Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Забота об окружающей среде и экологической обстановке – это, вне всяких сомнений, одна из важнейших задач любого государства. Минимизировать вред, который наносит человеческая деятельность атмо-, био- и гидросфере в цивилизованных странах призваны среди прочего программы по сокращению вредных выбросов промышленных предприятий и возведению заводов по вторичной переработке отходов, инициативы по охране редких видов представителей флоры и фауны.

фото
lifehacker.ru

Но ведь государство – это в том числе и мы с вами, его граждане.

Какое отражение вопрос сохранения чистоты окружающей среды нашел в повседневной жизни наших читателей? Что мы делаем для того, чтобы если и не улучшить ситуацию, то хотя бы не сделать ее еще хуже?

Ольга, 25 лет: "Езда на велосипеде – это не только безвредно для экологии, но и полезно лично для вас"

– Вопрос решения проблем экологии на конкретной территории напрямую зависит от уровня развития общества, которое там проживает. И естественно от каждого его члена. Реальный пример: сейчас лето и погода достаточно жаркая. Думаю любому здравомыслящему человеку в нашей стране понятно, что разжигать костры в лесу в такое время не стоит.

Лично меня подобные вопросы волнуют очень сильно. Когда я говорю моим друзьям, что не хочу иметь машину только лишь из-за того, что ее эксплуатация будет приносить вред окружающей среде, мне никто не верит. Каждый раз я слышу в ответ что-то наподобие "Да ты просто боишься машин, несущихся на большой скорости" или "Ну ничего… подкопишь денег и обязательно купишь себе что-нибудь – будешь на колесах как все нормальные люди". Даже моим вроде бы прогрессивно мыслящим ровесникам мысль о том, что отказаться от автомобиля можно руководствуясь лишь соображением сбережения чистоты атмосферы, кажется чем-то невероятным.

А между тем в Европе, куда я езжу на отдых последние 4 года и где у меня немало знакомых, такими идеями никого не удивишь. Там "зеленые" вопросы уже давно находятся на повестке дня и волнуют всех граждан общества в независимости от их пола, возраста и профессии.

Так, я недавно была в Дании и поразилась количеству велосипедистов в Копенгагене. Конечно, я читала об общем росте популярности велодвижения в мире (подтверждение этого факта можно заметить и на улицах Минска), но то, что велосипедистов по утрам в час-пик на дорогах могут быть тысячи – я даже помыслить не могла!

А ведь езда на велосипеде – это не только безвредно для экологии, но и полезно лично для вас: помогает сбросить лишний вес, улучшить физическую форму и, как и любая умеренная нагрузка, поднимает настроение и приводит в тонус. Говорю это, основываясь на личном опыте: с весны по осень я стараюсь передвигаться по городу только на моем двухколесном друге.

Но для тех, кто все же не готов оседлать велосипед, всегда есть общественный транспорт. Благо в нашем городе он работает очень хорошо и стоимость проезда в нем приемлемая (во всяком случае обходится он не дороже, чем содержание автомобиля). Да и транспортная сеть в столице развита неплохо. Так что давайте признаемся честно, что сегодня отсутствие автомобиля (а вместе с ним и кучи проблем и расходов по его ремонту, заправке и сохранности) – это не смертельно.

фото
favim.ru

Геннадий, 54 года: "Мы берем у природы слишком много и слишком мало отдаем ей взамен"

– С ностальгией вспоминаю то время, когда мы, будучи младшеклассниками, всем классом ездили в лес сажать деревья, собирали и сдавали макулатуру и металлолом. У современных школьников, насколько я знаю, таких традиций нет, а если и есть, то большого энтузиазма они не вызывают. А для нас тогда это казалось веселой игрой и соревнованием (мол, кто сдаст больше старых газет – тот и победил). Ведь именно так с детства и прививается понятие о том, что мы, люди, должны быть ответственны за все, что делаем. Думаю, для любого мыслящего человека очевидно, что мы берем у природы слишком много и слишком мало отдаем ей взамен.

Я рос в сельской местности: помогал родителям работать на огороде и ухаживать за скотом, ходил в грибы и на рыбалку. Так что любовь к природе и животным у меня с детства. У коренных жителей городов это чувство, наверное, в силу множества причин развито слабее…

Сейчас у нас очень много говорят о демографии. Впрочем, эта проблема актуальна для многих стран. Рождение детей стимулируется финансовыми благами, пропагандистской работой на уровне государства… Все это, возможно, хорошо и приемлемо в масштабах страны, но как это выглядит в масштабах планеты? Здесь я вижу большой эгоизм. Мне в такие минуты всегда хочется спросить: а к какому количеству людей мы стремимся? Станем ли мы все счастливы и здоровы, если нас на планете будет 10 или 15 миллиардов? Не пора ли сместить приоритеты и поработать над качеством жизни, а не над количеством населения? А то ведь не ровен час, когда нам придется воевать за пресную воду и незаселенные участки суши.

Способна ли и без того изнывающая от нашего присутствия планета прокормить такую ораву людей? Сомневаюсь. К тому же человек ведь не создает красоту вокруг себя, а уничтожает все подряд: растения, животных, леса и водоемы… Мы почему-то убеждены в том, что это все наше и мы единственные, кто может распоряжаться этими богатствами по своему усмотрению. Это очень большая и очень страшная ошибка.

Очевидно, что промышленный прогресс в этом плане сделал и продолжает делать свое дело: буквально каждый день я читаю новости о крушении танкеров с нефтью и вырубке тысяч гектаров ценных древесных пород… А ведь все это делается по нашему запросу и с нашего молчаливого согласия: каждому нужна квартира, машина, загородный дом, компьютер, телефон, стиральная машина, холодильник... И лучше всего по два.

На земле проживают более семи с половиной миллиардов человек и вместе с тем всего лишь несколько сотен амурских тигров, несколько десятков снежных барсов... Уж не знаю как кому, а мне это говорит о многом.

фото
favim.com

Ольга, 34 года: "Чисто у нас не потому что не мусорят, а потому что вовремя убирают"

– Мне кажется, что желание оберегать природу должно у наших людей со временем перерасти в абсолютную норму поведения. Но пока что зачастую это совсем не так. Вот, например, мы с семьей в выходные ездили на речку недалеко от Минска. Взяли с собой перекусить и устроили пикник на берегу реки. Разумеется, после себя все убрали. И даже прихватили пару пустых пластиковых бутылок, которые лежали там до нашего прихода. Своим детям мы с мужем в очередной раз объяснили, что оставлять мусор после себя нельзя ни в коем случае. И если у кого-то другого не хватает ответственности или воспитания, чтобы озаботиться вопросом сохранности не то что экологии, но просто чистоты под ногами, то это не повод поступать точно так же.

Вообще, у меня смешанные чувства касательно уровня культуры и самосознания белорусов в этом плане. Меня всегда забавляла фраза, которую любят повторять иностранцы, о том, что Минск – чистый город. Вы никогда не видели, какими становятся улицы этого города в случае, если их вовремя не выходят убирать армии дворников? Это особенно заметно после массовых праздников. Да и если заехать в спальный район столицы, там можно увидеть много неприглядного… Поэтому никакого эксклюзива Минска и его жителей здесь нет – чисто у нас не потому что не мусорят, а потому что убирают.

Конечно, бросать бумажку себе под ноги в центре города, наверное, решится уже не каждый, но вот выплюнуть жвачку на ходу или бросить окурок за пару секунд до посадки в автобус у нас все еще в порядке вещей. Хочется надеяться, что еще через пару лет стерильная чистота нашего города станет заслугой не только коммунальных служб, но и всех его жителей.

Если же вернуться к личному вкладу в чистоту и сохранность окружающей среды, то могу сказать, что я отказалась от каждодневной покупки пакетов в магазине, а использованные пальчиковые батарейки выбрасываю в специальную урну, которая установлена в гипермаркете в шаговой доступности от моего дома. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с объемами промышленных выбросов предприятий или выхлопов тысяч автомобилей – вот там-то эффект от определенных решений на государственном уровне был бы куда значимее. Но все же я считаю, что такие на первый взгляд незаметные в общих масштабах шаги каждого из нас – это та самая теория малых дел в действии.