Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


«Мы все с нетерпением ждали первого сентября. Наша старшенькая собиралась первый раз в первый класс. Я не могла нарадоваться тому, что дочь восторженно рассказывает родным и близким о своем нетерпении учиться. Мы с мужем всячески поддерживали ее такое сильное желание и вдохновение: ведь очень важно, чтобы ребенок хотел в школу…»

К сожалению, так начинаются почти все истории о… нежелании ребенка ходить в школу. Как это ни парадоксально, все родительские усилия по созданию «имиджа» школе оказываются в конечном итоге провальными. И дело здесь не только в школе. И даже не столько в школе. А в том, как родители готовят своего ребенка к такому важному событию в его жизни, как первый класс.

eka.uz

Самые распространенные «внушения» будущим первоклашкам от родителей обычно звучат примерно так:

  1. Школа — это очень интересно. Там ты найдешь много новых друзей и узнаешь много интересного. Там будет очень весело.
  2. Мария Ивановна очень хороший учитель. Она очень ждет, когда ты к ней придешь учиться.
  3. Посмотри, какую красивую форму/рюкзак/ручки мы тебе купили! Ты пойдешь в школу и будешь там самым красивым и интересным.
  4. Ты стал таким взрослым: уже идешь в школу…
  5. Помни, если ты будешь стараться лучше/больше/сильнее всех, то тогда учитель тебя будет ценить и любить больше других учеников.

Что же не так с этими «посланиями»? Почему дети разочаровываются в школе, в учителях, в родителях и, в конечном итоге, в себе? Здесь мы можем выделить сразу набор из нескольких причин.

  1. Готовность ребенка к школе и его желание учиться — это не то, насколько он хорошо пишет и бегло читает. Очень часто родители, да и профессионалы, забывают, что школа — это прежде всего труд. Это место, где от ребенка точно потребуются такие качества, как усилия воли, настойчивость, умение концентрироваться и заниматься одним видом деятельности в течение определенного периода времени. Это то место, где, в отличие от семьи, другие правила и несоблюдение этих правил влечет наказание. Это то место, где нужно уметь договариваться, ждать, понимать… А это уже задачи гораздо более серьезные, чем читать-писать. И более важные для этого этапа развития ребенка, кстати. Очень часто мы оберегаем детей и не рассказываем им того, что на самом деле потребует от них школа. По разным причинам не рассказываем: жалеем, боимся «спугнуть», верим, что вдруг это будет не так… И как результат мы получаем разочарование, нежелание ходить в «эту школу». Справляться с такими последствиями довольно непросто.
  2. Когда ребенок отправляется в первый класс, его жизнь кардинально меняется. Распорядок дня, новые обязанности, новые люди, новая обстановка… Все это требует от ребенка внутренней перестройки, реорганизации и пересмотра привычных и понятных вещей. Это стресс. И этот стресс удваивается, если родные не проявляют чуткости в этот период. Как обычно поступает родитель? Чаще всего из самых лучших побуждений мамы и папы наполняют будни первоклашки крайне «полезными» штуками: подготовка домашних заданий, чтение учебников наперед, решение дополнительных примеров и задач, зубрежка правил… У ребенка просто не остается времени не то что на полноценный отдых, у него не остается времени на жизнь! Ведь его день теперь состоит из учебы и перерывов между учебой… Нельзя отбирать у ребенка детство. Он все равно свое доиграет: сейчас или будучи взрослым. Полноценная, насыщенная радостными событиями и приключениями жизнь — самый лучший подарок, который может сделать каждый из нас своему ребенку. Это сделает его более любознательным, более открытым миру.
  3. Зависимость родительской любви от школьных результатов. На мой взгляд, это одно из самых тяжелых детских переживаний, когда ребенок верит, что его любят за что-то. За хорошую оценку, за похвалу учителя, за отличное поведение и т.д. Мама и папа — самые важные для ребенка люди. И так будет всегда, всю его жизнь. Родителям следует это понимать и с ответственностью относиться к своей роли в жизни другого человека — их ребенка. Самое ценное, что мы можем дать нашим детям, — это наша безусловная любовь. В ситуации, когда наше настроение, любовь или желание общаться с дочерью или сыном зависят от его или ее оценки в школе, нам нужно задуматься о своей системе ценностей. О том, что на самом деле занимает верхнюю строчку в этой системе: «мнение другого человека о моем ребенке», «мнение общества обо мне и моем ребенке» или все же «сам мой ребенок, его чувства и желания». Ответ на этот вопрос поможет понять, как же родителям самим перестать переживать об оценках и достижениях своих детей. Проанализируйте свое отношение к этому вопросу уже сейчас, чтобы не травмировать своего любимого ребенка неожиданными выводами и мучительными сомнениями.
  4. «Неинтерес» ребенка к получению новых знаний. Малыш отправляется в школу, считая, что там ему расскажут нечто более интересное, чем правильность наклона прописной «А» и количества клеточек для отступа от края. Здесь конечно придется потрудиться родителю и найти для ребенка приемлемый аргумент для выполнения подобных заданий. Не каждый человек найдет интерес в такой работе, но сделать ее нужно. Например, прописи можно превратить в игру: за каждую ровно и аккуратно написанную строчку можно предлагать вытянуть фанты и по очереди с ребенком выполнять смешные задания. Но при этом обязательно нужно объяснять начинающему ученику, что школа нужна для того, чтобы научиться быть ответственным перед другими и перед собой, чтобы научиться планировать свое время и стать самостоятельным, чтобы научиться находить новую полезную информацию и пользоваться ею в своей жизни.
  5. Интерес ребенка к наукам редко формируется именно учебой в школе. И почти всегда зарождается гораздо раньше поступления в первый класс. Знаете, почему среди итальянцев так много выдающихся архитекторов, дизайнеров, творческих людей? Посмотрите, в какой атмосфере они с детства находятся. Древняя роскошная архитектура, удивительная музыка и литература… Города наполнены духом творчества и красоты. Также и с интересом к наукам: если малыш с детства посещает музеи, выставки, слушает от родных разные интересные истории о жизни великих людей, об устройстве мира, о необычных механизмах, явлениях природы и свойствах различных природных элементов… Для него это станет знакомым миром, в котором он неплохо ориентируется. И в таком случае уроки физики, химии, природоведения уже не будут казаться ненужными и бесполезными.
favim.ru

Любой родитель, отправляющий в первый класс своего кроху, должен помнить о следующем:

  1. Школа — не место, где ребенок обязан быть первым и лучшим.
  2. Оценка — чья бы то ни было — не должна влиять на отношения с ребенком.
  3. Не нужно придумывать сказочные образы: пусть ребенок знает, что школа это не только новые друзья и сплошные приключения. Но и ежедневная работа.
  4. Очень полезным будет знакомство будущего первоклассника с его будущим распорядком дня. Можно составить вместе с ним расписание всех занятий: кружки, время на друзей и на «побыть наедине с собой», бассейн и т.д.
  5. Расскажите смешную историю из своего детства, связанную со школой и школьными друзьями. Это не только поможет вам и ребенку понимать друг друга лучше, но и даст первоклашке веру в то, что в школе все-таки есть и много интересного, веселого и смешного.
  6. Покажите вашему ребенку свой аттестат: это избавит от искушения требовать большего и покажет ребенку, что никто не идеален. Если в вашем аттестате только высшие баллы, то будет очень хорошо рассказать о том, как вы и ваши родители гордятся вашими трудоспособностью, силой воли, стремлением узнать как можно больше. Расскажите, сколько сил вы потратили для достижения такого результата. И что ваш ребенок тоже так сможет, если только захочет.
  7. Не терзайте ребенка вопросами типа «а что ты получил?». Даже если вы будете говорить, что оценки неважны, и при этом задавать такие вопросы, ваш кроха поймет, что-либо вы с ним не очень честны, либо оценка все-таки важна, но вы по какой-то причине не можете говорить об этом открыто. Спрашивайте о том, что нового ребенок узнал, какие впечатления у него за день, что больше всего запомнилось, что было самым сложным, а что самым легким и т.д. Внимательно выслушивайте ответы вашего ученика. В этот момент между вами будут налаживаться доверие и взаимопонимание.
Юлия Костюк
Педагог, психолог, руководитель детского семейного центра Classiki.by
Нужные услуги в нужный момент
-12%
-25%
-69%
-50%
-15%
-10%
-50%
-25%