Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Осознание себя как отдельной личности происходит примерно в три года. Именно тогда ребенок начинает воспринимать себя отдельно от мамы, и слова «нет» и «я сам» определяют его автономность.

В подростковом возрасте родителям приходится пережить это еще раз, когда ребенок ищет пути, как «застолбить» за собой место в своем окружении. Первый шаг на пути к этому — взглянуть на себя по-новому. В один прекрасный момент подростку вдруг видится, что нос у него кривой, руки слишком «толстые» и похудеть бы не мешало килограммов эдак на десять.

pravdoryb.info

Помню, как лет в 14 я вдруг обнаружила свои косточки на пальцах. Мне это показалось таким некрасивым, что я перестала поднимать руку в классе — а вдруг этот «порок» заметят другие? Но мудрая мама, узнав о моей «беде», очень быстро мне объяснила, что такие же «мутации» есть и у нее, и у папы, и вообще у всех на этом белом свете. Если бы не близкие отношения с мамой, у меня были все шансы развить в себе такой глупый комплекс неполноценности.

А что делать тем, у кого из советчиков — только друзья-подружки с такими же сложностями подросткового возраста либо форумы, социальные сети — тот же Instagram, где эталоном являются «творения» пластических хирургов — и глянцевые журналы с искусственными женщинами-куклами и популярными советами, не имеющими ничего общего с реальной жизнью?

tomalogy.org

К сожалению, многие приносят в жертву борьбе за «идеал» свою самооценку. Другие идут на конфликт с окружающими, объявляя войну требованиям и стандартам общества. И в обоих вариантах — дети остаются один на один с проблемой, которую пока еще не умеют решать.

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Самооценка — фундамент личности. Но что это такое? Только лишь адекватная оценка себя или что-то большее? При всем уважении к самому термину, на мой взгляд, его смысл находится далеко за гранью оценочных суждений.

Я знаю многих взрослых, которые всю свою жизнь строят исключительно на оценках и себя, и других (как в фигурном катании по шкале 6.0): вот ты хороший, а ты — плохой, тебе — похудеть, а тебе — вообще закрыть лицо и никому его не показывать.

Знакомо? А теперь подумайте: кто придумал что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Кто решил, что правильно, а что нет?

Оценка — это «галочка» на чужой линейке! Подходите под мои критерии? Ставлю «6.0». Недотягиваете вы по моей линейке — ставлю «1». А теперь представьте целое общество, где сотни, тысячи людей ходят и ставят друг другу оценки. Причем у каждого линейка-то своя!

То же происходит и с самооценкой. Вместо того чтобы узнавать себя: какой ты, что тебе близко, что твое, что не твое, молодой человек пытается «встроить» себя в чужие линейки. А зачем?

Для того чтобы нормально, без эмоционального надрыва жить в обществе, являясь его частью. По сути, у подростков тут всего два пути: подстроиться под мнение других, пожертвовав своей личной самооценкой, или же остаться самим собой, но быть готовым конфликтовать с социумом.

gopsy.ru

«Хороший», «плохой», «злой»

Любой человек однажды начинает формировать образ себя. В переходный период из детского во взрослое «Я» любое некорректно сказанное слово, любой косой взгляд могут деформировать его без особых на то причин.

«Я не такой», «со мной что-то не так», «мне надо быть лучше/выше/круче/сильнее». Ставя оценки вместо того, чтобы поддержать ребенка в осознании самого себя, мы зарождаем комплексы у ребят, которые еще просто не знают себя. Они еще не понимают, что имеют право быть самими собой. Они еще не знают, что далеко не все в жизни укладывается в параметры 90−60−90. Это наша взрослая, родительская задача — быть рядом, и ни в коем случае не дать им потерять себя.

Заниженная самооценка — результат постоянного оценивания другими, отсутствия поддержки близких в сложных ситуациях, завышенная — результат потакания и избалованности. Конечно, это самое простое объяснение, которое только можно придумать. На самом деле причин формирования нездоровой самооценки гораздо больше. Самое главное в данном контексте — это неадекватность самооценки и навязанные извне стандарты. Со знаком плюс или со знаком минус, но подросток перестает воспринимать себя таким, какой он есть.

Оценочное «я плохой» (заниженная самооценка) приводит к непрерывному исправлению себя. Так возникает «синдром отличницы», чтобы доказать родителям, что я хорошая. Нелюбовь к себе является причиной развития такой страшной болезни, как анорексия. Человек с низкой самооценкой склонен во всем винить себя.

Оценочное «я хороший», а чаще даже «я лучший» (завышенная самооценка) приводит к конфликтам и одиночеству, потому что человек не способен услышать других, болезненно реагирует на критику, трудно переживает сложные жизненные ситуации и промахи. Человек с завышенной самооценкой склонен во всех неудачах винить других.

Золотое сечение

Где же тогда «золотая середина»? Она в здоровой, адекватной самооценке, которая начинается с осознания реального себя. Например. Да, я плохо играю на гитаре, зато я прекрасно складываю пазлы. Да, у меня низкий рост, зато я прекрасно двигаюсь. Да, у меня не очень с математикой, зато мне легко даются сочинения и рисунок. Обратите внимание — в этих формулировках нет оценки. Нигде нет характеристики личности: толстый или тонкий, добрый или злой. Речь идет только о фактах и о действиях: играю, считаю, бегаю или пишу стихи.

В этом нет линейки. В этом нет чьих-то «мне нравится» или «мне не нравится». Мы все — разные. Наши дети — разные. Найти в них свою изюминку, увидеть в них личность, вот задача действительно заботливого родителя, который не хочет формировать в ребенке комплексы. Нравиться всем совсем не обязательно. Даже своим родителям. А вот осознавать самого себя — важная жизненная задача. Особенно в подростковом возрасте. И задача родителей объяснить это своему ребенку как можно раньше!

Я не сторонник оценивания. Я — сторонник осознания и принятия. То, насколько ты осознаешь себя, свои достоинства и недостатки, насколько ты их принимаешь в себе, и делает личность — личностью. Не «оцениваешь»! А «осознаешь» и «принимаешь». Что думаете по этому поводу?

Благодарим за помощь в подготовке материала международный образовательный клуб Global Child