Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Зачем изучать историю? — любимый вопрос преподавателей истфака моего университета. Двадцать шесть преимущественно женских лиц от восемнадцати до двадцати обращены на преподавателя. Он наслаждается своей мятежностью: так смело ставить под вопрос собственную профессию!

Чтобы знать свои корни. Чтобы иметь перед глазами пример действий. Чтобы не повторять ошибки прошлого. Мы даем неправильные ответы.

Мы — представительницы первого поколения, у которого от Советского Союза осталось только свидетельство о рождении. Мы пришли изучать историю, чтобы «нормально построить свою идентичность», говорит преподаватель.

Идентичность — соотнесение себя с социальными, экономическими, гендерными, и любыми другими сообществами. Чтобы «назвать» себя, определить свое место и свои ценности, мы обращаемся к людям вокруг: в первую очередь родным и сверстникам. А если твоя идентичность — как тонкий кусок Эменталера: больше дырок, чем сыра? Почему она такая?

burgosconecta.es

Чтобы понять, как формируется идентичность женщины, была разработана целая теория. Согласно ей, на идентичность влияют два главных фактора: способность без сомнений принимать то или иное мировоззрение (начиная с родительского) и прохождение кризисных ситуаций. Существуют и данные о том, что молодые женщины, формируя свою идентичность, гораздо сильнее молодых мужчин опираются на отношения с другими людьми, оценку другими своих поступков и достижений. И вот тебе всерьез предлагают строить представление о себе на историях из героического прошлого Великого княжества Литовского — государства, чей герб стал гербом независимой Литвы.

Когда ты родилась девочкой в стране, только вышедшей из социализма, ты сталкиваешься со своеобразным набором выборов и препятствий. Ты еще застаешь время, когда нужно есть «фруктовое» масло: другого в магазине нет. Первый Snickers в твоей жизни честно режут на три части, чтобы всем досталось. Первый гель для душа ты увидишь в начале 2000-х. Зато уже в 2010-м у тебя будет iPhone. Ты поступишь на гуманитарный факультет — и тебе не будет за это стыдно. Ты будешь работать копирайтером, или дизайнером, или фотографом. Но это материальная сторона твоей жизни, а мы ведь говорим о важности социальных связей.

Среди моих подруг и знакомых процентов 50 имели счастье лично знать своих отцов. Процентов 30 — счастливые обладательницы обоих родителей, участвовавших в воспитании детей. Еще процентов 10 — родителей, которые их не били и не насиловали. (Нет, мы действительно говорим про самый средний класс общества.)

Ты растешь примерной девочкой — только без реального примера. Твои родители (при наличии таковых) заняты попытками устроиться в новой экономике. Они дезориентированы и мечутся между «СПИД-инфо», «Радио Свобода» и «Санта Барбарой». Они только что пережили крах системы, которая с горем пополам задавала им систему ценностей. Их вообще сложно в чем-то обвинить, потому что они вроде бы не могут «знать лучше»: они учились на ходу и сделали для нас что могли.

favim.com

Только с этим «не знают лучше» начинаются проблемы. Когда ты молодая женщина первого постсоветского поколения, выясняется, что а) буквально каждый знает лучше и б) тебе так многое доступно, и за это ты всем должна (по крайней мере — быть благодарной). Они знают лучше по множеству причин. Во-первых, потому что ты женщина. Во-вторых, потому что у тебя «все есть». Ты не работала на заводе, откуда ты знаешь, что такое работа? Ты не вышла замуж в 17 и не начинала семейную жизнь, обладая только скатертью и открывалкой — как ты можешь знать, что такое отношения?

Ты делаешь что можешь: поступаешь в гимназию или колледж, в университет, находишь работу. Ты делаешь все это по-своему. В конце концов, ни советские, ни диснеевские мультфильмы не готовили тебя к собеседованию на вакансию SEO-специалиста. У тебя масса критиков:

— Ты одета как проститутка, тебя изнасилуют!

— Ты одета как монашка, ты не выйдешь замуж!

— Как можно работать дома? Это не работа!

— Сколько ты еще будешь горбатиться на чужого дядю в офисе?

— Ты набрала вес, как N. с тобой еще встречается?

— Ты худая, как жертва концлагеря!

— Займись спортом, ты же только сидишь!

— Что это за дикий фитнес-фанатизм, у тебя будет анорексия!

Эти возгласы, нацеленные на улучшение твоей жизни и зачастую называемые добрыми советами (потому что «кто тебе еще правду скажет?»), невозможно заставить замолчать, от них нельзя отключиться, даже когда ты наедине с собой. В худшие моменты ты говоришь себе то же самое, что и люди, которые лучше знают, как тебе жить, просто потому что они не ты.

И на всю эту массу критиков у тебя нет примера реального человека, который уже справился с внезапным капиталистическим, плюралистическим, демократическим миром, в котором ты живешь. Который искал (и находил!) бы ответы на те же вопросы, которые встают перед тобой каждый день.

Когда я оканчивала университет и думала о магистратуре за границей, мой отчим сказал: «Мы же позволили тебе поступать в Лицей БГУ, чего тебе еще не хватает?!». Мое собственное достижение показалось ему возможным лишь потому, что родители «избавили» меня от необходимости выйти на работу после 9 класса.

identity-mag.com

Да, тебе доступно несравнимо больше ресурсов, чем людям до тебя. Почему же при этом так тяжело? А главное, почему тебе все время должно быть за это стыдно?

Твой мир похож на тот, с которым столкнулись дети беби-бумеров в Западной Европе и Северной Америке. Мальчики и девочки, рожденные в 1950—1970-х (Generation Х), росли в послевоенном мире. В нем было с избытком еды, одежды и веры в государство. Курение не приносило вреда. В этом мире было не за что бороться, потому что благоденствие было достигнуто. Детей беби-бумеров назвали очередным потерянным поколением, потому что старшим казалось, что они занимаются ерундой: протестуют против атомных электростанций, создают Green Peace и раскрывают какую-то сексуальность, которая предполагает какое-то наслаждение.

Мое поколение тоже, судя по всему, занимается ерундой. Причем девушки занимаются ею чаще юношей. По крайней мере я редко слышу, что юноше пора перестать сидеть в офисе и идти рожать детей, подкачав между делом ягодицы.

Плохая новость: критика не помогает выстроить идентичность, с которой жизнь становится легче. Такую идентичность помогают выстроить только живые примеры «значимых близких». Женщинам постсоветского поколения за свою идентичность необходимо бороться, и было бы здорово, чтобы эту борьбу не ставили под сомнение каждый день.

Хорошая новость: с дырявой идентичностью тоже можно жить. Даже если тебя постоянно обесценивают, это не значит, что ты плохо справляешься. Мишель Обама, Бьорк, Джоан Роулинг — всего несколько примеров того как, будучи потерянным, найтись и сделать что-то стоящее. А значит, с нами, как и с поколением Х, все будет в порядке.