Делай тело
Отношения
Стиль
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


nnm.ru

В ночь с 31 октября на 1 ноября все прогрессивное человечество отмечает Хэллоуин – праздник вампиров, ведьм, оборотней, привидений и прочей нечисти. Правда, с течением времени этот языческий кельтский праздник переплелся с христианским – Днем поминовения всех усопших, который отмечается 1 ноября. Говорят, в эту ночь открывается дверь в потусторонний мир и вместе с душами людей на землю проникают обитатели ада. Хэллоуин – не наш праздник, он стал популярным лишь в последние десятилетия, отмеченные глобализацией, но сегодня его празднуют все без исключения страны Европы и даже Япония и Австралия. Но это вовсе не значит, что тема ведьм, оборотней и колдовства для нас новая.

Кто такие волкодлаки? 

 

Волкодлаки (слово происходит от старославянского "длака" – шкура ), или ваўкалаки (так в Беларуси называют оборотней) – очень популярная и распространенная нечисть. Впрочем, не только у нас. Этот образ описан в мифологии многих народов. У болгар это "вълколак", у поляков "вилколенк", известен сербскохорватский "вуходлак", чешский "влкодлак", английский "беовульф" и немецкий "вервольф".

 

Практика оборотничества была очень распространена именно среди славянских племен, еще древнегреческий историк Геродот в своем историческом трактате "Истории" описывал невров (славянское племя, обитавшее на территории Беларуси), которые превращались на несколько дней в волков. Позже это было подтверждено и другими исследователями, которые дали этому явлению даже научное название – ликантропия – способность превращаться из человека в зверя и обратно. Недаром в некоторых местах волк считался священным животным, имя его нельзя было называть вслух, вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин некоторых племен называли "лютичи".

Вообще, легенды гласят, что волкодлаки появлялись двумя путями: либо колдуны обращали людей в нечисть (таких в деревнях жалели и старались им помочь), либо человек сам, по собственному желанию оборачивался в волка, чтобы творить всяческое зло (этих тварей в народе не любили, зачем доброму человеку становиться волком?). Надо сказать, белорусы демонстрировали свою толерантность даже по отношению к нечисти: они мирно уживались с волкодлаками, особо не демонизировали их и не сжигали демонстративно на кострах, как это повсеместно делали в Европе.

В народе говорят, что превратиться в волкодлака можно, перекувыркнувшись через осиновый пень, в который воткнуты 12 ножей острием вверх, при этом нужно приговаривать заклинание. Обязательно надо следить, чтобы пень этот никто не перекрестил. Нельзя также вынимать ножи из пня, можно так и остаться волком, поэтому обряд этот проводится в глухом лесу или на болоте.

Обращенные волкодлаки не боятся людей и, если у тех при себе из оружия только палки, могут приблизиться, даже выдержать несколько ударов, не пытаясь напасть. Можно услышать немало рассказов о том, как волк и человек, встретившись на одной тропинке, мирно расходились.

Но есть, конечно, и злобные волкодлаки. Бродит такая тварь с горящими глазами по земле и воет, творит всякие нечистые дела – например, пожирает луну и солнце, отчего случаются затмения. Если убить волкодлака, он становится упырем – мертвецом, который пьет кровь у прохожих, поэтому рот волкодлаку после смерти зажимали монетой.

Когда это существо находится в теле человека, его можно отличить по тяжелым надбровьям, бледно-голубым глазам и зловещему выражению. У него мускулистое, накачанное тело с густой волосяной растительностью. А там, где нет волос, под кожей просвечивают вены. Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

Сказки и быль

В народном эпосе образ волкодлака можно встретить довольно часто. Причем оборотень предстает очень даже положительным образом. 

Картина Виктора Васнецова "Иван-царевич на Сером волке"

В известной сказке "Об Иване царевиче, Жар-птице и Сером волке" волк помогает Ивану-царевичу найти Елену Прекрасную и Жар-птицу. Он превращается то в красавицу, то в коня златогривого, то спасает своего друга-царевича, поливая его мертвой и живой водой.

Многие исследователи проводят параллели между киевским князем Олегом, которого называли "вещим" и волкодлаком, ведь "вещуном" в Украине называли волка-оборотня. 

odimka.livejournal.ru

Впрочем, таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Чародей (Полоцкий), который был описан в "Слове о полку Игореве": "...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал..."

Всеслав Брячиславич, Всеслав Вещий, Всеслав Чародей родился в 1029 году "от волхвования", то есть при участии паганских колдунов (так говорится в летописи), наделивших будущего князя свойствами оборотня. Эти свойства, если это было так, наверняка пригодились ему в его непростой жизни.

На голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны наказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Возможно это было большое родимое пятно, которое в древности считалось злой отметиной. А еще князь родился "в рубашке", или "сорочке". Так в простонародье называют случаи, когда ребенок появляется на свет заключенным в оболочку околоплодного пузыря. Однако древние славяне считали рождение "в рубашке" не только признаком везения, но и оборотничества.

Так это или нет, но правил Всеслав Полоцкий дольше из всех известных князей – 57 лет. Именно во времена Всеслава Чародея наша прародина стала развиваться и достигла своего расцвета. По территории она равнялась тогдашним европейским державам – таким, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Полоцк вместе с Киевом и Новгородом стал одним из трех крупнейших политических и культурных центров Восточной Европы. На протяжении большей части своей истории Полоцкое княжество сохраняло независимость от Киева. Это был расцвет политической и творческой независимости. После смерти Всеслава Чародея полоцкая земля раздробилась на ряд княжеств: Полоцкое, Минское, Изяславское, Витебское, Друцкое, Логойское. Кстати, белорусская просветительница Ефросиния Полоцкая – внучка Всеслава Чародея.

hotimsk.by

Чародей постоянно боролся за лидерство на Руси, хотел доказать, что Полоцк достоин занять на Руси положение, равное Киеву и Новгороду. Он совершал набеги на Киев, полностью разорил Новгород, сняв колокол с Софийского собора и повесив его на полоцкий Софийский собор. Занял Новогрудок, выгнав оттуда киевлян и сделав его центром полоцкой колонии на литовских землях.

fotki.yandex.ru

Легенды повествуют, что набегу Чародея на Киевскую Русь предшествовали три знамения. В 1063 году протекающая около Новгорода река Волхов пять дней текла вспять. Второе знамение случилось спустя два года. В небе на западе появилась огромная звезда с красными лучами. Она в течение семи суток всходила каждый вечер и сияла до рассвета. В том же году произошло и третье знамение – солнечное затмение. Но и это еще не все. Вскоре после затмения рыбаки на реке Сетомль выловили неводом странное существо. С виду это был ребенок, но очень уродливый.

В русских былинах есть такой персонаж – богатырь Волх Всеславич, прославившийся не только силой и доблестью, но и способностью превращаться в различных животных. Многие историки полагают, что именно Всеслав стал его прототипом.

Откуда произошло название Волковыск?

Одна из легенд возникновения названия белорусского города Волковыск (Гродненская область) связано с волками и волкодлаками. Говорят, много лет назад на месте нынешнего города располагались леса, пущи, обитателями которых были волки. От выражений "волков иск" (поиск волков) или "волков виск" (визг волков) и пошло название города. Но есть и другая – "Легенда о Марине" о несчастной любви князя волковысского замка и дочери зажиточного крестьянина. Когда-то на горах стоял богатый замок, а недалеко от замка было имение зажиточного пана, который имел двух дочерей. Молодой князь посватался к младшей дочери, Марине, но родители отказали парню, обидевшись, что он проигнорировал старшую сестру. Тогда князь украл девушку и увез ее в свой замок.

tapeciarnia.pl

Князь хотел владеть не только богатством земным, но и заколдованным кладом, который находится внутри гор. Много людей погибло от этой затеи, да и сам замок в итоге ушел под землю. Князь убежал в лес, где встретил колдунью, которая обещала помочь в случае, если тот женится на ней. А была она бабушкой Марины и матерью оскорбленного отца, который не подозревал о нахождении князя в доме матери. Мать ради своего счастья решила уничтожить сына, который ненавидел парня. Она отобрала талисман, с помощью которого тот колдовал, превратилась в красавицу и заворожила князя. Все рухнуло, когда князь поцеловал колдунью: старуха исчезла, а парень оказался в окружении русалок. И вдруг он увидел Марину, но когда князь закричал, русалки кинулись в реку, Марина вознеслась на небо, а сам князь превратился в волкодлака, который вечно бродит по окрестностям. Созданным друг для друга, но не получившим благословение родителей и небес, князю и Марине не суждено встретиться даже после смерти.

Современные упыри и волкодлаки

Современниками описан случай, который произошел не так давно в Житковичском районе Гомельской области. Жители одной деревни пожаловались как-то путешественнику на то, что под утро со стороны сельского кладбища каждую ночь раздается страшный вой. Тот спросил: "Может, недавно схоронили кого и в этот день происходило что-то странное?" Сельчане вспомнили, что когда похоронили мельника, на могиле вдруг собралась целая стая ворон и сорок, чего раньше никогда не было. Человек это был угрюмый, жадный и злобный. Путешественник посоветовал жителям откопать мельника и перевернуть его в могиле. Жители так и поступили, с тех пор в деревне по ночам стало тихо и спокойно.

ebay.com

Известно, что если волкодлак заболеет или поранится, то случится страшное ненастье. В Лунинецком районе Брестской области местные жители вспоминают случай, как в одной из деревень разыгралась невиданная буря, которой не помнили и старожилы. "Тучи не бегут по небу, как обычные, не проходят мимо деревни, а на одном месте крутятся, будто их что-то притягивает. Молнии сверкают, гром гремит, деревья с корнями вырываются, как игрушки трещат двери, крыши посрывало, животные не могли двинуться с места", – описывали случившееся сельчане. Оказывается, в это время умирал старик, которого все в округе подозревали в том, что был он оборотнем. Когда он умер, все сразу прекратилось.

В Ивацевичском районе Брестской области можно увидеть могилы людей, которые завалены камнями и пнями. Говорят, там похоронены волкодлаки, а камни и пни нужны, чтобы грудь нечисти удавить и не давать ему дышать. А когда хоронят таких людей, протыкают их осиновыми кольями, чтоб зла больше не делал. Местные как-то рассказали случай: когда была страшная засуха, откопали могилу волкодлака, чтобы перевернуть его на другой бок (говорят это нужно, чтобы дождь пошел), а он лежал совсем не в том положении как хоронили. Значит, пытался выбраться, да не смог, утверждали деревенские жители.

Время от времени случаи появления в белорусских деревнях волкодлаков и упырей происходят и сегодня.

kstati.by

Известно, что упыри пьют кровь по ночам из людей и собак. Так, может, чупакабра, которая пьет кровь по ночам у домашних животных и держит сейчас в страхе жителей поселка Старобин Минской области, не такой уж плод фантазии людей?