Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


Когда на хрупкие плечи женщин ложится тяжкий груз управления мужчинами… Они прекрасно с этим справляются!

Как известно, в современном мире всем заправляют мужчины – несмотря на старания феминисток переломить ситуацию, большую часть государственных должностей практически во всех странах по-прежнему занимают представители сильного пола, их больше в списках миллиардеров и на заседаниях советов директоров крупнейших корпораций мира. При этом женщин, добивающихся столь же (а зачастую и более) выдающихся успехов, что и мужчины, чаще всего считают исключением, подтверждающим правило. Однако есть на нашей планете места, где мужчины исторически приучены не смотреть на прекрасный пол "сверху вниз". Вашему вниманию – шесть живущих в наше время народов с матриархальным укладом общества.

1. Мосо

Небольшой народ мосо, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом – один из самых известных современных социумов, в которых установлен матриархат. Китайское правительство считает мосо частью народности наси, однако это два совершенно разных этнических меньшинства как по культуре, так и по языку.

Мосо живут большими семьями, в каждой из них главную роль играют женщины – родословная ведется по женской линии, семейные традиции передаются от старших представительниц рода к младшим, точно так же наследуется имущество. Все важные решения, касающиеся жизни семьи, принимают исключительно женщины, они ответственны за воспитание детей и те при рождении получают фамилию матери, а не отца. При этом необходимо отметить, что политикой занимаются в основном мужчины.

Институт брака как таковой у мосо отсутствует, вместо него практикуется обычай с говорящим названием "walking marriages" (можно перевести как "свадьбы во время прогулки"). Женщины свободны в выборе сексуальных партнеров и не живут с ними под одной крышей. Дети всегда остаются в материнском доме, поэтому отцы практически не принимают участия в их жизни, порой матери даже не знают, от кого именно зачат ребенок. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей.

2. Минангкабау

Народность минангкабау, населяющая индонезийскую провинцию Западная Суматра, насчитывает около 4 млн человек – на сегодняшний день это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом. Все семейное имущество передается от матери к дочери, так как мать считается главой семьи и играет главную роль в жизни каждого представителя этого народа. В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины, но в остальном у минангкабау правят представительницы прекрасного пола – такое разделение общественных обязанностей позволяет всем чувствовать себя равноправными.

После вступления в брак женщины сохраняют за собой главную роль – ночи супруги проводят вместе, но утром мужчины, как правило, отправляются по домам своих матерей. По достижении 10-летнего возраста мальчики покидают материнские дома и некоторое время живут в мужском кругу, обретая необходимые представителям сильного пола навыки и постигая тайны религиозных практик. Стоит отметить, что во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестает справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого.

3. Аканы

Этнос аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д"Ивуар. Социально-общественный строй аканов – типичный матриархат: в их семьях всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом. Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передается через родственников женского пола – матерей, сестер и дочерей. Зачастую мужчины заботятся не только о своих семьях, но и о своих дальних родственницах.



4. Брибри

В коста-риканской провинции Лимон обитает индейское племя брибри, численность которого по разным оценкам, составляет от 4 до 13 тысяч человек. Как и у многих других народов с матриархальным укладом общества, в основе социального строя брибри лежат родовые общины, как правило, включающие в себя несколько десятков человек, во главе каждого рода стоит старшая женщина. Брибри традиционно живут в небольших поселениях, по два-три дома, при этом недвижимость и земельные владения наследуются по женской линии. Также немаловажно, что только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.



5. Гаро

Гаро – один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Как и у их соседей по региону кхаси, в обществе гаро на первых ролях женщины, хотя полностью матриархальным общественный строй гаро назвать нельзя – государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью. Тем не менее, главой семьи у гаро считается женщина, эта "должность" по наследству передается младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества.

В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей и как правило, семья без труда находит достойного мужа, в то время как старшим сестрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает намного сложнее. Женихи часто сбегают от невест, и семьям с дочерьми "на выданье" приходится буквально насильно тащить их обратно в свой дом. Будущий муж порой совершает не один и не два побега, а десятки – до тех пор, пока невеста не смирится с его нежеланием жениться или же не добьется его согласия. Чаще всего оно достигается многочисленными обещаниями беспрекословно повиноваться супругу и быть фактически его служанкой. После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны общественности.

6. Наговиси

В южной части острова Бугенвиль, входящего в состав Папуа – Новой Гвинеи, живет племя наговиси, которым управляют женщины – они принимают решения касающиеся родовых общин, участвуют в обрядах и церемониях, а все остальное время посвящают обработке своих земельных участков, которые передаются по наследству от матерей к дочерям, причем право владеть землей есть только у женщин племени. Антрополог Джил Нэш, изучавшая жизнь наговиси, утверждает: когда дело доходит до брака, для женщин племени садово-огородные навыки столь же важны, как внешность и сексуальность – умелые невесты ценятся у мужчин на вес золота. Свадебных церемоний у наговиси нет – если мужчина и женщина много времени проводят вместе, ночуют под одной крышей и сообща обрабатывают принадлежащий женщине участок, их считают законными супругами.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-10%
-40%
-20%
-20%
-20%
-53%
-10%
-30%