Стиль
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Вдохновение
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вкус жизни


Я решила быть с собой честной и перестать мысленно искупать свою вину перед Ван Гогом за то, что его не понимали современники.

фото

favim.com

Нельзя вырасти хорошей девочкой без знания простых культурных истин, как-то: "бескомпромиссная любовь к книгам", очень часто независимо от их содержания, и "преклонение перед величием и мощью изобразительного искусства". И то, и другое в идеале должно сопровождаться легким презрением к инакомыслящим, выраженным во фразах типа "если ты не понимаешь картин Дали, нам не о чем говорить". Фразы, должна признать к своему стыду, зачастую обращались к очередному молодому человеку, рискнувшему приблизиться к такому возвышенному объекту преклонения, которым я была в 15 лет.

И даже если в посещении изостудии или лениво-богемном пролистывании родительских художественных альбомов нет ничего плохого, то сама непреложность истин может преподнести возвышенному зрителю весьма интересный сюрприз. Сюрприз ворвался в мою замусоренную рисовальными принадлежностями, биографиями художников и альбомами репродукций жизнь в виде долгожданной "Документы" (выставки современного искусства, проходящей каждые пять лет в Касселе, Германия). Парадокс заключается в том, что эту выставку я ждала 2,5 года и почувствовала невероятное облегчение, так на нее и не попав. Неожиданно оказалось, что, просыпаясь 25 лет подряд в роли барышни, которая твердо уверена в том, что пока в мире существуют художественные музеи, ей не будет скучно, я постоянно забывала себя спросить, а так ли это. Я была не лучше других, любя даже не свою любовь к искусству, а скорее святость своей любви.

фото

В биографии каждого не добившегося при жизни признания художника будет фраза о том, что он опередил свое время и его не поняли современники, но поняли последующие поколения. И даже ожидая проклятий от всех искусствоведов, вместе взятых, я наберусь смелости сказать: мне кажется, что это не так. Я думаю, что увеличение процента поклонников прекрасного среди мирного населения связано, скорее, с открытием доступа к образованию для большего количества человек, чем с коллективным прозрением.

Возможно, я слишком скептична, но толпа любителей искусства, плавящаяся на жаре перед музеем д’Орсе в Париже и скрашивающая ожидание заветным чизбургером в бумажном пакетике, вызвала у меня не зависть, умиление или охоту приобщиться, а желание сбежать вместе с собственной бездуховностью.  Простите меня все и заранее, но то, что раньше было модно не любить, сейчас модно любить. Редко когда путешествие в новый город обходится без посещения очередного музея или выставки. И в расстройстве от того, что на чердаках Висбадена, где я сейчас живу, не осталось ни одного даже самого завалящего эскиза Явленского, я иду на фотовыставку, где каждая вторая фотография – "Untitled", и заставляю себя находить ее в чем-то интересной...

фото

Я смешиваю эпохи и понятия, бросаюсь терминами и парадоксами и, не обладая специальными знаниями, пытаюсь делать выводы. А выводы неутешительны: я до паники и визга не хочу даже близко подходить ни к одному художественному музею или выставке, и я не хочу рисовать.

В шестнадцать лет дрожь восхищения вызывал сам факт того, что Лувр существует, в нем висят картины, и я могу их видеть: это было прямым свидетельством того, что мир устроен правильно и любимые книги не врут. Сегодня, смотря на картину, я вижу только огромный всеподавляющий "контекст"...

Дело в том, что я перестала доверять своему вкусу и интуиции. Даже если отставить в сторону культурный, исторический биографический контекст каждого произведения, остается чисто визуальная компонента, то есть то, что, убрав налет псевдокультурности, можно поделить на красиво/некрасиво и нравится /не нравится. Если на секунду забыть, зачем мы стоим в тесном и душном помещении в безрезультатной попытке найти такой угол, при котором лампы не будут так беспощадно отсвечивать от масляной краски, если вытравить из мозга желание сдрейфовать поближе к музейной сувенирной лавке, то в идеальном случае картина должна сама заговорить, неважно каким голосом и понравится ли "услышанное".

фото

В последнее время все, на что бы я ни посмотрела, излучало скуку и говорило о скуке. Я запуталась в причинах гениальности или неординарности художников, в их философии и новых визуальных приемах, и мне стало казаться, что, находясь перед очередной картиной, я отдаю долг художнику за то, что, возможно, его не поняли до меня.

Подобная ситуация бывает в отношениях, когда один из партнеров апеллирует к жалости, говоря о не понимающем его мире, и тот, другой, в таких случаях любой ценой хочет стать исключением и понять.

Мне казалось кощунственным откровенно не любить Пикассо, брезгливо относиться к Дали и удивленно – к Миро. Я точно знала из книг, за что их должна любить, но не могла выдавить из себя даже атома эмпатии. Грех из грехов – не хотеть смотреть на их полотна, ковры, скульптуры и прочие творения или даже ими интересоваться. Я не хочу любить самый простой и проверенный вариант – импрессионистов и не хочу окунаться в море современных инсталляций в попытках найти в них крупицы здравого смысла...

фото

На данный момент я зажимаю в кулак всю доступную мне честность и признаюсь себе в том, что очень хочу вычеркнуть искусство из своей жизни, несмотря на "синдром хорошей девочки", и мне неважно, насколько это высокомерно, поверхностно или бездуховно выглядит со стороны.

Понравилась статья? Пусть и другие порадуются – жми на кнопку любимой соцсети и делись интересными новостями с друзьями! А мы напоминаем, что будем счастливы видеть тебя в наших группах, где каждый день публикуем не только полезное, но и смешное. Присоединяйся: мы Вконтакте, сети Facebook и Twitter.



С помощью Каталога TUT.BY можно посетить магазины верхней одежды в Гомеле.