Был такой советский фильм, где администрация учреждения вроде Дома культуры никак не могла определиться, можно проводить концерт Высоцкого или нет. Казалось бы, запрета нет, но вроде как и нельзя, потому что песни у него какие-то неоднозначные. И они колеблются. Указаний сверху не поступает, обстановка накаляется. И в момент апофеоза очередного эмоционального разговора один из героев восклицает:
– Дайте мне пистолет, я сейчас застрелюсь!
А коллега ему хладнокровно:
– Зачем такие сложности? Пойди и пообедай в нашей столовой!

фото
livejournal.com

Здесь речь пойдет о нашей сфере обслуживания. То есть об обслуживании нас нами же. С небольшим уклоном в общепит, потому что стригусь я редко, а педикюр делаю и того реже – никогда.

Хороший сервис – основа хорошего самочувствия, что особенно остро ощущается за пределами постсоветского пространства. То самое пресловутое "почувствуйте себя человеком". Что и говорить, каждому приятно, когда он обласкан и оделен вниманием к самому близкому ему человеку – самому себе. Когда тебе улыбаются, успевая незаметно менять блюда и подливать напитки. Когда человек до хрипоты извиняется, если чего-то нет в меню, и искренне рад, если тебе у них понравилось.

Нашему человеку ездить за рубеж опасно. Даже не понимаю, зачем нам это разрешают.

Например, будучи по студенческой программе в Штатах, я своими глазами видел, как два официанта обслуживают целую пиццерию человек на семьдесят. И всё успевают. Да, они поджарые такие, можно даже сказать "в мыле", но посетители очень довольны. Вообще, официантом устроиться там не так-то просто. Это достаточно высокооплачиваемая работа.

Но что далече ходить. Не секрет, что прогрессивная часть белорусского человечества любит скататься в Вильнюс на выходные. Наш, в общем-то, родной город, основанный князем Гедымином, оказался сейчас "глотком Европы". Однако оставим в стороне споры об исторической справедливости. Что-что, а кормят там вкусно. И обслуживают хорошо. Не беда, что молодые официантки не знают по-нашему. Зато почти свободно говорят по-английски и старательно, с бесконечно милым мягким акцентом произносят отдельные русские слова.

фото
picship.com

И вот, каждый раз возвращаясь на Родину (здесь в широком смысле: от Владивостока до Бреста), испытываешь культурный шок. Или, скорее, бескультурный.

В фильме "Чародеи" есть эпизод со скатертью-самобранкой отечественного производства. Она вместо черной икры и меда с плюшками норовила подать горелую яичницу и чай без сахара. Пока не стукнешь кулаком по ней – ничего не получишь! Общение с чудесным устройством один из чародеев в итоге охарактеризовал так: "В сфере услуг, к сожалению, характер требуется. Не докажешь – не получишь".

Да, так оно у нас и есть. По большей части лица персонала постные. Их глаза полны неизбывной тоски с нотками классовой несправедливости и потомственной ненависти ко всем буржуям. Это же надо, чтобы свободный человек гнул спину, подавая пельмени другому! Он что, сам взять не может? Сварить, на тарелку положить, сметаной полить… Короче, почему в бывшей стране диктатуры пролетариата сохраняется этот вопиющий капитализм? Эта эксплуатация человека человеком? Все это читается в неприветливых глазах. Действительно, не докажешь – не получишь!

фото
vk.com

Это, кстати говоря, тоже уметь надобно. Вопрос к нам, к потребителям. Нужно уметь добиваться своего, того, что тебе положено (или не доложено), сохраняя чувство собственного достоинства. Без ноток истерики. Без боя посуды. Избегая, по возможности, членовредительства. И вместе с тем настойчиво.

Я как-то обедал регулярно в кафе со своими двумя прекрасными коллежками, по совместительству опытными светскими алкогольвицами. Вот они это умели. Выясняли отношения с официантами и администрацией постоянно. То булочка несвежая, то борщ холодный, то салат подадут вместе с горячим. Я удивлялся, чего это они. Ведь косяки каждый день. Не проще ли быстро поесть и обратно на работу? Но девушки были тверды: "Если мы не будем ничего говорить, то они так и не научатся".

И думается, что в чем-то они правы.

Нужно возражать.

Против миниатюрных порций, которые по весу соответствуют меню только вместе с тарелкой и вилкой. Против мартини, подаваемого в битом бокале. Против вчерашнего горячего. Против этих кислых лиц, наконец, которые каждый наклон в твою сторону расценивают как личное оскорбление. Официант должен улыбнуться посетителю. Хотя бы потому, что именно посетитель платит ему зарплату. Это же несложно!

фото
fox-project.ru

Да, конечно, условия работы ресторанов в нашей стране не самые простые. Поэтому их мало.

Как-то мы по всему городу Миру бегали в поисках, где бы перекусить. Главный ресторан закрыт в обед на спецобслуживание. В частном кафе еда появляется после четырех. Хотя работает оно с десяти утра. Одно рабочее заведение на весь исторический центр! Ставь любую цену, плюй в тарелки – все равно идти народу больше некуда.

Уникальный памятник архитектуры, не имеющий аналогов в Европе, церковь-крепость в Сынковичах вообще стоит в чистом поле. Там не то что поесть – там даже по нужде, простите, мальчики – налево, девочки – направо.

В столице примерно такая же ситуация.

В Париже на 100 жителей – 7 ресторанов. В Праге – 6,5. В Нью-Йорке – 4,3. В Минске – 0,63. Это считая столовые. Конечно, такая "чудовищная" конкуренция не воспитывает чуткость к пожеланиям клиента.

А ведь это так важно. Есть много мест, сохраняющих статус "туристических Мекк" именно потому, что там хороший сервис и вкусно кормят.

Хочется, чтобы те немногие, кто сподобился приехать из развитого мира в нашу Синеокую, увезли с собой хорошие впечатления. В том числе и о наших людях, с которыми ему пришлось столкнуться. А в их числе – о вышколенных официантах, приятных работниках гостиниц, милых продавщицах и душевном паспортном контроле.

Да и мы сами будем довольны, если станем обслуживать друг друга хотя бы чуточку лучше.

Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.

-33%
-10%
-20%
-99%
-50%
-30%
-58%
-30%
-30%