очень часто не включается в разбор отношений внутри коллектива, считая, что дети сами должны справляться, сами должны выстраивать отношения. Но это невозможно.

raduga.wbased.com

— Как родители могут определить, что их ребенок столкнулся с травлей?

— Не имеет значения, какие отношения между ребенком и родителями, насколько они доверительные. Потому что иногда он может о чем-то не рассказывать им, боясь критики и негативной оценки (особенно это касается мальчиков, которым говорят «что ты ведешь себя, как девчонка, не можешь за себя постоять»), кто-то не хочет «ябедничать», а кто-то стремится не расстраивать родителей, считая, что он сам может с этим справиться.

Дети могут не рассказывать о происходящем и учителю, особенно если они не находят отклика на свои жалобы и педагог говорит «разбирайтесь сами». В такой ситуации задача родителей — отстоять интересы своего ребенка. Грамотно, объективно, без лишних эмоций.

И здесь родителям, конечно, нужно быть очень внимательными по отношению к тому, что происходит с ребенком в школе. У детей, которые столкнулись с травлей, нарушаются внимание, память, ухудшается учеба. Нарушаются сон и аппетит. Ребенок может стать более обидчивым, раздражительным, агрессивным, он не хочет говорить о школе, ничего не рассказывает, болезненно реагирует на вопросы, у него нет друзей. Могут отмечаться соматические нарушения: головные боли, боль в желудке, повышение температуры, ухудшение общего физического состояния. Кроме того, дети часто могут приходить из школы в испачканной или порванной одежде, потому что их толкают или бьют.

Важно знать: одна из очень распространенных родительских ошибок — это вопрос: подумай, может, ты в чем-то сам виноват? Мы, взрослые, вроде бы не даем ребенку другого выбора: ты жертва или агрессор? Или ты бьешь, или тебя бьют.

wordpress.com

— Так как вести себя родителям? Поговорить с руководством школы? С родителями детей, которые «прессуют» твоего ребенка?

— Что у нас происходит зачастую, когда один ребенок обидел другого? Учитель, который несет полную ответственность за ребенка, пока он находится на территории школы, дает номер телефона одной мамы другой маме — по принципу «сами выясняйте отношения». Как правило, эти выяснения заходят очень далеко, вплоть до личных оскорблений и угроз. Тогда как на самом деле никто лучше учителя, который целый день находится с ребятами, не может заметить все нюансы поведения, дать родителям рекомендации, в случае необходимости обратиться за помощью к школьному психологу.

Обращение родителей в школу в подобных ситуациях однозначно должно происходить поэтапно. Сначала обращаемся к учителю как к человеку, который несет ответственность за детей. Если учитель не реагирует, идем в администрацию учебного заведения. И обратите внимание: все разговоры с другими родителями должны проходить через администрацию, а не один на один.

Потому что у каждого своя правда, и порой очень сложно вообще разобраться в сути происходящего. Может случиться так, что ребенок давно подавленный, затравленный, ни на что не реагирует, но в какой-то определенный момент его напряжение становится настолько сильным, что он взрывается, а в этот момент входит учитель и видит совсем не то, что есть на самом деле. В результате картина выглядит однобокой, ребенок, являющийся жертвой, получает порицание, замечание в дневник.

— Как быть, если вы сам тот родитель, чей ребенок травит?

— Не нужно паниковать и думать, что ребенок обязательно вырастет негодяем — все эти проблемы можно урегулировать. Но хочу еще раз повторить: все специалисты сходятся в том, что травля — это не проблема конкретного ребенка, это проблема группы. Проблема того, что в группе нет четких правил взаимоотношения и у детей они не могут появиться сами по себе — в силу возраста и незрелости. Задача взрослого — дать вот эти вот позитивные, конструктивные способы формирования коммуникативных навыков и взаимодействия в группе.

— Известны случаи, когда администрация предлагает замять дело, родители отказываются и им предлагают перейти в другую школу…

— Бывает, да. Но мы снова возвращаемся к тому, что травля — это проблема группы, а значит, вскоре найдется следующий ребенок, который подвергнется травле. Администрации, конечно, удобно закрывать глаза на проблему, делать вид, что ничего не происходит, не оставлять на школе пятно — к сожалению, эти пережитки до сих пор присутствуют. Но рано или поздно появится родитель, который не будет согласен с этой ситуацией и не станет молча переводить ребенка в другую школу.

— Недавно в интернете широко обсуждалась история женщины, которая взялась и в одиночку победила травлю в школе сына…

— На мой взгляд, в этой ситуации мама сделала все, что от нее зависело. Можно отметить, что у нее не было необходимости кого-то наказать, а лишь отстоять интересы своего ребенка, защитить его. Ей удалось включить кнопку стоп-сигнал, когда все остановились, быть может, задумались, и конечно, каждый вынес из этой истории свои выводы.

Опыт жертвы ребенок перенесет в свою взрослую жизнь, и здесь для мамы было важно дать ему другой опыт, показать, что существует справедливость, что можно отстоять свои интересы, что нужно за них бороться, быть последовательным, уважать себя и людей, которые находятся рядом с тобой.