109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  2. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  3. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  4. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  5. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  6. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  7. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  8. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  9. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  10. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  11. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  12. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  13. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  14. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  15. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  16. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  17. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  18. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  19. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  20. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  21. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  22. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  23. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  24. Минское «Динамо» обыгрывает в четвертом матче СКА в Кубке Гагарина. Онлайн
  25. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  26. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  27. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  28. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  29. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  30. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы


Анастасия Величко / Фото: Денис Зеленко /

Учиться, в том числе вождению автомобиля, никогда не поздно. И наши героини подтвердили это: разменяв пятый (а то и шестой) десяток, они успешно сдали экзамен в ГАИ и получили права. Вместе с av.by мы спросили у трех женщин-водителей, как они решили получать права, каково учиться водить авто в зрелом возрасте и почему на дороге нужно чувствовать себя уверенно (и никак иначе).

Нина Мосина, 70 лет, Volkswagen Polo (1993)

— Права я получила в 52 года. Почему не раньше? Честно говоря, не было необходимости: за водителя в семье был муж. Но, к сожалению, в середине 90-х его не стало, и я осталась без автопомощи. А мне же без машины никак — от родного Жодино до дачи 11 километров, пешком не дойдешь. Да и есть дети, внуки, которых хочется навещать. Я бабушка со стажем: уже третьего правнука жду, — улыбается героиня. — Так что пришлось учиться водить.

Женщина переживала, но друзья и близкие ее очень поддерживали:

— Я очень старалась, даже брала дополнительные занятия по вождению. Хотя представление о том, как водить, имела еще до обучения: после техникума проходила практику на тракторе, почти пять лет ездила по полям и болотам. В итоге сдала все с первого раза.

Поначалу Нина боялась перекрестков. Инструктор говорил: «Пока не уверена, не пересекай. Будут сигналить — не реагируй». Так она и делала.

— На дороге я осторожничаю: придерживаюсь знаков, не газую. Музыку не включаю — мне нужно слышать машину, — объясняет женщина. — Навигатор не использую, посты ГАИ не объезжаю, правила не нарушаю. Я очень ответственный водитель.

Права она получила в 2001-м. Весной 2002-го купила машину.

— За ней ездили с другом на авторынок в Гродно, — вспоминает Нина. — Авто компактное, трехдверное. Оно очень мне понравилось. Кстати, с тех пор я машину не меняла: она такая же старенькая, как и я (смеется).

Купить Volkswagen Polo можно на av.by

Нина считает, что «здоровье» авто важно поддерживать:

— И подвеску менять, и масло, и фильтры, и ремни. В этом году, к примеру, шланги, по которым масло течет, заменила — все стареет. Занимаюсь ремонтом в основном сама, но часто помогает младший внук: у него есть проверенный автосервис.

Героиня признается, что машина — удовольствие дорогое. Так что даже в 70 лет она продолжает работать. Сейчас трудится техничкой в школе.

Тереса Бобрович, 51 год, Citroen Xantia (1996)

— Права я получила, потому что жизнь заставила. Если бы кто сказал, что буду учиться водить, ни за что бы не поверила, — улыбается женщина.

Раньше она работала там же, где и жила, — в небольшой деревушке Селевцы Молодечненского района. А потом устроилась начальником отделения связи в агрогородке Городок.

— От Селевцов до Городка порядка семи километров в одну сторону. С транспортным сообщением между деревнями очень плохо: единственный автобус в том направлении от нас выходит в 9.30. А рабочий день начинается в 8. Так что поначалу на работу меня возил муж. Но это было и трудно, и накладно. Поэтому я решила сама учиться вождению. Мне тогда было 47 лет, — вспоминает Тереса.

На av.by вы найдете более 500 объявлений о продаже Citroen Xantia

Теоретическую часть героиня сдала легко. С вождением было труднее.

— Сначала с трудом запоминала, где газ, где тормоз, где сцепление. В итоге в ГАИ вождение сдала только со второго раза, — признается Тереса. — Допустила глупую ошибку — нужно было повернуть влево, а я от волнения повернула направо.

Сейчас сложности возникают только во время уборочной:

— Едешь по не особо широкой дороге, а навстречу тебе идет комбайн. В таких случаях стараюсь прижаться к обочине, чтобы меня не задели.

Вообще на дороге я чувствую себя уверенно. А как иначе? Я же отвечаю за жизнь — и свою, и чужую. Поэтому веду машину очень аккуратно. Когда еду, наслаждаюсь процессом. Путь на работу проходит через лес, и я каждый день любуюсь природой.

Светлана Трубчанинова, 52 года, Renault Megane (2002)

Объявления о продаже Renault Megane ищите на av.by

Светлана долго не задумывалась о водительских правах: ее все устраивало. Но с возрастом захотелось комфорта:

— Не таскать покупки с рынка в руках, возить куда-нибудь внуков. И на работу быстро добираться: живу я в Мачулищах, а работаю в минской гимназии. Поэтому в 51 год пошла учиться водить.

Супруг героини сейчас машину не водит. Срок действия его прав истек, а восстанавливать документ мужчина не стал.

— Сказал, мол, у меня теперь есть водитель, — смеется Светлана.

Сложнее всего героине далось именно вождение. Теорию можно выучить, а как быть с ездой, когда нет практики и возможности дополнительно тренироваться? Особенно тяжело было с парковкой.

— Это же вообще страшное дело! — улыбается женщина. — В общем, в школе я все сдала сразу, а вот вождение в ГАИ завалила. Наверное, очень переживала: не туда заехала, не так тронулась. Удалось сдать только с третьей попытки. До сих пор на дороге не все получается идеально. Но спустя год я уже более реально смотрю на вещи и не так крепко вцепляюсь в руль.

Светлана считает себя аккуратным водителем:

— Стартовать на красный свет не буду, даже если все вокруг начнут торопить и сигналить. Вообще бывает, что «коллеги» по дороге недовольны моей медленной ездой: я в ответ предлагаю меня обогнать. Но в основном водители корректные — терпеливо ждут, пропускают. И это хорошо: если бы не взаимная вежливость, по той же МКАД ездить стало бы невозможно — были бы сплошные аварии.

На работу в одну сторону Светлане нужно проехать 37 километров: 13 из них до кольцевой дороги, остальное — по МКАД и через город. Поначалу преодолевать такое расстояние ежедневно было тяжело, а теперь женщине даже нравится. Ездит на своем авто героиня и по Беларуси. Например, к родственникам в Пинск: в одну сторону больше 300 километров.

— Со мной ездит собака — девочка породы голден-ретривер. Мы ей даже специальный гамак купили, который крепится на заднее сиденье, — объясняет женщина. — Кстати, она тоже оценила авто по достоинству: поначалу в машину ее нужно было тащить силком, а теперь распробовала и быстрее нас заскакивает. Иногда даже на водительское сиденье.

Героини сходятся в том, что главное — это практика. Даже если сначала вам страшно садиться за руль, скорее всего, с опытом вы начнете получать удовольствие от вождения.

Партнер проекта:

av.by — крупнейший сайт объявлений о продаже авто в Беларуси. Покупайте автомобили на av.by. Более 70 000 проверенных объявлений.

-80%
-15%
-30%
-10%
-30%
-50%
-17%
-30%