Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


фото
lifeact.ru

В начале нового учебного года мы решили разобраться, как помочь ребенку полюбить учиться, даже если взрослые вокруг стараются этому помешать.

Игра и любопытство

Больше всех экспериментов британских ученых – выдуманных или настоящих – я люблю историю про зависимость детского развития от родительского ехидства. Ну вы наверняка об этом не раз читали: в комнату, полную интересных игрушек, запустили пары родитель + ребенок и попросили подождать в комнате пока придет исследователь. Происходящее в комнате снимали скрытой камерой.

Родители разделились на три большие группы: первая сидела смирно, ждала прихода ученых и шикала на ребенка, запрещая без разрешения трогать игрушки и вставать с места. Вторая группа родителей радостно начала рассматривать игрушки и играть с ними, не особенно обращая внимания на то, чем занят в это время ребенок. Третья группа играла вместе с ребенком, объясняла непонятное, подхватывала детские идеи, мягко направляла и поддерживала.

Далее ученые исследовали уровень развития всех детей: то, что ребята из первой группы оказались наименее развитыми, – мало кого удивило.

Но вот то, что дочери и сыновья впавших в детство мам и пап сильно обогнали тех, с которыми родители вдумчиво и серьезно занимались, не мог ожидать почти никто!.. Кроме родителей, которые сами любят играть больше, чем воспитывать детей.

Такие родители знают, что обычный ребенок весь состоит из любви к учебе и любопытства. У него еще глаза плохо фокусируются, а он уже изо всех сил старается рассмотреть что-то яркое и блестящее, оказавшееся рядом. Еще голова плохо держится, а шея уже тянется рассматривать, пробовать на вкус, изучать, экспериментировать. А потом ребенок начинает ползать, ходить – и бесконечно пытается открыть новые горизонты. Потом задает вопросы, ставит опыты… В общем до определенного возраста перед родителями вообще не стоит проблема, что ребенок не хочет учиться. Стоит вопрос, как бы хоть немного приглушить его тягу к знаниям. Чтобы не убился в процессе.

фото
the-baby.ru

Интерес и ожидания

А потом вдруг начинается школа (или даже еще не школа, а давление общества насчет того, что должен уметь или знать ребенок в определенном возрасте) – и тогда внезапно возникают проблемы. Надо срочно учить, как говорит собачка! Надо срочно учить, где у маси носик! А еще цифры, буквы, читать, таблицу умножения… К десяти годам многие родители получают ребенка, который “ничего не хочет, ничем не увлекается, и вообще кроме планшета у него нет никаких интересов!".

Вот, кстати о планшете: моему сыну восемь, однажды он играл в "Майнкрафт" и увидел там лифт! То ли это был какой-то особенный лифт, то ли в принципе лифты строить в этой игре сложно… Но факт в том, что сын – неделю! – изучал различные источники, пересмотрел несколько десятков роликов, перечитал кучу форумов для того, чтобы построить этот заковыристый лифт. Попросил помощи он только на самом последнем этапе – и муж рассказывал, что был поражен, насколько сложную конструкцию удалось построить нашему мальчику.

Если подумать, то дети в среднем, кроме тех, у кого отбили вообще все естественные желания, не “ненавидят учиться вообще ничему!”, а “не хотят учиться тому, что считают полезным родители”.

То у них банально нет мотивации учить “нужное”, а это уже – совершенно другая история и совершенно иной уровень родительской тревоги. Сравните: “ребенок вообще не любит учиться!” и “ребенку не интересен школьный курс математики за третий класс”. Сразу начинаешь думать не о том, что сделать с ребенком, а что сделать с этим курсом математики, чтобы это стало интересно школьнику.

Ключи и мотивация

У нас так было с книгами. Наш очень технический, очень логический, очень любящий математику мальчик ненавидит чтение. Для двух гуманитарных родителей, которые еще до рождения детей начали собирать библиотеку детской литературы, это поразительный и обескураживающий факт. Как можно не любить читать?! Совершенно непонятно.

Мы перепробовали весь стандартный набор: уговаривали, заинтересовывали. Водили в магазин и предлагали купить все, что угодно, лишь бы он потом это что угодно прочитал. Подкупали – игрушками, бонусами (можешь не делать никакой домашней работы в ту неделю, что ты будешь читать) и просто деньгами. Приглашали в гости обожающего книжки ровесника, который проводил рекламную кампанию чтения. Начинали читать на ночь ему детский детектив и прерывались на самом интересном месте.

Не действовало ничего. Сын пожимал плечами: “Просто я другой человек!” – и разговор на этом заканчивался.

Поэтому мы просто заставляли. Быстро, эффективно и почти не требует душевных затрат, только пару километров нервов. Перелом случился относительно недавно: во время тестирования у логопеда выяснилось, что скорость чтения сына – выше, чем примерно у девяноста процентов первоклашек его возраста. До этого ему казалось, что раз он не любит читать, значит, он это делает из рук вон плохо. Во всяком случае все встреченные им учителя (а их было много – мы поступали в несколько хороших школ) первым делом спрашивали, любит ли он читать? И получив отрицательный ответ, ахали, охали и удивлялись, как же такое может быть? Никто не догадался спросить у него, насколько хорошо он умеет это делать.

Итак, авторитетным доктором был снят барьер “не умею – не получается”. А окончательный прорыв случился уже дома, когда я попросила сына читать книги для младшей сестры. И это сработало! У него нет ни капли мотивации для того, чтобы “становиться читателем”. Но ему страшно нравится и важна роль отличного и вызывающего восхищение старшего брата. И вот ради этой роли и ради обожания одной маленькой девочки он готов читать.

фото
rufather.ru

Установки и уверенность

Понятно, что рецепт не универсальный, у каждого ребенка – своя кнопка. Но она, несомненно, есть. Больше всего мне нравится подход моей подруги: она была настолько уверена, что ее дочь не может не любить чтения, что она всем и всегда рассказывала, что ее девочка без ума от книг! Даже когда девочка по слогам еле читала. Ребенок вырос с установкой, что он “обожает читать и прекрасно это делает”. И что бы вы подумали? Сейчас у моей подруги растет страстный библиофил, который даже по улице ходит с книжкой, натыкаясь на фонарные столбы. (Примерно то же было с ролью “старшего брата” в нашей семье. Я всем с такой уверенностью говорила, что наш мальчик – лучший старший брат на свете, что ему пришлось им стать. Возможно, дело в родительском программировании или еще в каких-то других вещах. Важно, что это работает). Или с вашим ребенком сработает еще какой-нибудь метод.

Главное, на мой взгляд, всегда в любой ситуации помнить, что дети обожают учиться, что любовь к учебе лежит в сути самого человека, особенно маленького. И тогда найти нужную кнопку будет гораздо проще.

Ну знаете, как в сумке с потерявшимися ключами? Если точно знаешь, что они там, то обязательно найдешь. А если сомневаешься, то бросишь на полпути.