• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


/

"Это очень вредно – не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь", – твердила Золушка в старом советском кино. Оказывается, кружиться в танце с галантным кавалером, наряжаться в изысканные платья и чувствовать себя прелестной дамой 19 века легко даже без волшебной палочки и машины времени. О путешествиях в прошлое поговорим с Дмитрием Рогачевым и Ольгой Жуковой, участниками клуба исторической реконструкции времен Михала Клеофаса Огинского.

Ответы респондентов переведены на русский язык

– Расскажите, с чего все начиналось?

Дмитрий:

– Стартовым стал 2008 год. В то время я был руководителем молодежного общественного объединения "Историка" и предложил пойти на экскурсию по Креву под нашим флагом, который за несколько недель до путешествия официально был зарегистрирован. Флаг имеет квадратную форму с вертикальными бордовой и белой полосами. Когда мы шли, неожиданно остановилась машина, из которой вышел человек, чтобы сказать о том, что мы неправильно разместили флаг Польши. Пришлось ему объяснять, что у нас немного другие цвета, и рассказывать о своем объединении. Любопытным собеседником оказался Юлиан Бельский, поляк, который теперь живет в Москве. С ним вместе был Сергей Веремейчик, в то время ответственный за сохранение усадьбы Огинского. Пять минут мы пообщались и обменялись телефонами. Спустя некоторое время Юлиан Бельский позвонил мне и предложил организовать что-нибудь, связанное с Михалом Клеофасом Огинским, чтобы почтить память великого земляка. Так возникла идея создания клуба исторической реконструкции бальной культуры.

– Откуда такая любовь к истории? Есть ли у вас историческое образование?

Дмитрий:

– По образованию я инженер железнодорожного транспорта. Историю полюбил с первых занятий в школе, но при поступлении решил, что мой интерес к прошлому не пройдет и без специального образования, ведь для того, чтобы знать и понимать историю, необходимо много читать, общаться с учеными, в чем ничего сложного нет. А вот техническое образование требует серьезной подготовки и самостоятельно овладеть профессией инженера невозможно. В наш клуб приходят абсолютно разные люди, но, как правило, имеющие свой доход, поскольку увлечение исторической реконструкцией – занятие не из дешевых: на восстановление атмосферы той эпохи уходит много денег и сил. Ольга, например, режиссер на телевидении. Есть у нас хореографы, журналисты, преподаватели институтов, электросварщики…

– Каким образом осуществляется работа в клубе?

Дмитрий:

– Обычно мы определяемся с датой и форматом мероприятия, затем начинаем к нему соответствующим образом готовиться. Если речь идет о бале, существенное место отводится танцевальным репетициям, если о пикнике, – оформлению места трапезы. Дресс-код обязательный для всех. На одном из балов в Несвижском дворце была история, когда корреспондентку "Звязды" не пустили в зал, потому что она была одета в современном стиле. Но если бы девушка предварительно связалась с нами, с поиском одежды на вечер проблем бы не возникло. Много внимания отводится деталям и мелочам, ведь именно они воссоздают атмосферу той эпохи.

– Что нужно сделать для того, чтобы ваш пикник прошел в стиле ампир?

Дмитрий:

– Мы читаем литературу, изучаем изображения, которые могли бы нам рассказать о проведении шляхтой пикников на природе, узнаем об этикете, развлечениях, нарядах, блюдах… Например, и дамы и кавалеры могли появиться на пикнике только в головных уборах, обязательно в перчатках. Летом дамы обязательно ходили с зонтами от солнца. Особый антураж создают детали: плетеные корзины, глиняная посуда, продукты, блюда, приближенные к тому времени и местности.

Внутри клуба у каждого есть своя направленность: кто-то делает профессиональные фото и видеосъемки, кто-то отвечает за музыкальное сопровождение, кто-то руководит танцами, кто-то занимается организационными вопросами… Проблема в том, что культура шляхты у нас в стране недостаточно хорошо изучена. Многие сведения приходится получать из источников на французском, польском языках. Танцы у нас разучивают все. Есть люди, которые танцуют от начала до конца бала, есть те, кто знает только несколько танцев. Прийти и стоять весь вечер у стенки скучно. К тому же поведение кавалера, который на балу игнорирует дам, считается моветоном. Для того чтобы чувствовать себя уютно, нужно знать хоты бы пять танцев.

– Кухня высоких сословий всегда отличалась изысканностью и утонченностью. Где вы ищете поваров и как решаете вопросы с приготовлением блюд на ваших мероприятиях?

Дмитрий:

– На пикниках и на балах в основном подаются только легкие закуски. Современные гастрономические традиции формировались в 19 веке, поэтому многие рестораны способны накрыть стол того времени. Предварительно мы всегда обсуждаем меню и иногда просим туда что-нибудь добавить или убрать, так что проблем с блюдами нет никаких. Накрыть стол трудно по причине дороговизны, так как эксклюзивные продукты и способы приготовления пищи стоят денег.

– Прелестные наряды, чудесная музыка, изысканные комплименты и дорогие напитки… Все это создает романтическую обстановку, способствует развитию отношений. Можно ли встретить на балу свою любовь?

Ольга:

– Безусловно, можно. У нас с Дмитрием все так и получилось. Я занималась верховой ездой на конюшне, с которой ребята-реконструкторы сотрудничали. За бесплатную тренировку, зная, что я работаю на ТВ, меня попросили снять на видео бал в Несвижском замке. Я согласилась. С организационными вопросами отправили к Дмитрию. Спросила, где можно снимать. Я тогда была одета не совсем к месту, и он, посмотрев на меня, сказал, чтобы дальше балкона мы с оператором не заходили. Тогда я подумала, что люди эти просто удивительные. Потом меня пригласили еще снять, потом еще… Наши отношения переросли во что-то большее. Правда, свое первое платье я себе сшила только за полгода до свадьбы.

– Как принято общаться друг с другом во время бала?

Дмитрий:

– Все фразы выстраиваются согласно речевому этикету 19 века. Например, если кавалер собирается сделать даме комплимент, это должно быть оригинально, но ни в коем случае не вульгарно. Понятно, что многие теперешние знаки внимания женщинам того времени показались бы оскорбительными. Программа на наших балах ведется на белорусском с использованием польского языка, ну а общение происходит на всех возможных.

– Сколько нарядов должно быть у участника реконструкции?

Ольга:

– Если говорить о женщинах, то первый наряд – это бальное платье. Обычно на каждый бал шьется новое. Как правило, оно из легкой ткани светлых тонов, довольно открытое и простое, такой длины, которая позволяет комфортно танцевать. Второй – платье торжественное, обязательно в пол, со шлейфом, из более темной ткани, дорого изукрашенное. Стоит отметить, что броские ювелирные украшения в то время могли надевать только замужние женщины. Если дама не в браке и в ожерелье из изумрудов, ее могли посчитать женщиной легкого поведения. Третий – прогулочный наряд. Он более закрыт, темнее по цвету, в двух вариантах: с коротким и длинным рукавом. Четвертый наряд – для верховой езды.

Дмитрий:

– Мужской строй более сложный. Бальный наряд состоит из кюлотов – бриджей чуть ниже колена, чулок, туфель, рубашки, шейного платка, жилета и фрака. Прогулочный строй практически такой же, только пилоты заменяются на длинные брюки, а на голове должен быть цилиндр. Для военных – мундир для лагеря, мундир походный, мундир парадный, мундир бальный. Из верхней одежды носили пальто, шинели, шубы. Важным атрибутом сословий высокого происхождения были перчатки и головные уборы. Без них на улице мог появиться только простолюдин. Во время бала кавалер максимум мог расстегнуть пуговицы на фраке. Тем, кто на пикнике был задействован в игре, позволялось снять головной убор и фрак.

– Как, согласно этикету, должна была выглядеть дама 19 века?

Ольга:

– Никаких распущенных волос, украшений до замужества. Эпоха ампир многое заимствовала из античности, поэтому были актуальны легкие ткани, натуральные цвета, не слишком массивные прически. Еще эту моду называли смертельной, поскольку платья были очень тонкими, а часто их еще смачивали водой, чтобы они струились по фигуре, прорисовывали силуэт. Зимой даже 5 минут по пути к экипажу могли оказаться причиной воспаления легких.

– Какие моменты считались в то время моветоном?

Дмитрий:

– Дамам в возрасте было позволено очень многое. Молодая женщина никогда не могла подойти первая к понравившемуся мужчине: для привлечения внимания приходилось кокетливо махать веером, бросать томные взгляды или мило улыбаться. Общаться разрешалось только во время танца. Незамужняя девушка не могла появиться на балу без сопровождения. С одним партнером допустимо было танцевать не больше 2 раз. Если кавалер пригласил одну даму на третий танец, он в течение недели должен был сделать ей предложение, иначе скандал неизбежен. Военным надлежало приходить на бал без оружия и шпор, хотя были и исключения. Кавалер мог шпорой запутаться в подоле дамского платья и упасть вместе с ней на пол. Такая шутка была рискованной, поскольку веселого молодого человека могли больше в этот дом не пригласить.

– Что историческая реконструкция дала именно вам?

Дмитрий:

– Мне важна атмосфера 19 века. Считаю себя наследником традиций Великого княжества Литовского, поэтому понять и прочувствовать реальных людей тех времен для меня – первостепенная задача. Думаю, что много проблем возникает оттого, что мы теряем связь со своими корнями, не сохраняем ритуалы и обряды. Искренне восхищаюсь людьми, которые за свои идеалы готовы были отдать жизнь.

Ольга:

– Реконструкцией я стала серьезно заниматься только после замужества. Изначально мне было интересно за всем наблюдать со стороны. Столкновение с людьми, которые чем-то увлечены, вдохновило меня на собственные открытия.




 

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-30%
-30%
-35%
-22%
-20%
-15%
0058953