Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Никогда не замечали, как в мире много информации, посвященной мужчинам? Даже произведения искусства и массовой культуры чаще всего демонстрируют нам именно мужчин. Мужчины: великие и жалкие, красивые и не очень, успешные и борющиеся за успех, молодые и в возрасте, разных цветов, размеров и взглядов. В сериалах, книгах, песнях, фильмах.

Кадр из сериала “Декстер”
Кадр из сериала «Декстер»

В феминистских текстах часто поднимается вопрос о том, когда мы все последний раз читали книгу, написанную не «белым гетеросексуальным мужчиной».

Безусловно, чаще всего это отличные работы. Филипп Рот и Джон Фаулз, Федор Достоевский и Василь Быков, «Доктор Хаус» и «Теория большого взрыва», «Карточный домик» и «Декстер»… При всей высоте художественного уровня им есть что предъявить, ведь все женские персонажи в этих произведениях находятся на вторых ролях. Оно и логично: автору-мужчине легче описать внутренний мир персонажей того же пола и того же бэкграунда.

Всегда можно сказать, что в мире и по сей день гораздо меньше женщин-режиссеров, женщин-продюсеров, женщин-писательниц и остальных создательниц культурных продуктов. Действительно, бόльшая часть «культурного» контента в мире производится, пожалуй, именно мужчинами. Что уж скрывать, даже «Секс в большом городе» снимали они.

При этом, как ни странно, женские персонажи в кино привлекают бόльшие аудитории. Так, по данным совместного отчета «Сети влияния женщин» Гильдии продюсеров Америки и организации «Женщины и Голливуд», в Голливуде в 2013 году $ 116 миллионов в среднем зарабатывал фильм, где главными героинями были женщины, и $ 97 миллионов — фильм с главными героями-мужчинами.

Однако наличие главной героини-женщины — разумеется, не самоцель. Важнее то, как именно женщина представлена в произведении культуры. Так, цитируя режиссера и писательницу Джилл Солоуэй, отметим: нужно, чтобы произведение рассказывало историю «в терминах того, как женщины себя ощущают, а не как женщины выглядят».

В 2014 году было проведено международное исследование женских образов в кино. Оно продемонстрировало, что картинка на экране не отражает даже того ограниченного «стеклянным потолком» гендерного баланса, который существует в реальном мире. Так, женские персонажи (в возрасте с 13 до 39 лет) чаще появляются в кадре целиком или полностью обнаженными, и в несколько раз реже демонстрируются как достигшие высот в профессиональной жизни, чем мужчины. Можно ли с этим что-то сделать или, может быть, так и нужно?

Кадр из фильма “Голодные игры”
Кадр из фильма «Голодные игры»

Не так давно на белорусском портале MAKEOUT был размещен план тридцатидневного «бьюти детокса». Идея была в том, чтобы на месяц полностью отказаться от употребления любого контента, объективирующего женщину, и фиксировать изменения во взгляде на себя и окружающих, с этим связанные.

В моем случае такой детокс оказался невозможным: если незнакомые профили в Instagram я еще могла прикрыть, то отказаться от ленты в Facebook и любимой газеты означало полностью прервать контакт со всеми новостями. Поэтому я решила устроить свою собственную детоксикацию: 30 дней потреблять только контент, в котором женщины — главные и сильные персонажи, где мизогиния не является главным героем произведения и который рассказывал бы, каково это — чувствовать себя женщиной.

Вот приблизительный список того, что я посмотрела и прочитала за месяц «детоксикации»:

  1. «Джой» (фильм, 2015);
  2. Baise moi (фильм, 2000);
  3. «Ханна Арендт» (фильм, 2012);
  4. «Королевство полной луны» (фильм, 2012);
  5. «Черные бабочки» (фильм, 2011);
  6. «Джульетта» (фильм, 2016);
  7. «Анна и Бэлла» (анимационный фильм, 1984);
  8. «Колония Дигнидад» (фильм, 2015);
  9. «Юная» (сериал, 2015);
  10. «Оранжевый» — хит сезона (сериал, 2013);
  11. «Кашемировая мафия» (сериал, 2008);
  12. «Девчонки» (Girls, сериал, 2012);
  13. «Не такая девочка» (книга Лины Данэм);
  14. «Скажи мне, кто я» (книга Юлии Наварро);
  15. «Пианистка» (книга Эльфриды Йелинек);
  16. «Называй меня сумасшедшей» (книга Энн Хеч);
  17. Перформансы Марины Абрамович;
  18. «Пламя среди снега» (переписка Ингрид Йонкер и Андре Бринка, 2016);
  19. Сборники поэзии Ингрид Йонкер.

Не сказать, чтобы выборка получилась идеальной. Так, фильм Baise moi показался мне плоским, продающим простые идеи радикального феминизма и навязывающий женщине образ постоянной жертвы, не несущей ответственности за свои поступки. Роман «Скажи мне, кто я» — бесконечной, плохо написанной жвачкой на 1000 страниц, с которой невозможно было справиться. Впрочем, плохие фильмы и скучные книги встречаются и у авторов-мужчин, ведь это зачастую только вопрос вкуса.

Однако большинство открытий были прекрасными (например, «Черные бабочки»), а месяц точно не прошел даром. Я выяснила, используя тонкое замечание Филиппа Рота, что женщина «внезапно оказалась большим, чем простой набор отверстий». Оказывается, когда месяц знакомишься только с произведениями, где женщины — главные персонажи, начинаешь узнавать свою реальную ежедневную жизнь.

К примеру, существует женская вражда и женская дружба. Женщины могут любить и ненавидеть (не только мужчин). У женщин есть амбиции и политические взгляды. Женщины обладают талантами. Женщины могут быть сильными, яростными, злыми, скрытными. Женщины могут быть великодушными, открытыми, щедрыми, честными. Женщины (и это, пожалуй, самое важное) — очень интересные. В общем, весь этот обычный, казалось бы, мир, которого можно не замечать, если долго смотреть кино и читать книги о мужчинах, открылся мне в новом свете.

Марина Абрамович, проект “Метод”
Марина Абрамович, проект «Метод»

Хорошо, а теперь — зачем все это? Зачем узнавать на экране или в книге реальную жизнь интересных женщин, если можно просто выйти на улицу?

По-настоящему интересные женские персонажи нужны произведениям искусства, не только чтобы формально пройти «тест Бехдель» (в произведении есть как минимум две женщины, которые разговаривают друг с другом о чем-либо кроме мужчин).

В первую очередь, интересные женские персонажи нужны, чтобы делать нашу воображаемую жизнь разнообразнее. Они помогают нам понять, что ролевой набор женщины не сводится к «мать-жена-сестра». Когда мы достаточно часто видим женщин, показанных в многообразии характеров и социальных отношений, мы учимся признавать, что в реальности так тоже может быть, что женщина — не только и не столько дополнение к жизни мужчины.

Чаще смотреть на женщин, изображенных не по отношению к мужчинам, а самостоятельными персонажами, — маленький шаг к тому, чтобы женщины получили больше жизненных выборов, а ежедневный контент в наших лентах стал более интересным. Благодаря такому простому разнообразию.