Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вкус жизни


фото автора, /

27 миллиардов долларов — столько во всем мире тратят каждый год на косметику. При этом у сотен брендов есть одно общее: они родились во Франции. Сами же французы говорят о том, что их родина красива и романтична, потому что у них есть Прованс. Здесь под жарким солнцем растет все самое необходимое для создания лучшей косметики. Именно туда мы отправились вместе с представителями бренда Le Petit Marseillais, который в 2011 году появился и на белорусском рынке. В особенное для парфюмеров место, где на лавандовых полях, в оливковых и миндалевых рощах берет начало то, что делает счастливыми женщин всего мира.

50 оттенков сиреневого

Вместе с ученым-ботаником Ташкой и парфюмером Le Petit Marseillais Тьерри Карпентьером мы едем по извилистым горным дорогам туда, где синий цвет граничит с фиолетовым. Местные жители уже давно привыкли к тому, что летом небо Прованса сливается с лавандовыми полями, но на туристов это действует впечатляюще.

Лавандовые поля занимают во Франции больше 12 тысяч гектаров, а 200 производителей одного только Прованса выращивают почти половину всего мирового объема этого растения.

Ташка приехала в Прованс из Лондона в 1973 году и полюбила этот регион с первого взгляда.

— Я каждый день говорю себе: Ташка, ты счастливая женщина. Я просыпаюсь по утрам, смотрю вокруг себя и наслаждаюсь тем, что вижу, — Ташка подводит нас к сиреневому полю, визитной карточке Прованса во всем мире. — Я приехала сюда из Лондона в 1973 году и осталась здесь навсегда: этой природе невозможно противиться. И хоть я выросла в Швейцарии, это место где-то глубоко внутри меня.

Ташка срывает веточку с фиолетовыми цветочками и растирает ее в руках.

— Чувствуете? Прованс пропитан этим запахом. Но на самом деле то, что вы видите сейчас перед собой, — это не лаванда, а лавандин, который получили путем скрещивания настоящей и дикой лаванды. Он практически вытеснил лаванду: в основном именно его видят туристы, которые едут к Лазурному берегу Франции. Аромат лавандина не настолько тонкий, как у лаванды, но в этом растении гораздо выше содержание эфирного масла. Плюс он растет на низких участках, а не в высокогорье — для фермеров это удобнее и выгоднее.

Слева — лавандин, который практически вытеснил лаванду

Они отличаются и внешне: лавандин легко узнать по двум большим боковым стеблям, покрытым цветами, которые отходят от основного стебля примерно на высоте 20 сантиметров. У лаванды таких побегов нет.

Когда парфюмеры Le Petit Marseillais работают над новым продуктом, то используют так называемый портфель сырья и сотни ингредиентов от своих партнеров и поставщиков, в том числе лаванду и лавандин, оливки, миндаль и многое другое из Прованса, поясняет парфюмер Тьерри Карпентьер. По сути, и сама марка берет начало в этом регионе.

Парфюмер Le Petit Marseillais Тьерри Карпентьер.

— Что касается лаванды и лавандина, то в производстве нашей косметики мы используем и то, и другое, но лавандин чаще, потому что он дешевле. В основном он нужен для производства мыла, а лавандовое эфирное масло — как самостоятельно, так и для обогащения состава гелей для душа и других ухаживающих средств, — объясняет Тьерри.

Тьерри приводит цифры: чтобы получить 1 литр масла лаванды, нужна 1 тонна этого растения, ведь для парфюмеров ценны только цветы. С лавандином все проще — для 1 литра эссенции масла нужно 150 килограммов растений. Экономия для производителя, а значит, и для конечного потребителя очевидна.

Экстракт с ароматом женщины

— В Японии культ чистоты связан с хризантемой, на Западе — с сосной, а во Франции — с лавандой. Само слово «лаванда» пошло от латинского «лаваре», что означает «мыться». Мы верим в одну легенду: когда Клеопатра хотела соблазнить римского полководца Марка Антония, она разложила в комнате розы и искупалась в ванной с лавандой, — обращается к истории Ташка. — О многом говорит и реальный факт: столетиями почти каждый житель Прованса всегда носил с собой бутылочку лавандового масла. Оно заживляет раны, тонизирует, избавляет от головной боли, это прекрасный антисептик и успокоительное средство — это кроме того, что она незаменима при уходе за кожей.

Удивительно, но факт: лавандовые поля не требуют ухода, они растут сами. Первые семь лет растения набирают силу, а потом постепенно «стареют». Через 10−12 лет кусты лаванды срезают и сажают новые.

— Лаванду можно убирать после 14 июля, но туристы обожают фотографироваться в наших полях, поэтому производители перенесли срок уборки на конец августа, — рассказывает Ташка. - Лаванду собирают комбайнами: лезвиями срезают веточки, оставляя 15-сантиметровые кусты. Далее специальная лента перебрасывает ветки в грузовик, который едет рядом.

Гости Прованса делают на память гербарий из трав региона, которые активно применяются в косметологии.

За этим этапом наступает следующий, священный для парфюмеров: получение экстракта лаванды. Чтобы понять этот процесс, мы отправляемся в музей лаванды.

С помощью этого аппарата получают экстракт лаванды.

Бренд Le Petit Marseillais — один из приоритетных для Johnson & Johnson в портфеле компании. Запуск марки на белорусском рынке состоялся в 2011 году, и за это время бренд показывает двузначный рост продаж, что свидетельствует о высоком предпочтении потребителей. Беларусь — один из самых приоритетных рынков СНГ, как в целом для компании Johnson & Johnson, так и в частности для наращивания присутствия Le Petit Marseillais.

— Этим аппаратом пользовались с середины прошлого века, — Ташка показывает нам два специальных металлических бака, соединенных между собой так называемой лебединой шеей. — 80−100 килограммов сухой лаванды помещаются в воду в один из двух баков. Под ним есть печь, и когда температура в ней доходит до 100 градусов, обогащенная лавандой вода поднимается по «лебединой шее» во второй резервуар. Там она охлаждается, а так как масло лаванды легче воды, оно поднимается вверх. Сейчас этот процесс, конечно, модернизирован, но принцип остался прежним.

После дистилляции экстракт отстаивается, а затем отправляется в лабораторию. Там его смешивают с другими компонентами и превращают в аромат.

«Между черными и зелеными оливками нет разницы»

Наша следующая остановка — поместье одного из поставщиков оливок для Le Petit Marseillais. Здесь на 30 гектарах растет 8,5 тысячи оливковых деревьев.

— История этого удивительного места началась в 1999 году, и это как история любви, — мы направляемся в рощу с управляющим поместья. — Оливы — удивительные растения, они полны витаминов, дают энергию, здоровье, незаменимы в кулинарии и косметологии. О них можно говорить бесконечно. Вы знаете, что олива появилась благодаря соперничеству между богиней мудрости и богом морей? По приказу Зевса оба должны были подарить людям то, что защитило бы их новый город. Посейдон вручил коня, который бы побеждал в битвах, а Афина — вечное дерево, которое бы кормило и лечило людей. Олива была признана самым полезным подарком человечеству, и богиню провозгласили покровительницей города, который теперь носит ее имя — Афины.

Хоть и на дворе июль, плоды оливы совсем небольшие. Маслины проводят шесть месяцев на дереве. Ни один другой плод не остается так долго на ветках.

Маслины проводят шесть месяцев на ветках дерева.

— Между черными и зелеными оливками нет разницы, хотя многие об этом даже не догадываются. Их цвет меняется в зависимости от созревания, — развеивают мифы работники поместья. — Поэтому в сентябре-октябре мы собираем сначала зеленые плоды, а потом, в декабре, черные — как раз из них делают масло. Чтобы убрать весь урожай, нам нужно 5−6 человек. Процесс происходит так: под деревьями расстилают многометровые сетки, потом приходят сборщики с электрогребенками и стряхивают плоды вниз. Нельзя, чтобы они дотрагивались до земли, иначе вкус масла будет совсем другой.

Оборудование, с помощью которого оливки превращаются в оливковое масло.


Хоть Франция занимает часть берегов Средиземного моря и ее южная часть прекрасно подходит для олив, страна входит лишь в третью десятку производителей оливкового масла. В год его производят здесь около 5,2 тысячи тонн.

Слева — современное оборудование, справа — то, чем пользовались еще несколько десятилетий назад.


— В нашем поместье, например, в прошлом году сделали 60 тысяч литров. Конечно, если сравнить это с производством вина, то покажется, что это капля в море. Но ведь мы не пьем оливковое масло, как вино, — улыбается управляющий поместьем.

Продавец оливкового масла уверяет: отбоя от покупателей нет.

Прощаемся с оливами и отправляемся в другую рощу — миндалевую.

Прежде чем рассказывать о применении миндаля в косметологии, Ташка предлагает попробовать калиссоны — сладкие ромбы из миндаля с цукатами из дыни, покрытые сахарной глазурью на тонкой облатке.

Сладости из миндаля очень популярны в Провансе.


— Калиссоны — символ Прованса, и отношение к ним почти религиозное, их даже освящают на Рождество, как куличи на Пасху, — рассказывает Ташка. — Миндаль обожают во всем мире, это самый полезный вид орехов. Но кроме кулинаров, его, конечно же, боготворят косметологи и парфюмеры.

На ветках — богатый урожай. В июле он как раз дозревает. Совсем скоро внешняя зеленая оболочка плода растрескается и орехи снимут с деревьев. Потом их просушат и отправят на прессование — именно так получают ценнейшее миндалевое масло, на основе которого потом делают средства для ухода за кожей и волосами. Жмых после прессования сушат и превращают в порошок — он прекрасно подходит для скрабов для тела.

Комментарий в тему:

Дэвид Принтон, ответственный за бренд Le Petit Marseillais в Провансе:

— Бренд Le Petit Marseillais появился в 1900 году в Провансе. Название марки переводится как «маленький марселец», а на нашем логотипе — маленький морячок, который сидит на берегу в порту Марселя и смотрит на лодки. Оттуда наша продукция отправлялась в другие города и вскоре стала популярна во всей Франции благодаря натуральным ингредиентам. Марка началась с производства мыла, а спустя столетие наша линейка представлена широким ассортиментом средств для ежедневного ухода за волосами и телом. В 2006 году бренд Le Petit Marseillais купила компания Johnson & Johnson, а в 2009 году мы вышли на рынки России, Италии, Греции, Испании, Португалии и ряда других стран. Их жители, безусловно, отличаются, но все они ценят дух бренда. Это расслабленность, спокойствие, размеренность и умиротворение деревенской жизни, которые вызывают запахи Прованса.

…На память о Провансе мы взяли с собой несколько веточек лаванды и пару косточек прошлогоднего миндаля. Чтобы с нами осталась на память частица этого региона, который вдохновил сотни производителей косметики на создание известных брендов. Благодаря которым немного Прованса есть в каждой стране — в виде кремов, гелей для душа, шампуней, мыла.

Нужные услуги в нужный момент