• Тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Звезды
  • Вдохновение
  • Еда
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  2. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 9 мая
  3. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  4. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  5. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  6. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  7. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  8. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  9. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  10. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  11. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  12. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  13. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  14. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  15. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  16. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  17. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  18. Lada Vesta больше не лидер продаж, Rapid тоже нашли замену: какие машины сейчас покупают белорусы
  19. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  20. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  21. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  22. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  23. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  24. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  25. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  26. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  27. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  28. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  29. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  30. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит


/ /

В новом цикле текстов мы знакомим вас с девушками, которые умеют создавать красоту своими руками. Прикасайтесь к прекрасному, вдохновляйтесь и рассматривайте вещи, которые согреют сердце и украсят инстаграм. Обещаем, что в этих материалах будет много картинок и мало букв — не благодарите.

— Силикон у меня есть, но не там, где все его видят. Он хранится в специальных емкостях, а потом я его развожу — и делаю форму, с помощью которой потом отливаю скульптуру, — смеется Ирина Ромбальская. Самоиронии ей не занимать. Как и таланта.

Телеведущая, за которой закрепился образ белорусской Барби, уже 10 лет создает существ (кто-то называет их куклами, Ирина — скульптурами), при взгляде на которых остается больше вопросов, чем ответов.

Отчего глаза у ее работ всегда такие грустные, почему самые страшные комментаторы — «счастливые мамочки» и какой из семи смертных грехов Ирине ближе всего — в нашем разговоре.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Ирина вспоминает: в ее семье было всего две ветви — юридическая и творческая. Сначала она пошла по первому пути и стала дипломированным юристом. Но потом поняла, что ошиблась.

— Откуда во мне интерес к искусству? Думаю, во-первых, это генетический код. Мой дедушка был художником, дядя — архитектором, а сейчас я вижу продолжение в своей дочери, которая поступила в художественный колледж-гимназию.

А во-вторых, это насмотренность — количество работ, увиденных в мировых музеях, стопка прочитанных книг об искусстве. Мы часто недооцениваем это понятие, а ведь без него ни в чем нельзя разобраться, и можно сложить лапки, увидев тот же «Черный квадрат» Малевича или — еще хуже — писсуар Дюшана. Насмотренность — это кирпичики, из которых складывается фундамент понимания современного искусства.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

У меня много ориентиров в искусстве: я очень люблю работы Яна Полака, Марка Ротко, Брейгеля и Модильяни, уже упомянутого Казимира Малевича. Мне никогда не понять людей, которые с апломбом заявляют, что «их 4-летний ребенок нарисовал бы лучше».

И, конечно, один из моих любимых художников — Иероним Босх, который как никто угадал и показал того самого дьявола в деталях: его работы можно рассматривать часами — и находить в них новые символы и идеи.

Что касается скульптуры — меня вдохновляют современные мастера. Сегодня скульптура больше не дополнение к архитектурным ансамблям. Она не монолитна и холодна. Напротив, стала очень динамичной. Проволока, шнуры, кровь, воск, мусор — все переплетается в узел и приобретает новое значение. Сколько бы ни называли китчем и популизмом работы того же Джеффа Кунса — я всегда считала его иконой и мастером, который знает, что такое абсолютная свобода. И не потому, что был женат на порнозвезде. (Улыбается.)

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Но главная моя муза, конечно, Камилла Клодель. Именно она была источником вдохновения для Огюста Родена. Сегодня Камиллу можно смело назвать феминистским идеалом, и вся история ее жизни мне очень близка. Я убеждена, что многие идеи Роден позаимствовал у нее, она была гораздо более талантлива, чем он. И проявить этот гений в полной мере ей не дали только гендерные рамки и время, в котором она жила.

Ирина Ромбальская родилась в то время, когда никто не может помешать женщине реализовать себя (а если попробует — обязательно пожалеет). О первых, пусть и несовершенных, работах Ира вспоминает с улыбкой:

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Я как будто разогналась и нырнула в эту историю — зажмурившись, не успев испугаться. Ни на кого не ориентировалась, не знала, как правильно… И пусть я многого не понимала и в моих первых работах была куча технических ошибок, но идейно они были глубже нынешних. По крайней мере я не побоялась их показать. Сегодня у меня есть несколько работ, которые ждут своего часа. Например, работа про глобализацию может вызвать протест определенных социальных групп. Пока прячу. (Улыбается.)

Хотя на конкурсе в Лондоне я как раз вошла в десятку финалистов с проектом, который вызывает общественный резонанс: военный конфликт в Сирии и место женщины в нем.

Фото из личного архива Ирины
Фото из личного архива Ирины / Ирина немного рассказала нам о работе, которая неизбежно станет скандальной. «Глобализация» Ромбальской — это женщина в хиджабе, с поясом шахидки и ушками Микки-мауса, на левой груди — тату со Сталиным, на правой — воровская звезда и надпись «спаси и сохрани»… Это работа о том, как все смешалось в нашем мире, как трудно отделить истинное от ложного и вычленить главное.

Все-таки, как бы высоко мы ни ценили классическое образование, оно зажимает в определенные рамки. И когда я, изучив море учебных пособий по анатомии, начала делать, как правильно и как должно — потерялось что-то важное. Теперь я возвращаюсь к истокам, чтобы снова это важное отыскать. Ведь что бы мы ни создали сегодня — все будет вторично. Кроме того личного, что ты вкладываешь в работу.

Личного в работах Ирины много: об авторе напоминают лица скульптур — те же высокие скулы, тонкий нос, выразительные губы. И темы работ: Ирина Ромбальская довольно остро и иронично показывает обратную сторону глянцевой жизни.

Фото: из личного архива Ирины
Фото: из личного архива Ирины

— Что мы знаем лучше своего лица? Даже на уровне тактильных ощущений — мы знакомимся с ним снова и снова, умываясь по утрам. И ты так точно запоминаешь эти скулы, этот нос — что поневоле снова и снова их воспроизводишь.

И, конечно, скульптуры часто отражают мои эмоции. Когда ты счастлив и хочешь расцеловать весь мир, вряд ли будешь делать что-то подобное, поэтому, возможно, это результат рефлексии.

Например, моя первая выставка «MONEYкенщицы. Iznanka. Метр восемьдесят спустя…» рассказывала об обратной стороне модельного бизнеса. Вторая, под названием «Моя вина», которое говорит о многом, раскрывала семь смертных грехов, которые мы, походя, совершаем каждый день. С каким грехом мне труднее всего бороться? С чревоугодием, конечно! (Смеется.)

А сейчас я работаю над серией работ «Тряпки». На каждой из скульптур — всего один элемент одежды: юбка, свитер, сапоги, наушники. Это история про первичность личности и вторичность материального. А еще о том, что некоторые вещи становятся молчаливыми свидетелями важнейших моментов нашей жизни. Обычные синие джинсы на какой-нибудь девушке могут стать для мужчины знаковыми на всю жизнь. К каждой работе я написала стихотворение, сейчас раздумываю над тем, как перевести этот смысл и эту экспрессию на английский — за рубежом интерес к таким работам всегда гораздо выше.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Уличив Ирину в лукавстве (грех чревоугодия уже давно бы оставил отпечаток на ее фигуре), спрашиваем: а как у нее с гневом и унынием? И, кажется, попадаем в точку.

— Я убеждена, что в современном мире абсолютно спокойные и счастливые люди — это идиоты, — признается Ирина. — Люди, которые всем довольны и «топят за позитив» меня пугают. Потому что я просто не могу поверить, что человек, который видит, что происходит в мире, каждый день заходит в Сеть и выходит на улицу, может оставаться спокойным. Ну не можешь ты переступить и пойти радоваться жизни, если тебе под ноги бросилась бездомная одноглазая кошка, ад… Конечно, эти мысли отражаются и на лицах моих скульптур. Поэтому они такие… Не слишком веселые товарищи.

Фото: из личного архива Ирины
Фото: из личного архива Ирины

Ирина учится находить компромисс с окружающим миром, и у нее есть несколько рецептов, как заключить с ним перемирие.

— В самой работе над скульптурой есть терапевтическое, медитативное действие. Взял кучу проблем, о которых не можешь сказать, перемолол их — и благодаря искусству пережил. Мне очень грустно за тех, у кого нет сублимации и этого выхода эмоций — в тексты, музыку, живопись, в помощь другим людям. Возможно, поэтому от них исходит столько негатива.

Но я нашла способ облегчить себе жизнь. Его можно назвать «цифровой гигиеной».

Вот мы часто жалуемся: опять в интернете одни кровавые катастрофы и голые жопы. Но стоит задаться вопросом: почему поисковик упорно выдает тебе расчлененку и порнуху, а не серебряный век русской литературы? Проблема не в современном обществе, а в сфере твоих интересов.

С тех пор, как я кликаю и вбиваю в поисковую строку только темы, которые касаются литературы, живописи и скульптуры, Сеть предлагает мне почитать только адекватные и очень интересные тексты.

Это первый этап. Второй — стоит избавиться от подписки на людей, которые кажутся тебе недалекими и неинтересными. Кстати, я уже давно пользуюсь шифром «свои люди»: увидел, что человек процитировал Довлатова или Стейнбека, — больше ничего знать и не нужно. Это твой человек.

Сейчас я приближаюсь к новому кругу очистки интернет-окружения и не только. (Смеется.)

Фото: из личного архива Ирины
Фото: из личного архива Ирины

Ведь кто самые страшные комментаторы — условные «счастливые мамочки двух ангелочков». Это люди, которые желают тебе добра, а потому всегда стремятся поделиться с тобой сведениями о том, какая же ты страшная, несчастная, убогая и как им тебя жалко. Смотришь: приятнейшая женщина с аватарки улыбается, в ленте — только муж и детки на карусельках. Почему ж столько грязи из нее лезет? Я даже не поленилась, из исследовательского интереса уточнила, откуда все это. В ответ получила вторую, еще большую порцию ценной информации о себе. Поэтому только бан спасет нас в этой борьбе за чистоту эфира. (Улыбается.)

Правда, у Иры не так много времени, чтобы вести утомительную переписку с теми, кого не устраивают ее образ и характер — на создание всего одной скульптуры уходит минимум 2−3 месяца.

— Я работаю со сложными материалами — это мужской труд, в котором мало романтики и совсем нет шансов сохранить маникюр. Зато руки накачивает — будь здоров! Устаешь куда сильнее, чем после жесткой тренировки.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Стройгипермаркеты стали любимыми местами шопинга для Ирины. Ведь там можно купить монтажную пену и полистирол! А что еще нужно женщине для счастья.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Первый этап в создании скульптуры — формирование каркаса из проволоки, на который все будет собираться. Следующий этап я называю аннексией — это воинственное присоединение к каркасу материалов, которые совсем не хотят с ним дружить.

Вариантов тут масса: я работаю с глиной, с пластилином, с самозатвердевающим и с запекаемым пластиком. А еще у меня есть собственный рецепт материала, который получается, если соединить специальный клей с секретным ингредиентом. Пахнет и выглядит жутко, но получается ровно то, что мне нужно.

Важный этап — отливка скульптуры, тут-то мне и нужны силиконовые формы. (Улыбается.)

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Ира признается, что характер у скульптур присутствует изначально — «они сразу не очень приятные и дружелюбные товарищи». Но ни разу не получилось так, чтобы все пошло по намеченному плану: в процессе создания скульптуры начинают жить своей жизнью.

Сегодня стараюсь создавать скульптуры из небьющихся материалов и мечтаю о бронзе. Пока на нее банально не хватает денег. Вот, надеюсь, что какая-нибудь счастливая мамочка снова меня пожалеет — и поможет, заказав своего ангелочка в бронзе. (Смеется.)

Конечно, отливать ангелочка из бронзы Ирина не будет: как мы уже заметили, работы у нее совсем не ангельские.

— Я верю: современные работы должны заставлять думать и чувствовать. На них интересно смотреть, когда внутри заложен код, который нужно расшифровать. Это не всегда просто, но тот, кто захочет это сделать — пусть это 0,1% людей, — тот сможет понять автора.

Идей у меня куча: реализуй все «Заметки» в телефоне — и будет выставка. Мне бы только время и силы на это.

Фото: из личного архива Ирины
Фото: из личного архива Ирины

Часто вдохновение приходит во время бега (сейчас Ирина готовится к триатлону. — Прим. редакции). Километра с 15-го это начинается: видимо, мозг радуется, что выжил, и начинает генерировать идеи. А если серьезно: на этой отметке ты просто выбрасываешь из головы информационный мусор, после чего происходит катарсис и перезагрузка.

Еще один плюс бега: я наказываю себя за потраченное на него время интеллектуальной нагрузкой. Читаю что-нибудь сложное. Не художку, а, например, «Мир как беспредметность». Очень боюсь, что, увлекшись спортом, начну деградировать. Поэтому простая формула: час на бег — два на учебу.

Находить баланс Ирине помогает и ее телевизионная работа:

— Она меня немного заземляет, — поясняет она. — Телевидение — это симбиоз творческого и земного. Там тоже слова складываешь в тексты при написании сценария, кадры в программу — на монтаже. Это круто, но при этом все-таки носит более прикладной характер.

Ведь когда ты начинаешь погружаться в творчество, едет крыша. Творческие, если их не приструнить, всегда сумасшедшие и неудобные в быту. Вспомните только книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки», в которой кукла для ее создателя заменила живую женщину. В этом много правды: для любого творца искусство первично, а все остальное отходит на второй план.

Творчество выключает тебя из реальности. Ты находишь себя в мастерской на рассвете и задаешься вопросом: тебе же нужно выезжать на работу уже через пару часов — что ты тут делаешь? И это немного отрезвляет. В конце концов, ребенка надо чем-то кормить. (Смеется.)

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Кстати, про телевидение. Ирина признается, что иногда случается мистическая история: сначала появляется работа, а уже потом — жизненная ситуация, которая в точности ее повторяет. Возможно, дело в предчувствиях, интуиции, эмоциональном опыте. Но вот, например, Ирина сначала нарисовала картину, где изображена профилактика на телеканале… А вскоре после этого ушла с телеканала СТВ на ОНТ.

Дочка Ирины, 11-летняя Изабелла, похожа на нее: в голове столько же интересных и непонятных для окружающих идей. Например, недавно в гимназии нарисовала картину в стиле кубизм со странным названием: «СССР попросил третий рейх посидеть со своими детьми». Ира рассказывает об этом, смеясь, и отмечает: «Недавно сфотографировала Белль, когда она забыла надеть одну кроссовку — так и собиралась идти на улицу. Такая же, как я: ушла в свои мысли и вылетела в астрал».

Они с мамой даже раздумывали над тем, чтобы вместе написать книгу — объяснение современного искусства для детей простыми словами.

Говорить об искусстве просто — это, в принципе то, чего хочет Ира. И даже раздумывает над собственным проектом.

— Я понимаю, что между тем, кто я есть, и тем, какой меня видят, — пропасть. И виновата в этом я сама. Я ведь в свое время пришла на телевидение совсем с другим посылом — хотела работать исключительно политическим обозревателем. У меня, в конце концов, несколько высших образований. (Улыбается.)

Но меня увидели блондинкой, Барби, матрешкой… Конечно, это не мой образ. Но ведь это я приняла такие условия игры. Хотя со временем тоже нашла в этом плюс: люди думают, что в голове у тебя опилки и гламур. Узнают ближе, происходит разрыв шаблона — и от этой реакции ты получаешь такой элитарный кайф. Мата Хари отдыхает. (Смеется.)

Не знаю, ломать ли этот стереотип. Готовы ли к этому люди? Сколько людей будет смотреть у нас ту же «Белую студию» — проект моей мечты? («Белая студия» — проект телеканала «Культура», в котором ведущая Дарья Златопольская обсуждает с приглашенными гостями книги и фильмы, которые повлияли на их судьбы. — Прим. редакции).

В общем, у меня пока нет ответов на эти вопросы.

Но я очень хочу делать свой проект об искусстве в Сети — возможно, на английском. Возможно, для минимального количества людей — но зато для тех, кто умеет слышать и видеть главное.

-10%
-46%
-21%
-21%
-30%
-25%
-10%
-20%
-25%
-20%
0073029