Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


Темнеют пики гор, тенью накрывая все, что под ними. С шумом усиливается ветер, наполняя паруса. Небо, еще минуту назад чистое, приобретает темно-синий оттенок. Налетает шквал, поднимаются волны, начинается сильный дождь. Команда быстрыми слаженными движениями убирает паруса, а по яркому цвету спасательных жилетов можно понять, что делает экипаж на других лодках. Но всего несколько минут — и дождь прекращается, ветер пропадает, а над головой снова появляется чистейшее небо. Вот она — переменчивость Адриатики. И на протяжении недели, пройдя более ста миль, мы, участники белорусской яхтенной недели, смогли не просто узнать, какие истории скрывают берега Черногории, но и попробовать силы в регате бок о бок с настоящими мастерами парусного спорта.

Для начала следует понять, что же собой представляет регата. Это продолжительная серия гонок, которые проходят в различных местах и с разнообразным составом команд. В некоторых регатах принимают участие исключительно профессионалы, в других — яхтой управляют любители. В этом списке можно выделить «Кубок Америки» — «Формулу-1» в мире парусного спорта, «Rolex Sydney Hobart Yacht Race» — сложную дистанцию, где не каждый сможет финишировать, «Volvo Ocean Race» — одну из самых долгих кругосветок.

Регата «Белорусская яхтенная неделя», организованная в конце мая в Черногории Международным яхтенным центром IYC и яхтенной школой Beneteau, была любительской, но при строгом контроле профессиональных шкиперов и мастеров спорта. Она соединила в себе элементы флотилии: восемь яхт шли по маршруту Бар — Будва — Котор — Херцег-Нови — Бигово — Бар. Ближе к вечеру лодки приходили в новый город, где участники могли посмотреть достопримечательности и отдохнуть, а каждое утро был выход в море, и снова начиналась гонка.

Несмотря на любительскую составляющую, поблажек никому не делалось. Результаты гонок оценивал профессиональный судья Вениамин Гусев, и до последнего команды боролись за победу, обходя друг друга всего на несколько очков. Адреналин, раж, волнение, ожидание ветра и разбор действий каждого члена экипажа — уже на следующий день после старта стало ясно: за первое место придется побороться.

А началось все в небольшом городке Бар на побережье Адриатики. Именно здесь шестьдесят белорусов приняли свои лодки. И для страны, которая не имеет выхода к морю, такое количество участников было впечатляющим. Многие из нас до этого не имели опыта работы с парусами, некоторые впервые оказались на борту, так что шкиперам пришлось не только управлять действиями экипажа, но и вполне доходчиво объяснять и показывать, что именно необходимо делать. Спешно был подписан весь такелаж, но уже после первого дня пришло понимание: такелаж — лишь крохотная часть из того, что необходимо знать.

Были среди нас и те, кто прошел обучение, получил права и самостоятельно выступал в роли капитана. Но многолетний опыт мастеров спорта дал знать о себе при первом же старте.

Черногорию необходимо увидеть с моря — только так вы попадете в неё, как к себе домой.

Будва и Херцег-Нови радушно встречают путешественников как старых добрых друзей. Именно в Будве команды смогли пообщаться друг с другом, прогуляться по старому городу, поделиться своими впечатлениями. Будва оказалась идеальным местом для начала знакомства с Черногорией. После Бара, где буквально несколько десятков метров отделяют частные яхты от военных кораблей, это место казалось кладезем истории, и все с интересом ходили по узким улочкам города, предвкушая дальнейшие события. А взглянуть здесь действительно есть на что. Несмотря на землетрясения, которые потрясли Будву всего несколько десятков лет назад, старый город полностью восстановили, и сегодня лишь малая его часть напоминает о тех страшных моментах.

В другой день регаты удалось посетить небольшой поселок Бигово в заливе Траште, где прибывающие яхты встречает хозяин ближайшего ресторана. В этом месте проживают немногим более ста человек и все являются родственниками с одной фамилией.

«Нашей фамилии около 600 лет, — рассказывает сын владельца ресторана. — А этот дом был построен триста двадцать лет назад».

Здесь семьи живут и работают, промышляя в основном рыболовством. Именно здесь дети с малых лет перенимают опыт отцов и можно во всей красе можно наблюдать преемственность поколений. Бигово нельзя назвать туристическим центром, но сюда постоянно заходят на швартовку проходящие мимо яхты, не оставляя местных жителей без работы.

Совершенно другим оказался Котор — колыбель мореплавателей и торговцев. Здесь расположен Морской музей, кафедры и институты, здесь же мореходные школы и ассоциации судовладельцев. В 1979 году старый город Котора был занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А прямо перед входом в Бока-Которскую бухту, в проливе Вериге, расположен еще один город, не отличающийся таким количеством путешественников, но имеющий стратегическое значение, — Пераст. Для того чтобы охранять это место, местные жители натягивали через пролив цепи, останавливая корабли противника на пути к Котору. Сегодня о тех временах напоминает только крепость Святого Креста с девятью оборонительными башнями — единственное сооружение для защиты.

Но не только портовые города этого региона интересны для мореплавателей. Лишь со стороны моря можно во всей красе рассмотреть острова, каждый из которых хранит свои тайны. Есть среди них один рукотворный — остров Богоматери на Скале. Согласно легенде, в 1452 году здесь нашли икону, которая может лечить от болезней. Горожане почитали лик, а из рифа было решено создать остров. И на протяжении двух сотен лет на это место свозили старые и захваченные корабли, а с каждого проходящего мимо корабля бросали в воду камень, в результате чего и появилось это место, увенчанное церковью. Строительство церкви началось в 1667 году, и сегодня это не только храм, но и хранилище сокровищ, которые жертвовали богатые местные жители.

Под поднятыми парусами мы идем дальше. На пути к Котору обходим девятиэтажные лайнеры, заполненные туристами, и множество яхт. В этом месте довольно активное движение, поэтому необходимо постоянно следить за тем, кто идет рядом. И стоит только пришвартоваться и выйти на берег, как сразу оказываешься в центре оживленной улицы старого города. Словно спрятавшийся алмаз, пронизанный духом Венеции, Котор приветлив ко всем: он впускает внутрь, но сразу заставляет плутать в хитросплетении своих улиц.

И все же главное, ради чего все собрались, — регата. Так что утро каждого нового дня начинается с брифинга, где организаторы уточняют маршрут и дальнейшие действия для участников. А уже через пару часов яхты выходят в море.

Когда восемь лодок Sun Odyssey (Jeanneau Yard) готовятся к старту, словно акулы кружа на поднятых парусах рядом с судейской яхтой, сразу виден опыт капитанов. Точность каждого движения и выверенность действий отличают профессионала в любой работе.

Международному яхтенному центру удалось собрать в гонке профессионалов яхтенного спорта, капитанов, за плечами которых не одна регата и множество обученных шкиперов. В обычной жизни эти люди совершенно не похожи друг на друга, но стоит только выйти в море, как проявляются общие черты, неизменно присутствующие в каждом, кто уже давно участвует в гонках: решительность, твердость, уверенность в себе и четкое понимание, когда необходимо остановиться.

На нашем борту «Vitus» под управлением Павла Финаева (мастер спорта, инструктор яхтенной школы Beneteau в Минске), когда яхта шла полным курсом, экипаж неоднократно задавал вопрос: «Что делать, чтобы ускориться?». Фордевинд — тот самый «попутный ветер» — для яхтенного спорта не является самым быстрым. Так что на такой вопрос всегда был один простой и лаконичный ответ: «Ждать». Но стоило только ветру немного изменить направление или лодке начать подходить к повороту, как от спокойствия капитана не оставалось и следа, и весь экипаж быстро принимался за работу.

Какие-то доли секунды, чтобы обогнать соперника, яхта входит в поворот, скрипит оттяжка гика, перелетает грот, по команде шкипера все бегут на открен лодки. В такие моменты, наблюдая за действиями капитанов, становится понятно, что эти люди не борются со стихией, как принято считать. Напротив, они полностью понимают ее, принимая, и меняясь подобно ветру. Морю всегда будет что рассказать человеку, а человеку будет чему здесь научиться. Ведь только соприкасаясь со стихией, приходит осознание свободы и собственных возможностей.

Команда LADY.TUT.BY также участвовала в яхтенной неделе, получив почетное серебро и впечатления на год вперед. Капитан яхты настоящих леди, Светлана Зере, поделилась впечатлениями:

— Яхтинг — это чувства, а их всегда трудно заменить любыми, даже самыми верными словами. Яхтинг дает ощущение бескрайней свободы, возможности договариваться с ветром, с морем, быть в единстве с природой. Когда ты в море, появляется ощущение, что другого мира не существует — ты попадаешь в собственный яхтокосмос.

Белорусская яхтенная неделя подарила каждому, кто стал ее частью, миллиoн историй и тысячу открытий, верных друзей-единомышленников и дни, которые останутся в памяти навсегда.

Благодарю всех, кто на эту неделю и навсегда выбрал смелую жизнь — и в шквал, и в штиль, когда нет пути назад, зато впереди — очень красивое будущее.

Дата следующей регаты уже вписана в наши ежедневники! Пожелайте нам попутного ветра и присоединяйтесь к команде людей, влюбленных в море!

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-30%
-75%
-10%
-15%
-50%
-20%