• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Леди Босс


/

Когда Елизавету Крученкову спрашивают, чем она занимается, она отвечает "Продаю шары". "Клоун что ли?" – следует после этого вопрос. Она не обижается. "Возможно, кому-то наш бизнес и кажется несерьезным, между тем в следующем году мы отметим 20-летие. За эти годы мы прочно закрепились на белорусском рынке и являемся крупнейшей компанией в своем сегменте. Кто-то, может, и улыбнется, но я беру пример с таких гигантов, как Coca-Сola, McDonalds и Mercedes, несмотря на то, что "надуваю шары", – говорит Елизавета.

Признаюсь, такой я себе и представляла совладелицу бизнеса по продаже шаров, карнавальных костюмов и праздничного грима: яркой, смешливой, чем-то похожей на Амели. Но чем дольше мы беседовали, тем больше я убеждалась: этот "легкий" бизнес, который якобы делается из воздуха, требует очень серьезного отношения к себе. Работа внутри такой компании – отнюдь не "праздник, который всегда с тобой". Взять, например, стандарты, по которым работают специалисты, в том числе и дресс-код.

– В офисе, где продают надувные шары, – дресс-код?

– Да. Демократичный стиль в одежде приветствуется только на корпоративных праздниках или субботниках, в остальных случаях – деловой стиль в одежде.

– Елизавета, а если придет устраиваться на работу кандидат с пирсингом и татуировкой? Имеет ли он шанс?

– Имеет. Дресс-код у нас вполне лояльный. А при рассмотрении кандидата на работу для меня главное профессионализм. Конечно, на важные встречи, где внешний вид важен, я, конечно, человека с пирсингом не отправлю, но на "холодные звонки" или на должность веб-дизайнера – почему нет?

Кстати, я в юности была бунтаркой, носила яркую вызывающую одежду, делала необычные стрижки, любила агрессивные, брутальные образы. У меня самой было много пирсинга, татуировка. Я так самовыражалась, но уже к концу учебы в университете утихомирилась, наверное, стала более уверенной в себе. Но отголоски моей бурной юности и сейчас порой проявляются, я могу экстравагантно одеться на какое-нибудь мероприятие. Признаюсь, это многих удивляет.

Наверное, поэтому я стала развивать новое для нашей страны направление в бизнесе – продажу профессиональной косметики для макияжа и грима KRYOLAN. Эти средства созданы для визажистов и гримеров, артистов театра и фейсарта, аниматоров и клоунов, а также для любителей ярких и необычных образов. Например, у нас можно купить специальный детский аквагрим, искусственную кровь, яркую неоновую краску для волос, лаки для зубов, жидкость для эффекта седины, карандаши для слез и еще много чего интересного. KRYOLAN используют знаменитые гримеры мирового кино для создания фантастических образов, гримируя артистов под невероятных существ. Кстати, скоро (9 декабря) пройдет семинар для визажистов на базе этой косметики с участием московского тренера.

– Нам явно не хватает подобной продукции. А если серьезно, Елизавета, этот бизнес в нашей стране востребован? Белорусы любят веселиться?

– Я скажу так: он динамично развивается, и нам есть над чем работать. Белорусы, кстати, очень любят хорошо проводить время и, соответственно, веселиться. Посмотрите, какое внимание в последние годы уделяется оформлению банкетных залов. Да, у нас нет бразильских карнавалов или ежедневных индийских праздников лета, но у нас есть много разных фестивалей: от кулинарных до музыкальных. Опять же, Запад приходит на помощь: все больше набирают популярность такие праздники, как Halloween и День святого Валентина.

Не скрою, мне очень приятно, что и я внесла определенный вклад в развитие белорусского праздничного рынка. Например, наша компания организовала первый большой карнавал шаров "Паветра", мы единственные в Беларуси, кто регулярно проводит тренинги по аэродизайну.

– Лиза, а тебя не обижает, что этот бизнес многие не считают серьезным?

– Я привыкла к тому, что люди несерьезно относятся к продаже шаров и карнавалам, для нашего рынка это что-то новое, странное и ассоциируется с клоунами и детьми. А вы знаете, сколько шаров покупается, например, в тех же киосках Белсоюзпечати или торговых сетях? Среднестатистическая белорусская семья приобретает как минимум 20 шариков в год. Если учесть, что в Минске у нас как минимум 300 тыс. семей, то получается, что рынок нужно насытить 6 млн шаров в год. Я не беру в расчет корпоративные заказы, украшение праздников и другие мероприятия. Да, это мелкий товар, с огромным ассортиментным перечнем, требующий колоссальных партий сбыта и нестандартный учет.

Я обожаю свой бизнес, он наполнен любовью и постоянным стремлением к лучшему, приносит не только плоды, но и удовольствие от результата. Мы продаем то, без чего праздник не будет настоящим!

– А где учат на директора фирмы по продаже воздушных шаров?

– "ШАРТЭ" – это семейная фирма, в 1995 году ее основал мой отец, мы тогда жили в Бресте. С детства я знала о шарах все, кроме одного – я не умела их профессионально надувать, наверное, поэтому я сначала заинтересовалась именно аэродизайном (искусством украшения воздушными шарами), с этого направления началось мое настоящее вхождение в семейный бизнес. А вообще я окончила факультет маркетинга, менеджмента и предпринимательства БНТУ, множество разнообразных курсов и тренингов по управлению, HR и продажам, и до сих пор не перестаю учиться. Стараюсь использовать все, что может быть полезно в управлении компанией, в том числе – советы друзей.

– Ты с самого начала знала, что будешь участвовать в семейном бизнесе?

– Нет. Я думала, что мое будущее будет связано с парикмахерским искусством, хотела стать стилистом. Еще в школе я окончила курсы визажистов, потом парикмахеров. Будучи студенткой, начала активно практиковаться в своем умении. Надо сказать, я достаточно хорошо преуспела: клиенты ко мне записывались за месяц. Это доставляло мне удовольствие и финансовую независимость от родителей. Но когда встал вопрос о дальнейшей карьере, отец предложил мне возглавить филиал в Минске. У меня за плечами был уже хороший багаж знаний плюс личностные качества: лидерские способности, творческие задатки, коммуникабельность и упорство.

Мне было интересно попробовать свои силы в чем-то новом, а рынок аэродизайна в нашей стране только начинал осваиваться. Компаний, предоставляющих эти услуги, было единицы, поэтому мне пришлось на практике учиться азам маркетинга, продвижения, культуры ведения переговоров и продажи продукта, мастерству убеждения, финансовым дисциплинам. Разумеется, были ошибки, но на них я многому научилась, прежде всего, исправлять их и идти дальше.

– Сложно было молодой девушке, вчерашней студентке, стать руководителем? Наверняка приходилось принимать и не совсем популярные меры.

– Мой карьерный путь не был особо сложным для меня, ведь я большой трудоголик и получаю невероятный заряд и эйфорию от удачных итогов своей работы. Трудность была в другом: старая команда меня кардинально не устраивала. Я видела, что люди не хотят меняться вместе со мной, развиваться дальше. Более того, с дисциплиной в коллективе было очень плачевно: когда хотели приходили, когда хотели уходили. Пришлось прибегнуть к радикальным мерам. Но как сказать человеку, что он больше не нужен, когда он проработал несколько лет? Было очень тяжело морально. С другой стороны, это были мои первые маленькие победы как руководителя. Я набрала команду с нуля. Сейчас в Минске у меня штат из 25 человек. В основном это молодые люди, средний возраст 25-30 лет. Мне комфортнее с молодыми, понятнее. В "ШАРТЭ" замечательная команда настоящих профессионалов своего дела, к тому же – это самые добрые люди на земле.

– Какие уроки ты считаешь самыми важными для себя – из тех, что получила за время руководства бизнесом?

– Я живу по принципу "век живи – век учись". Для меня каждый день – это новый урок, который я должна достойно пройти. Если иногда что-то не получается, это ведь тоже результат. Признавать свои ошибки, конечно, трудно, но на них мы учимся. Только набив свои шишки, ты становишься мудрее.

– Елизавета, на твой взгляд, что делает бизнес: наличие в характере предпринимательской жилки, постоянная учеба на курсах и тренингах или успех – дело случая? Многие говорят, что важно просто оказаться в нужное время с нужными людьми? В твоем случае – иметь отца-предпринимателя.

– Для успешного бизнеса важно иметь желание, упорство и удачное стечение обстоятельств. И еще человечность, надо постоянно работать над своей кармой, очищать ее, совершая хорошие поступки и помогая тем, кто просит или нуждается в вашей помощи. Важно быть честным и отзывчивым, всегда быть в отличном настроении, чтобы окружающие вас люди чувствовали позитивную, дружественную энергетику. И еще любить себя. Конечно, нужно учиться, никогда не останавливаться на достигнутом, ничего не бояться и делать то, о чем мечтаешь, медленно и уверенно идти к своей цели.

– Трудно вести бизнес с родственниками?

– Кроме отца в "ШАРТЭ" работают еще мои мама и муж – такой классический семейный бизнес. Мы находим в этом преимущество, это наша сильная сторона. В процессе работы я узнавала своего отца с совершенно другой стороны. В самом начале у нас была притирка на уровне партнерства: мы частенько ругались, не могли найти компромисс: я стояла на одном, мне хотелось все сделать заново, по-своему, а он меня сдерживал, говорил "чтобы строить – не обязательно разрушать". Нервы, психи, стрессы… Потихоньку нам удалось выстроить деловые отношения. Мы научились понимать друг друга с полувзгляда, если есть разногласия, быстро находим компромисс. У нас своеобразный бизнес в бизнесе, мы помогаем друг другу, тем самым выстраивая серьезную платформу для дальнейших отношений.

– Что для тебя деньги? Какие возможности ты для себя открыли благодаря финансовому благополучию?

– Деньги для меня в первую очередь – свобода. Благодаря финансовому благополучию я открыла для себя мир, начала путешествовать. Мне важны обычные бытовые комфортные блага, сейчас мы с мужем строим дом, это достаточно серьезное капитальное вложение наших средств. Мы любим вкусно покушать в хорошем ресторане или дома, меня с детства воспитали так, что на продуктах экономить нельзя, это не значит, что надо кушать много, нужно покупать только свежие, натуральные продукты, не стоит жалеть деньги, чтобы себя побаловать деликатесом.

Я обожаю шопинг, люблю покупать себе обновки. Никогда не буду примерять вещь 100 раз, а потом откладывать, чтобы подумать и посмотреть еще: если я трачу время на вещь – значит, она должна стать моей. Стараюсь покупать брендовые вещи, я считаю, что хорошее дешевым не бывает. Процедуры по уходу за собой обязательны, стандартный набор: косметолог, массажист, маникюрист, парикмахер. Внешний вид говорит о тебе и твоем бизнесе многое, особенно в деловых кругах. Важно всегда выглядеть хорошо, даже на прогулке с собакой.

– Ты участвовала в проекте "Леди Босс - 2013". Что тебе дало это участие, за год что-то изменилось?

– Проект мне очень помог. До участия в нем я не была до конца уверена в своих силах. Да, я что-то делала, но это была в основном рутинная текущая работа, которая не давала мне понять, куда дальше двигаться и как развиваться. В какой-то момент я просто остановилась, застыла в своем развитии. "Леди Босс" для меня был как глоток свежего воздуха: общение, тренинги, эмоции. Это так здорово, когда за один месяц у тебя появляется 15 новых подруг. До сих пор мы поддерживаем отношения со всеми девушками, созваниваемся, общаемся, советуемся. Сразу после проекта, буквально через месяц, я открыла розничный магазин "Краски праздника". Я шла к этому очень долго, боялась, что не справлюсь, ждала, чтобы мне кто-то помог. А недавно состоялось крупное для нас событие – открытие в ТЦ "Замок" крупного бутика по продаже праздничной продукции. Я полна сил и задумок, у нас глобальные планы будущего развития компании.

Нужные услуги в нужный момент
-25%
-15%
-10%
-50%
-20%
-50%
-20%
-37%
-22%
-15%
20170619