Делай тело
Отношения
Стиль
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Не так давно в ротации на белорусском телевидении шла реклама витаминного препарата. Сюжет следующий: провинившийся мальчик возвращается домой из школы, на пороге его встречает бабушка и грозным голосом укоряет "Опять двойка!".

Тут в кадре появляется мама мальчика и радостно заявляет что-то вроде "Двойка – это мелочи, лишь бы мальчик был здоровым" и показывает не то витамины, не то противовирусный препарат, которым пичкают мальчика. А потом вся семья радостно улыбается телезрителям, мальчик в окружении мамы и бабушки.

фото

Как вы думаете, что в данном случае первично: рекламный образ, который моделирует общественное сознание, или сложившаяся за последние годы стереотипная модель неполной белорусской семьи, состоящая из бабушки, мамы и одного ребенка, выплывшая из подсознания  авторов рекламного ролика? И где же папа? Даже если предположить, что он существует, ему не нашлось места в экранной семье, он как бы вне зоны принятия решений. Матриархат победил. 

Несложно догадаться, какая модель поведения будет закладываться у детей, регулярно видящих такой ролик, а также у их мам и бабушек. Да и у мужчин тоже.

"Я на работе, в командировке, в бане, за Полярным кругом, меня как бы нет, есть мама, теща, бабушка, жена, которая сама знает, как лучше". 

Вот и выстроилась одна из ролевых моделей, которую мы начинаем принимать как данность и не смеем оспаривать. Если разобраться, мы живем в мире масок и ролей.

Это вроде как и нормально, когда на работе ты один, с друзьями другой, в семье третий, как того требует от нас социальный контекст общения. Живя в обществе невозможно отрицать принятые нормы и правила, иначе тебя как минимум назовут социопатом и будут хихикать за спиной и тыкать пальцем. Но кто эти нормы и правила создает и диктует? Частично СМИ и реклама как один из инструментов воздействия, частично киноиндустрия.

фото

Кто-то из читателей может возразить и сказать, что он-то все знает о тлетворном влиянии медиа и может распознать приемы манипуляции СМИ. Это, несомненно, так, но мы находимся под мощным информационным воздействием примерно с подросткового возраста. Те, кто думает, что источником влияния является пресловутый "зомбоящик" и не смотрят телевизор по принципиальным соображениям, также находятся "в одной общей лодке", поскольку интернет – это такое же средство, как и радио, ТВ или  печатное издание, но, возможно, еще более мощное, так как сочетает в себе приемы и свойства всех СМИ.

Таким образом, поведенческие модели формируются у нас на подсознательном уровне, и мы любой ценой стремимся их реализовать в собственной жизни.

Модель семьи – счастливые умные правильные родители в окружении румяных карапузов, которые, как и положено, уважают маму и папу, не хамят, не дерзят, не сорят.

Дети – это нежные ангелоподобные улыбающиеся существа, как в рекламе детского питания, все в мягких, теплых, светлых тонах.

Идеальные отношения – девушка в летящем платье идет за руку с парнем (может ехать на роликах, в зависимости от сложившейся конъюнктуры), вместе жуя "Твикс" или "Орбит", запивая все фанто-колой.

Но реальность несколько отличается от сказочного медиаобраза. Карапузы из нормальной жизни могут хлопать дверью, говорить, что ты плохая мать или плохой отец, грубить. Мало того, они болеют, мусорят, пачкаются, проливают на пол детское питание, оставляют на коврах такие пятна жизнедеятельности, отмыть которые не сможет ни один "Доместос" мира.

фото

Девушка – заядлая вегетарианка, а ты не умеешь кататься на роликах.

Но ты же хочешь жить в рекламе сока, потому что в голове сидит картинка "идеальной семьи". И ты сам уже не понимаешь, где ты "в роли", а где настоящий. В погоне за рекламой сока мы зачастую не можем начать жить своей собственной, настоящей жизнью.

Алексей, например, всегда представлял себе, что у него будет большая семья, много детей, он будет приходить с работы и ползать с ними по ковру, играя в удивительные игры. А по утрам развозить всех в садик, школу, на кружки и пр. Дома, конечно, же, будет ждать его счастливая умница-красавица жена, с непременным домашним кормлением и заботой.

Ну и сам Алексей, конечно же, берет при этом на себя мужскую роль защитника, добытчика и помощника. А в реальности у него есть дочь, так как одна из девушек, с которой он встречался во времена студенчества, родила ребенка как бы "для себя", но через лет шесть подала на алименты. Леша отцовство признал, исправно участвует финансово и лично в жизни дочки, но не имеет намерений отвечать на брачные призывы бывшей девушки (мамы ребенка).

Картинка мира Алексея "сломалась", в ней уже есть дети вне той идеальной большой семьи из рекламы сока, есть мать дочери, и ему действительно трудно это принять. И дочь, и бывшую девушку придется вписывать в новую картину мира, выстраивать сложную систему взаимоотношений с новой семьей и всеми родственниками. Но самое трудное – это перестроить схемы у себя в голове.

А модель работы? Того места, где мы проводим половину жизни?

фото

фото

Когда-то в доперестроечные времена медиагероями могли быть совершенно разные типажи: столяры, сантехники, доярки, инженеры, учителя, многодетные матери, лесорубы. Речь сейчас идет не о востребованности данных профессий, а о том, что каждый человек мог отождествлять себя с экранным героем и жить счастливо и беззаботно, так как главное место в выстроенной схеме занимали человеческие качества, такие, как честность, открытость, искренность и доброта. Конечно же, в глобальном срезе эти же качества имеют ценность и сейчас, но в медийном пространстве они присутствуют не на первом плане, поскольку для достижения успеха более важны дерзость, напористость, хитрость. Современная мужская ролевая модель  – достаточно успешный, но слегка уставший от жизни менеджер-управленец. На определенном этапе он сталкивается с вопросом смысла жизни, мечется в поисках, переживает взлет, падение, потом опять взлет.

Женская – эмансипированная, работающая, самостоятельная, умная, независимая девушка, которая хочет встретить достойного спутника. Активно спорит с мужчиной, отстаивает свою независимую позицию, тем самым вызывая интерес к своей персоне. В курсе модных событий и трендов, интеллектуалка. И мы стремимся скопировать эту модель, вживаемся в образ, не понимая, почему же он не работает.

Так и хочется сказать: "Эй, ребята! Да будьте же сами собой!". Невозможно и не нужно всем в одночасье стать менеджерами и бизнес-леди. Мы все разные, и каждый из нас несет в себе частичку уникальности, из которой складывается комбинация взаимоотношений и социальных связей. Не надо жить в рекламе сока.