178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  2. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  3. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  4. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  5. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  6. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  7. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  8. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  9. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  10. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  11. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  12. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  13. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  14. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  15. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  16. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  17. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  18. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  19. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  20. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  21. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  22. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  23. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  24. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  25. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  26. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  27. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  28. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  29. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  30. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону


Анастасия Величко / Фото: Денис Зеленко /

Учиться, в том числе вождению автомобиля, никогда не поздно. И наши героини подтвердили это: разменяв пятый (а то и шестой) десяток, они успешно сдали экзамен в ГАИ и получили права. Вместе с av.by мы спросили у трех женщин-водителей, как они решили получать права, каково учиться водить авто в зрелом возрасте и почему на дороге нужно чувствовать себя уверенно (и никак иначе).

Нина Мосина, 70 лет, Volkswagen Polo (1993)

— Права я получила в 52 года. Почему не раньше? Честно говоря, не было необходимости: за водителя в семье был муж. Но, к сожалению, в середине 90-х его не стало, и я осталась без автопомощи. А мне же без машины никак — от родного Жодино до дачи 11 километров, пешком не дойдешь. Да и есть дети, внуки, которых хочется навещать. Я бабушка со стажем: уже третьего правнука жду, — улыбается героиня. — Так что пришлось учиться водить.

Женщина переживала, но друзья и близкие ее очень поддерживали:

— Я очень старалась, даже брала дополнительные занятия по вождению. Хотя представление о том, как водить, имела еще до обучения: после техникума проходила практику на тракторе, почти пять лет ездила по полям и болотам. В итоге сдала все с первого раза.

Поначалу Нина боялась перекрестков. Инструктор говорил: «Пока не уверена, не пересекай. Будут сигналить — не реагируй». Так она и делала.

— На дороге я осторожничаю: придерживаюсь знаков, не газую. Музыку не включаю — мне нужно слышать машину, — объясняет женщина. — Навигатор не использую, посты ГАИ не объезжаю, правила не нарушаю. Я очень ответственный водитель.

Права она получила в 2001-м. Весной 2002-го купила машину.

— За ней ездили с другом на авторынок в Гродно, — вспоминает Нина. — Авто компактное, трехдверное. Оно очень мне понравилось. Кстати, с тех пор я машину не меняла: она такая же старенькая, как и я (смеется).

Купить Volkswagen Polo можно на av.by

Нина считает, что «здоровье» авто важно поддерживать:

— И подвеску менять, и масло, и фильтры, и ремни. В этом году, к примеру, шланги, по которым масло течет, заменила — все стареет. Занимаюсь ремонтом в основном сама, но часто помогает младший внук: у него есть проверенный автосервис.

Героиня признается, что машина — удовольствие дорогое. Так что даже в 70 лет она продолжает работать. Сейчас трудится техничкой в школе.

Тереса Бобрович, 51 год, Citroen Xantia (1996)

— Права я получила, потому что жизнь заставила. Если бы кто сказал, что буду учиться водить, ни за что бы не поверила, — улыбается женщина.

Раньше она работала там же, где и жила, — в небольшой деревушке Селевцы Молодечненского района. А потом устроилась начальником отделения связи в агрогородке Городок.

— От Селевцов до Городка порядка семи километров в одну сторону. С транспортным сообщением между деревнями очень плохо: единственный автобус в том направлении от нас выходит в 9.30. А рабочий день начинается в 8. Так что поначалу на работу меня возил муж. Но это было и трудно, и накладно. Поэтому я решила сама учиться вождению. Мне тогда было 47 лет, — вспоминает Тереса.

На av.by вы найдете более 500 объявлений о продаже Citroen Xantia

Теоретическую часть героиня сдала легко. С вождением было труднее.

— Сначала с трудом запоминала, где газ, где тормоз, где сцепление. В итоге в ГАИ вождение сдала только со второго раза, — признается Тереса. — Допустила глупую ошибку — нужно было повернуть влево, а я от волнения повернула направо.

Сейчас сложности возникают только во время уборочной:

— Едешь по не особо широкой дороге, а навстречу тебе идет комбайн. В таких случаях стараюсь прижаться к обочине, чтобы меня не задели.

Вообще на дороге я чувствую себя уверенно. А как иначе? Я же отвечаю за жизнь — и свою, и чужую. Поэтому веду машину очень аккуратно. Когда еду, наслаждаюсь процессом. Путь на работу проходит через лес, и я каждый день любуюсь природой.

Светлана Трубчанинова, 52 года, Renault Megane (2002)

Объявления о продаже Renault Megane ищите на av.by

Светлана долго не задумывалась о водительских правах: ее все устраивало. Но с возрастом захотелось комфорта:

— Не таскать покупки с рынка в руках, возить куда-нибудь внуков. И на работу быстро добираться: живу я в Мачулищах, а работаю в минской гимназии. Поэтому в 51 год пошла учиться водить.

Супруг героини сейчас машину не водит. Срок действия его прав истек, а восстанавливать документ мужчина не стал.

— Сказал, мол, у меня теперь есть водитель, — смеется Светлана.

Сложнее всего героине далось именно вождение. Теорию можно выучить, а как быть с ездой, когда нет практики и возможности дополнительно тренироваться? Особенно тяжело было с парковкой.

— Это же вообще страшное дело! — улыбается женщина. — В общем, в школе я все сдала сразу, а вот вождение в ГАИ завалила. Наверное, очень переживала: не туда заехала, не так тронулась. Удалось сдать только с третьей попытки. До сих пор на дороге не все получается идеально. Но спустя год я уже более реально смотрю на вещи и не так крепко вцепляюсь в руль.

Светлана считает себя аккуратным водителем:

— Стартовать на красный свет не буду, даже если все вокруг начнут торопить и сигналить. Вообще бывает, что «коллеги» по дороге недовольны моей медленной ездой: я в ответ предлагаю меня обогнать. Но в основном водители корректные — терпеливо ждут, пропускают. И это хорошо: если бы не взаимная вежливость, по той же МКАД ездить стало бы невозможно — были бы сплошные аварии.

На работу в одну сторону Светлане нужно проехать 37 километров: 13 из них до кольцевой дороги, остальное — по МКАД и через город. Поначалу преодолевать такое расстояние ежедневно было тяжело, а теперь женщине даже нравится. Ездит на своем авто героиня и по Беларуси. Например, к родственникам в Пинск: в одну сторону больше 300 километров.

— Со мной ездит собака — девочка породы голден-ретривер. Мы ей даже специальный гамак купили, который крепится на заднее сиденье, — объясняет женщина. — Кстати, она тоже оценила авто по достоинству: поначалу в машину ее нужно было тащить силком, а теперь распробовала и быстрее нас заскакивает. Иногда даже на водительское сиденье.

Героини сходятся в том, что главное — это практика. Даже если сначала вам страшно садиться за руль, скорее всего, с опытом вы начнете получать удовольствие от вождения.

Партнер проекта:

av.by — крупнейший сайт объявлений о продаже авто в Беларуси. Покупайте автомобили на av.by. Более 70 000 проверенных объявлений.

-25%
-20%
-21%
-25%
-40%
-10%
-50%
-90%
-5%
-10%