Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


Работа преподавателя в университете кажется вам легкой и лишенной стрессов? Думаете, что на кафедрах собираются интеллигентные дамы, в очках и шляпках, и за чашечкой кофе обсуждают проблемы современных австралийских литераторов? Тогда читайте.

Анна, 36 лет:

– Я бы предложила наш университет (не столичный и не областной) переименовать в Институт культуры и выдавать дипломы артистов, а не тех специальностей, которым мы обучаем. Объясняю подробнее: в нашем университете есть традиция с первого курса проводить конкурс талантов. Вместо того, чтобы постигать основы науки, студенты бесконечно готовятся к конкурсу, репетируют, придумывают номера, выступают на концерте. Это все прекрасно, но не в том случае, когда это наносит ущерб основной учебной деятельности. После концерта отбираются финалисты: лучшие танцоры и певцы. В принципе до конца обучения они могут уже больше ничего не делать. Наши "артисты" могут не учиться, пропускать занятия под видом репетиций, хамить преподавателям. И на них невозможно повлиять. Чувствуя вседозволенность, они просто ни во что не ставят преподавателей. Их нельзя отчислить даже из-за низкой успеваемости, потому что они "звезды" и администрация их поддерживает. И еще потому что они ездят по предприятиям города с концертами и зарабатывают деньги для университета. Забавно, но главным талантом одного "артиста" (который числился в моей группе, но абсолютно ничего не учил) было то, что он носил микрофоны. Носил микрофоны! Вы представляете?

фото

Светлана, 30 лет:

– Вот те, кто говорит, что учителям и преподавателям постоянно повышают зарплату, а они и так только полдня работают и постоянно жалуются, будет интересно знать, что вместе с повышением зарплаты идет и повышение ставки. Когда я приходила устраиваться на работу, ставка была около 850 часов. Теперь – больше 1000 часов. Это 3-4 пары в день. Пара длится 1.20-1.30. И к ней лично я готовлюсь от часа до двух. И необязательно все 3-4 пары в день будут одного аспекта, это может быть 3-4 разных предмета. Получается полноценный рабочий день.

А еще нужно найти время на научную работу, нужно писать статьи, ездить на конференции, выступать с докладами. Ведь университетский преподаватель должен заниматься исследовательской деятельностью! И мне это очень по душе. Только почему-то в нашем университете научные командировки не оплачиваются, если ты работаешь на 0.25 ставки. Говорится так: "Вот за эти дополнительные 0.25 ставки и езжайте на конференцию!". Я пыталась найти логику в этой фразе, но не смогла. И еще я не понимаю, почему нам не платили премию. Я уволилась в июне и получила 2 800 000. При увольнении нужно было заполнять специальную бумажку в отделе кадров, где нужно было указывать границы зарплаты: от 300 тысяч до 500 тысяч, от 500 до 700 и т.д. Так вот я проходила по самой верхней границе: от 1 500 000 и выше. Я не жалуюсь, просто все это ужасно несправедливо и неуважительно по отношению к преподавателям.

фото

Анастасия, 30 лет:

– У меня был такой случай. Я уезжала на целый месяц на стажировку. И на этот месяц меня уволили из университета. А когда я приехала, то снова взяли на работу. Когда я вновь увольнялась в июне, у меня собралось много неоплаченных часов за замены, практически на месяц работы. Наша бухгалтерия сказала мне так: "Вы же уезжали на месяц на стажировку, так вот считайте, что эти замены покроют тот месяц стажировки. И вы нам ничего не должны". То есть мои замены покроют тот месяц, когда я вообще была уволена из университета! Какое-то зазеркалье. Мне не заплатили за целый месяц, а я ничего не осталась должна.

Татьяна, 31 год:

– Я обожаю свою работу, но есть один момент, который меня сильно нервирует. Думаю, что такое встречается не только в сфере образования. Это гендерное неравенство. Мне постоянно нужно доказывать даже не то, что я умнее мужчины, а просто то, что я вообще что-то соображаю. Преподавателю-мужчине намного проще договориться о расписании, он может игнорировать общественные мероприятия. К нему вообще могут даже не обратиться с просьбой замены, ведь он же мужчина. Со мной на факультете работал мой однокурсник. Декан с него пылинки сдувал: ведь он у нас такой умный. Оказалось, что этот умник работает еще на другой работе (просто зарабатывает деньги), и специально для него кроилось расписание, чтобы он успел с работы прибежать на 1-2 пары в день и убежать обратно.

фото

Декан договорился с ректором, чтобы ему разрешили работать на полставки. Естественно, те часы, которые он не отрабатывал, легли на преподавателей кафедры, и так перегруженных. А ведь это была отработка по распределению, его трудовая лежала в университете. И никакие побочные заработки никого бы не интересовали, если бы это была женщина. Например, когда я обратилась с просьбой изменить один день в расписании по семейным причинам, мне ответили отказом. Моя семья не шла ни в какое сравнение с важной "работой" этого умника. Я уволилась по семейным обстоятельствам (которые законодательно не считаются уважительными). Поскольку я не отработала еще один год, я за него выплатила деньги. Это по закону, нравится этот закон или нет. Но ведь мой однокурсник за 2 года отработки выработает меньше часов, чем я уже выработала за год. И он еще заработает денег на своей второй работе. Мне пришлось расстаться с немаленькой суммой, а он купил себе за это время машину. Мне кажется, эти законы работают не совсем правильно.

Денис, 28 лет:

– Мне посчастливилось начать свою педагогическую деятельность с должности учителя математики в самой обыкновенной средней школе. Затем меня пригласили работать в мою альмаматер – мехмат БГУ, где я до сих пор преподаю дисциплины, связанные с информационными технологиями и разработкой программного обеспечения. Данную деятельность я, конечно, совмещаю с основной работой производственного типа в качестве руководителя по технологиям минского филиала одной иностранной коммерческой IT компании. В сумме работаю в сфере образования уже около 6 лет. 

Вопроса о деньгах не стоит в принципе. Например, сейчас, работая на полставки (примерно пять пар в неделю), я получаю около одного миллиона рублей. Все знают, что в сфере образования деньги, мягко говоря, отсутствуют. Работа в основном строится на некотором нематериальном фундаменте. Может, личностные качества, может, формальное распределение после получения образования, может, просто просьба людей, которых уважаешь и поддерживаешь инициативы. С другой стороны, преподавание может приносить удовольствие, и это тоже важно.

От кафедры у меня противоречивые впечатления. Связано это с тем, что средний возраст кафедралов очень высок, омоложение происходит номинальными темпами. Однако среди коллег есть искренне преданные делу и инициативные, а есть и балластные. В действительности мне видится только одна проблема – отсутствие связи с производственными задачами. Искренне хотелось бы, чтобы все преподаватели были практикующими специалистами, а не теоретиками.

фото

Моя точка зрения мало кому понравится, но я бы предложил задействовать больше преподавателей-мужчин (хотя бы в области точных наук), которых аномально мало в педагогическом коллективе. Мой опыт позволяет утверждать, что в школах не хватает мужского присутствия.

Также я бы предложил сделать образование платным – это позволит школе быть более прибыльной организацией, и надеюсь вернет деньги в структуру.

Кроме того, необходимо культивировать правильное отношение к профессии преподавателя. Она должна быть более элитарной, нежели сейчас, когда в учителя берут "срочников" – посредственных специалистов, направленных по распределению на два года.

Что могу сказать про уровень образования школьников, которые к нам приходят? То, что сегодня образования в школе, к сожалению, нет в принципе. Там есть все, что угодно: уроки, группы по интересам, безнравственность, переполненные классы, статистика, но образования нет. Школа сейчас переживает ситемный кризис, и связано это с тем, что люди, управляющие структурой, управляют цифрами, не видя за ними людей и человеческих процессов.

Мария, 29 лет:

– Могу поделиться историей, как меня "выжила" из университета заведующая кафедрой, где я работала. Я ей не понравилась с первого взгляда. Она выбрала меня своей "жертвой" и создала невыносимую рабочую обстановку. Она придиралась ко мне по любому вопросу. Но сама за целый год не посетила ни одного моего занятия, чтобы сложить мнение о моих преподавательских способностях. Другими словами, ее придирки были абсолютно необоснованными, потому что она понятия не имела, как я работаю и какие методики использую. Зато она упрекала меня в том, что я не хожу на ее пары и не учусь там на ее примере. Она сделала вид, что забыла, что в расписании не было ни одного дня, когда бы наши пары не совпадали. Я работала 6 дней в неделю по 3-4 пары в день и смогла бы сходить на занятия коллег, только в том случае, если бы пропустила свою пару. Для нее было абсолютно нормальным позвонить после 9 часов вечера, чтобы спросить, не знаю ли я, где лежит какая-то бумажка. Она даже придиралась к моим "слишком коротким" платьям, хотя у меня нет ни одного платья выше колена!

А я была такая доверчивая девочка, думала, что я действительно все делаю неправильно.

фото

Это все сказалось на здоровье: когда я подходила к университету, в желудке начинались рези, а сердце билось где-то в горле. Я заработала хронические гастрит и фарингит, наверное, в какой-то степени из-за того, что "не переваривала" эту ситуацию и слишком долго молчала. После каждого нашего разговора я была в слезах. Мое терпение лопнуло после одного телефонного звонка, когда я была на больничном (с гриппом и первый раз за год, хотя она уверяла, что я с этих больничных не выхожу). Эта женщина просто стала посыпать меня оскорблениями по телефону. Я все записала в блокнот и вызвала ее на разговор к декану. Она крайне удивилась, но ничего не отрицала и с тех пор стала вести себя поспокойнее. Самое интересное, что после этого разговора ко мне стали подходить коллеги и говорить, что они меня понимают и поддерживают, что они видели, как я прошла "огонь и воду".

Они все видели, как мне было морально тяжело. Но все молча допускали эту травлю и психологическое насилие. Одна моя коллега сказала мне так: "Она завидует той жизни, которая у вас еще будет, вашей семье, вашим отношениям с мужем, вашей фигуре, вашему вкусу, тем детям, которые у вас еще будут, а у нее их не было и уже не будет". Не знаю, насколько верно это замечание. Знаю только, что когда экзаменатор похвалила мою работу и сказала, что студенты, которых все считали почти "отсталыми", сделали огромный прогресс, завкафедрой только презрительно скривила губы. Но меня это уже не задело. Меня теперь мало что и кто может обидеть. Если я вижу хамство и агрессию в свой адрес, я теперь понимаю, что дело не во мне, а в том человеке, который позволяет себе такое поведение. Я думаю, что проблема моббинга существует во многих коллективах. Но если фирмы тратят деньги на специальные тренинги и психологов, то в государственных структурах молодой специалист может оказаться абсолютно беспомощным перед самодурством руководителя.


Нужные услуги в нужный момент