Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


Забота об окружающей среде и экологической обстановке – это, вне всяких сомнений, одна из важнейших задач любого государства. Минимизировать вред, который наносит человеческая деятельность атмо-, био- и гидросфере в цивилизованных странах призваны среди прочего программы по сокращению вредных выбросов промышленных предприятий и возведению заводов по вторичной переработке отходов, инициативы по охране редких видов представителей флоры и фауны.

фото
lifehacker.ru

Но ведь государство – это в том числе и мы с вами, его граждане.

Какое отражение вопрос сохранения чистоты окружающей среды нашел в повседневной жизни наших читателей? Что мы делаем для того, чтобы если и не улучшить ситуацию, то хотя бы не сделать ее еще хуже?

Ольга, 25 лет: "Езда на велосипеде – это не только безвредно для экологии, но и полезно лично для вас"

– Вопрос решения проблем экологии на конкретной территории напрямую зависит от уровня развития общества, которое там проживает. И естественно от каждого его члена. Реальный пример: сейчас лето и погода достаточно жаркая. Думаю любому здравомыслящему человеку в нашей стране понятно, что разжигать костры в лесу в такое время не стоит.

Лично меня подобные вопросы волнуют очень сильно. Когда я говорю моим друзьям, что не хочу иметь машину только лишь из-за того, что ее эксплуатация будет приносить вред окружающей среде, мне никто не верит. Каждый раз я слышу в ответ что-то наподобие "Да ты просто боишься машин, несущихся на большой скорости" или "Ну ничего… подкопишь денег и обязательно купишь себе что-нибудь – будешь на колесах как все нормальные люди". Даже моим вроде бы прогрессивно мыслящим ровесникам мысль о том, что отказаться от автомобиля можно руководствуясь лишь соображением сбережения чистоты атмосферы, кажется чем-то невероятным.

А между тем в Европе, куда я езжу на отдых последние 4 года и где у меня немало знакомых, такими идеями никого не удивишь. Там "зеленые" вопросы уже давно находятся на повестке дня и волнуют всех граждан общества в независимости от их пола, возраста и профессии.

Так, я недавно была в Дании и поразилась количеству велосипедистов в Копенгагене. Конечно, я читала об общем росте популярности велодвижения в мире (подтверждение этого факта можно заметить и на улицах Минска), но то, что велосипедистов по утрам в час-пик на дорогах могут быть тысячи – я даже помыслить не могла!

А ведь езда на велосипеде – это не только безвредно для экологии, но и полезно лично для вас: помогает сбросить лишний вес, улучшить физическую форму и, как и любая умеренная нагрузка, поднимает настроение и приводит в тонус. Говорю это, основываясь на личном опыте: с весны по осень я стараюсь передвигаться по городу только на моем двухколесном друге.

Но для тех, кто все же не готов оседлать велосипед, всегда есть общественный транспорт. Благо в нашем городе он работает очень хорошо и стоимость проезда в нем приемлемая (во всяком случае обходится он не дороже, чем содержание автомобиля). Да и транспортная сеть в столице развита неплохо. Так что давайте признаемся честно, что сегодня отсутствие автомобиля (а вместе с ним и кучи проблем и расходов по его ремонту, заправке и сохранности) – это не смертельно.

фото
favim.ru

Геннадий, 54 года: "Мы берем у природы слишком много и слишком мало отдаем ей взамен"

– С ностальгией вспоминаю то время, когда мы, будучи младшеклассниками, всем классом ездили в лес сажать деревья, собирали и сдавали макулатуру и металлолом. У современных школьников, насколько я знаю, таких традиций нет, а если и есть, то большого энтузиазма они не вызывают. А для нас тогда это казалось веселой игрой и соревнованием (мол, кто сдаст больше старых газет – тот и победил). Ведь именно так с детства и прививается понятие о том, что мы, люди, должны быть ответственны за все, что делаем. Думаю, для любого мыслящего человека очевидно, что мы берем у природы слишком много и слишком мало отдаем ей взамен.

Я рос в сельской местности: помогал родителям работать на огороде и ухаживать за скотом, ходил в грибы и на рыбалку. Так что любовь к природе и животным у меня с детства. У коренных жителей городов это чувство, наверное, в силу множества причин развито слабее…

Сейчас у нас очень много говорят о демографии. Впрочем, эта проблема актуальна для многих стран. Рождение детей стимулируется финансовыми благами, пропагандистской работой на уровне государства… Все это, возможно, хорошо и приемлемо в масштабах страны, но как это выглядит в масштабах планеты? Здесь я вижу большой эгоизм. Мне в такие минуты всегда хочется спросить: а к какому количеству людей мы стремимся? Станем ли мы все счастливы и здоровы, если нас на планете будет 10 или 15 миллиардов? Не пора ли сместить приоритеты и поработать над качеством жизни, а не над количеством населения? А то ведь не ровен час, когда нам придется воевать за пресную воду и незаселенные участки суши.

Способна ли и без того изнывающая от нашего присутствия планета прокормить такую ораву людей? Сомневаюсь. К тому же человек ведь не создает красоту вокруг себя, а уничтожает все подряд: растения, животных, леса и водоемы… Мы почему-то убеждены в том, что это все наше и мы единственные, кто может распоряжаться этими богатствами по своему усмотрению. Это очень большая и очень страшная ошибка.

Очевидно, что промышленный прогресс в этом плане сделал и продолжает делать свое дело: буквально каждый день я читаю новости о крушении танкеров с нефтью и вырубке тысяч гектаров ценных древесных пород… А ведь все это делается по нашему запросу и с нашего молчаливого согласия: каждому нужна квартира, машина, загородный дом, компьютер, телефон, стиральная машина, холодильник... И лучше всего по два.

На земле проживают более семи с половиной миллиардов человек и вместе с тем всего лишь несколько сотен амурских тигров, несколько десятков снежных барсов... Уж не знаю как кому, а мне это говорит о многом.

фото
favim.com

Ольга, 34 года: "Чисто у нас не потому что не мусорят, а потому что вовремя убирают"

– Мне кажется, что желание оберегать природу должно у наших людей со временем перерасти в абсолютную норму поведения. Но пока что зачастую это совсем не так. Вот, например, мы с семьей в выходные ездили на речку недалеко от Минска. Взяли с собой перекусить и устроили пикник на берегу реки. Разумеется, после себя все убрали. И даже прихватили пару пустых пластиковых бутылок, которые лежали там до нашего прихода. Своим детям мы с мужем в очередной раз объяснили, что оставлять мусор после себя нельзя ни в коем случае. И если у кого-то другого не хватает ответственности или воспитания, чтобы озаботиться вопросом сохранности не то что экологии, но просто чистоты под ногами, то это не повод поступать точно так же.

Вообще, у меня смешанные чувства касательно уровня культуры и самосознания белорусов в этом плане. Меня всегда забавляла фраза, которую любят повторять иностранцы, о том, что Минск – чистый город. Вы никогда не видели, какими становятся улицы этого города в случае, если их вовремя не выходят убирать армии дворников? Это особенно заметно после массовых праздников. Да и если заехать в спальный район столицы, там можно увидеть много неприглядного… Поэтому никакого эксклюзива Минска и его жителей здесь нет – чисто у нас не потому что не мусорят, а потому что убирают.

Конечно, бросать бумажку себе под ноги в центре города, наверное, решится уже не каждый, но вот выплюнуть жвачку на ходу или бросить окурок за пару секунд до посадки в автобус у нас все еще в порядке вещей. Хочется надеяться, что еще через пару лет стерильная чистота нашего города станет заслугой не только коммунальных служб, но и всех его жителей.

Если же вернуться к личному вкладу в чистоту и сохранность окружающей среды, то могу сказать, что я отказалась от каждодневной покупки пакетов в магазине, а использованные пальчиковые батарейки выбрасываю в специальную урну, которая установлена в гипермаркете в шаговой доступности от моего дома. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с объемами промышленных выбросов предприятий или выхлопов тысяч автомобилей – вот там-то эффект от определенных решений на государственном уровне был бы куда значимее. Но все же я считаю, что такие на первый взгляд незаметные в общих масштабах шаги каждого из нас – это та самая теория малых дел в действии.

Нужные услуги в нужный момент
-61%
-11%
-20%
-18%
-10%
-15%
-35%
-20%
-20%