• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


Осознание себя как отдельной личности происходит примерно в три года. Именно тогда ребенок начинает воспринимать себя отдельно от мамы, и слова «нет» и «я сам» определяют его автономность.

В подростковом возрасте родителям приходится пережить это еще раз, когда ребенок ищет пути, как «застолбить» за собой место в своем окружении. Первый шаг на пути к этому — взглянуть на себя по-новому. В один прекрасный момент подростку вдруг видится, что нос у него кривой, руки слишком «толстые» и похудеть бы не мешало килограммов эдак на десять.

pravdoryb.info

Помню, как лет в 14 я вдруг обнаружила свои косточки на пальцах. Мне это показалось таким некрасивым, что я перестала поднимать руку в классе — а вдруг этот «порок» заметят другие? Но мудрая мама, узнав о моей «беде», очень быстро мне объяснила, что такие же «мутации» есть и у нее, и у папы, и вообще у всех на этом белом свете. Если бы не близкие отношения с мамой, у меня были все шансы развить в себе такой глупый комплекс неполноценности.

А что делать тем, у кого из советчиков — только друзья-подружки с такими же сложностями подросткового возраста либо форумы, социальные сети — тот же Instagram, где эталоном являются «творения» пластических хирургов — и глянцевые журналы с искусственными женщинами-куклами и популярными советами, не имеющими ничего общего с реальной жизнью?

tomalogy.org

К сожалению, многие приносят в жертву борьбе за «идеал» свою самооценку. Другие идут на конфликт с окружающими, объявляя войну требованиям и стандартам общества. И в обоих вариантах — дети остаются один на один с проблемой, которую пока еще не умеют решать.

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Самооценка — фундамент личности. Но что это такое? Только лишь адекватная оценка себя или что-то большее? При всем уважении к самому термину, на мой взгляд, его смысл находится далеко за гранью оценочных суждений.

Я знаю многих взрослых, которые всю свою жизнь строят исключительно на оценках и себя, и других (как в фигурном катании по шкале 6.0): вот ты хороший, а ты — плохой, тебе — похудеть, а тебе — вообще закрыть лицо и никому его не показывать.

Знакомо? А теперь подумайте: кто придумал что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Кто решил, что правильно, а что нет?

Оценка — это «галочка» на чужой линейке! Подходите под мои критерии? Ставлю «6.0». Недотягиваете вы по моей линейке — ставлю «1». А теперь представьте целое общество, где сотни, тысячи людей ходят и ставят друг другу оценки. Причем у каждого линейка-то своя!

То же происходит и с самооценкой. Вместо того чтобы узнавать себя: какой ты, что тебе близко, что твое, что не твое, молодой человек пытается «встроить» себя в чужие линейки. А зачем?

Для того чтобы нормально, без эмоционального надрыва жить в обществе, являясь его частью. По сути, у подростков тут всего два пути: подстроиться под мнение других, пожертвовав своей личной самооценкой, или же остаться самим собой, но быть готовым конфликтовать с социумом.

gopsy.ru

«Хороший», «плохой», «злой»

Любой человек однажды начинает формировать образ себя. В переходный период из детского во взрослое «Я» любое некорректно сказанное слово, любой косой взгляд могут деформировать его без особых на то причин.

«Я не такой», «со мной что-то не так», «мне надо быть лучше/выше/круче/сильнее». Ставя оценки вместо того, чтобы поддержать ребенка в осознании самого себя, мы зарождаем комплексы у ребят, которые еще просто не знают себя. Они еще не понимают, что имеют право быть самими собой. Они еще не знают, что далеко не все в жизни укладывается в параметры 90−60−90. Это наша взрослая, родительская задача — быть рядом, и ни в коем случае не дать им потерять себя.

Заниженная самооценка — результат постоянного оценивания другими, отсутствия поддержки близких в сложных ситуациях, завышенная — результат потакания и избалованности. Конечно, это самое простое объяснение, которое только можно придумать. На самом деле причин формирования нездоровой самооценки гораздо больше. Самое главное в данном контексте — это неадекватность самооценки и навязанные извне стандарты. Со знаком плюс или со знаком минус, но подросток перестает воспринимать себя таким, какой он есть.

Оценочное «я плохой» (заниженная самооценка) приводит к непрерывному исправлению себя. Так возникает «синдром отличницы», чтобы доказать родителям, что я хорошая. Нелюбовь к себе является причиной развития такой страшной болезни, как анорексия. Человек с низкой самооценкой склонен во всем винить себя.

Оценочное «я хороший», а чаще даже «я лучший» (завышенная самооценка) приводит к конфликтам и одиночеству, потому что человек не способен услышать других, болезненно реагирует на критику, трудно переживает сложные жизненные ситуации и промахи. Человек с завышенной самооценкой склонен во всех неудачах винить других.

Золотое сечение

Где же тогда «золотая середина»? Она в здоровой, адекватной самооценке, которая начинается с осознания реального себя. Например. Да, я плохо играю на гитаре, зато я прекрасно складываю пазлы. Да, у меня низкий рост, зато я прекрасно двигаюсь. Да, у меня не очень с математикой, зато мне легко даются сочинения и рисунок. Обратите внимание — в этих формулировках нет оценки. Нигде нет характеристики личности: толстый или тонкий, добрый или злой. Речь идет только о фактах и о действиях: играю, считаю, бегаю или пишу стихи.

В этом нет линейки. В этом нет чьих-то «мне нравится» или «мне не нравится». Мы все — разные. Наши дети — разные. Найти в них свою изюминку, увидеть в них личность, вот задача действительно заботливого родителя, который не хочет формировать в ребенке комплексы. Нравиться всем совсем не обязательно. Даже своим родителям. А вот осознавать самого себя — важная жизненная задача. Особенно в подростковом возрасте. И задача родителей объяснить это своему ребенку как можно раньше!

Я не сторонник оценивания. Я — сторонник осознания и принятия. То, насколько ты осознаешь себя, свои достоинства и недостатки, насколько ты их принимаешь в себе, и делает личность — личностью. Не «оцениваешь»! А «осознаешь» и «принимаешь». Что думаете по этому поводу?

Благодарим за помощь в подготовке материала международный образовательный клуб Global Child

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-25%
-25%
-15%
-10%
-10%
-70%
-50%
-40%
-10%
-35%
-20%
0057345