• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


/

Ольга Кардаш прошла большой путь: от пошива платьев для подружек до одного из самых известных белорусских дизайнеров. Не так давно девушка стала одним из менторов гранта «Активиа» на самореализацию в сфере «дизайн». Мы поговорили с Ольгой о тонкостях профессии, деньгах, Трампе и плохих дизайнерах.

Справка: «Живи в гармонии с собой» — инициатива, в рамках которой создан проект грантов «Активиа». Его цель — поддержать женщин на их пути к самореализации. Гранты в 5 500 рублей* получат семь белорусок, которые стремятся сделать первые шаги к своему собственному делу в различных сферах: искусство, кино, фотография, кондитерское дело, дизайн одежды, бизнес и танец. Заявки на участие принимаются до 2 апреля включительно. Подробнее о конкурсе можно узнать здесь.

О выборе

— По характеру я бунтарь. Моя мама из лучших побуждений отдала меня в школу с английским уклоном, но меня всегда тянуло в творчество. В школьные годы я собиралась стать дизайнером интерьеров, но в итоге поступила на «дизайн одежды». Сейчас я понимаю, что мне в жизни очень помогло умение решительно уходить от того, что не нравится, и не бояться выбирать.

О своих профессиях

— Профессия дизайнера не самая дешевая: всегда нужно много расходных материалов, красок, бумаги, тканей. Кроме того, студентам надо еще успевать гулять и как-то жить. Родители платили за мою учебу в университете. Поэтому собственными расходами я их старалась напрягать минимально — подрабатывала. Забавно, но мне довелось поработать даже почтальоном! Я не всегда успевала разносить все письма до учебы, тогда просила помочь свою младшую сестру. Она тогда была еще школьницей, и ей было ужасно стыдно, когда она с почтальонской сумкой в руках встречала своих знакомых… В моей жизни это была самая запоминающаяся и очень тяжелая работа.

О первой коллекции

— Для истории любого бренда самым важным становится стартовый капитал, так было и в моем случае. Однажды мы с сестрой выполняли большой заказ на пошив промо-формы для одного рекламного агентства. Тогда мы очень тяжело трудились, не спали ночами, строили, кроили, шили все сами, а в итоге заработали баснословный на тот момент гонорар — примерно по 2000 рублей каждой! Это был 2012-й год, к тому моменту я уже участвовала в фэшн-маркетах со своими студенческими работами. Не помню, что сделала с деньгами сестра, но я на всю сумму купила ткани для своей первой коллекции на продажу. Шила ее полностью сама: от выкройки до последнего стежка. В итоге коллекция оказалась крайне успешной: была распродана полностью, и я до сих пор вижу людей в той одежде. Это был тот самый момент, когда я поняла, что творчество тоже может стать работой.

О самом большом достижении

— Мое важнейшее достижение — это понимание того, что один в поле не воин. Тебе нужна команда, чтобы сделать бренд высокого уровня. Это умение делегировать: если ты начал работать с новым человеком, дай ему возможность заниматься своим делом. Это очень сложно — не лезть в чужую работу, отдать часть своих полномочий тому, кто может их выполнять — иногда даже лучше тебя самого.

О самой большой ошибке

— Я бы не назвала это ошибкой, скорее опытом. На определенном этапе работы мы с коллегами решили создать коллекцию basic, которая есть у большинства брендов. Это такие по сути безликие вещи, которые нужны всем девушкам и которые выпускаются постоянно, каждый год. Наша «база» была выпущена и хорошо продавалась, однако, сейчас я думаю, что если бы могла вернуться в прошлое, то отменила бы этот шаг. Потому что, во-первых, «база» может продаваться и дешевле, у нас не самая конкурентная цена для этой категории вещей. Но главное — такая одежда не характеризует бренд Kardash.

О стоимости одежды белорусских дизайнеров

— Стоимость вещи — это сложная калькуляция. Сюда входит не только стоимость ткани и пошив. Это и аренда, и зарплата сотрудников, и фотосессии, и презентации, показы — каждый пакетик, в котором вам отдают покупку. Более того — в стоимость заложены и маркетинговые бюджеты, которые тратятся на то, чтобы вы об этой вещи узнали.

На мой взгляд, у белорусских дизайнеров очень хорошие цены. У нас могут выпускать вещи в единичном экземпляре! Во всем мире, даже если дизайнер — совершенный no name, такие вещи стоят дорого — уж точно дороже, чем 400 рублей, которые выставляют белорусы.

Фото: bfb.by
Фото: bfb.by
Фото: bfb.by
Фото: bfb.by
Фото: bfb.by
Фото: bfb.by
Фото: Настя Дейлик
Фото: Настя Дейлик
Фото: Настя Дейлик
Фото: Настя Дейлик
Фото: Настя Дейлик
Фото: Настя Дейлик
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков
Фото: Сергей Тамков

 

О моде и Трампе

— Вообще, на моду влияет все, что происходит в политике и культуре во всем мире. Можно вспомнить хотя бы пример с инаугурацией Дональда Трампа: первая леди пришла на церемонию в голубом наряде. Дизайнерский мир живо отреагировал на происходящее: одни бренды выпустили платья в стиле Мелании Трамп, другие высказались резко против, третьи стали активно эксплуатировать набравший популярность небесный цвет… Дизайнеры — это ведь те же художники, они просто преломляют свое видение мира и отражают его в своих работах.

О плохих дизайнерах

— Проблема дизайна, на мой взгляд, в том, что его восприятие субъективно. Конечно, качество дизайнера можно мерить продажами: покупают — хороший, не покупают — не очень. Но тут возможен и другой вариант: ты просто не там представляешь свое творчество. Возможно человек, который делает уникальные, мало кому подходящие вещи, просто не нашел свою публику. На лекции у эксперта моды Алены Поповой был такой кейс: человек делал уникальные интересные вещи, совершенно непопулярные в его стране. Стоило только сменить рынок на японский — и он стал крайне популярным и актуальным дизайнером.

О белорусской моде и ее будущем

— В Европе уже давно трендом стала экомода. Это не только производство из экологичных материалов и не использование меха и кожи, но еще и вторичное потребление. Есть практика, когда старые вещи распарывают и перешивают во что-то другое, снова выпуская на рынок. Причем стоят эти вещи совсем не как б/у: с учетом того, что на производство необходимо затратить больше сил и ресурсов, выходит довольно дорого. В нашу страну, на мой взгляд, такой тренд придет еще очень нескоро. У нас в стране люди не любят не новую одежду, не слишком жалуют секонд-хэнд. Думаю, это связано в первую очередь с тем, что слишком уж долго в истории им приходилось носить старое. А с другой — наши секонд-хенды тоже часто оставляют желать большего: там и правда часто бывают такие вещи, которые скорее старые, чем винтажные.

О гармонии в жизни

— Сейчас я считаю себя действительно гармоничной и сбалансированной. Потому что я смогла вписать в свой график и творчество, и работу, и заботу о себе. Все эти пункты отнимают немало внимания.

Сразу, конечно, было сложнее. То, что говорят про первые несколько лет — мол, со своим делом ты будешь работать на износ, плохо спать и не иметь времени ни на что, — это правда. Более того, есть еще одна суровая правда: легче не станет никогда. Да, у меня появилось время на спорт, но во время пробежки я думаю о том, как решать задачи своего бизнеса. То есть времени по-прежнему не будет, ты просто станешь тратить его на задачи другого порядка и получать от этого больше отдачи. Умение балансировать между всеми сферами своей жизни — вот, что для меня гармония.

О своей подопечной

— Я жду человека, который уже знает, что талантлив в области дизайна одежды, который представляет, чего он хотел бы достичь. Я, конечно, не потребую четкого плана, но девушка уже должна быть в профессии, представлять, что она умеет и вокруг чего собирается строить свою концепцию. Полагаю, именно поэтому для подачи заявки на Гранты «Активиа» заявлено важное условие — иметь собственный план по развитию своего дела.

Со своей стороны я готова научить свою протеже мыслить стратегически, выстраивать бизнес-процесс для своего бренда, проходить юридические процедуры и понимать, какого звена не хватает для следующего шага. Самое главное, что уже должно быть в вас, — это умение слышать себя и готовность решительно следовать за тем, чего хочешь.

*без учета налогов.

Материал подготовлен при поддержке Activia.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-70%
-35%
-20%
-20%
-30%
-50%
-20%
-20%
20170619