97 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  2. До 25 лет лишения свободы. Начался суд над водителем, который прокатил на капоте гаишника
  3. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  4. В деревне под Гомелем люди нашли в мусорке собаку в мешке. Теперь псу ищут дом
  5. «Меры жесткие». В МАРТ прокомментировали введенные ограничения по торговле
  6. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  7. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  8. В Беларуси признали экстремистским телеграм-канал NEXTA-Live. Авторы поменяли название, а суд снова запретил
  9. В Беларуси начинают делать особые тесты, чтобы проверить иммунитет после вакцины от COVID-19
  10. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  11. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  12. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  13. «Оставила их, а они уже грустят, вздыхают». О чем из СИЗО пишет Катерина Борисевич
  14. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  15. Голосование на сайте ВНС и обвинительный приговор Шутову. Что происходит в стране 25 февраля
  16. Врачи назвали самые типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не допускаете ли их вы
  17. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  18. Помните дом на Хоружей, где был магазин «Звездочка»? Там капремонт, вот как теперь выглядит фасад
  19. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  20. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  21. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  22. «Гнездования» не случилось. Что будет весной с ценами на квартиры в Минске
  23. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  24. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  25. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  26. В Бресте вынесли приговор первой десятке обвиняемых по делу о «протестном хороводе»
  27. Освежеванные трупы собак двое суток лежали на виду у всех на льду в Шклове. Местные вызвали милицию
  28. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  29. В Гомеле снова осудили водителя, который пьяным насмерть сбил детей, отсидел, выпил — и снова насмерть сбил
  30. Нацбанк ввел изменения для желающих открыть счета за границей, купить недвижимость или ценные бумаги


/

Марина Вежновец покорила лучшие балетные сцены мира, а сейчас — прима-балерина Большого театра оперы и балета Беларуси, заслуженная артистка страны и владелица балетной школы. На прошлой неделе Марина стала ментором гранта «Активиа» на самореализацию в сфере «танец». Для своей подопечной она поставит отточенный до мелочей танцевальный номер. Мы поговорили с балериной о травмах, слезах и стальном характере.

Справка: «Живи в гармонии с собой» — инициатива, в рамках которой создан проект грантов «Активиа». Его цель — поддержать женщин на их пути к самореализации. Гранты в 5 500 рублей* получат семь белорусок, которые стремятся сделать первые шаги к своему собственному делу в различных сферах: искусство, кино, фотография, кондитерское дело, дизайн одежды, бизнес и танец. Заявки на участие принимаются до 2 апреля включительно. Подробнее о конкурсе можно узнать здесь.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

«Мама объяснила, что в спорте в 20 лет все заканчивается, а в балете — только начинается»

День Марины расписан по минутам — так что пообщаться удается только поздним вечером. Это сейчас балерина с удовольствием танцует днями, еще и учит этому других, а когда-то она каждый день мечтала, чтобы ее побыстрее выгнали из балетной школы: в детстве Вежновец параллельно занималась художественной гимнастикой и планировала связать свое будущее именно со спортом.

— Я, честно говоря, воспринимала балет плохо, это мама все просила: «Будешь одновременно заниматься и гимнастикой, и балетом, а там посмотришь — вдруг балет понравится?»… Мне не нравилось, в какой-то момент я поняла, что сильно отстаю от своих сверстниц и в балете, и в гимнастике. Нужно было выбирать. Мама тогда объяснила мне, что в спорте в 20 лет все заканчивается, а в балете — только начинается. В итоге я выбрала балет — и ни разу не пожалела. Мне тогда очень помогла тренер Маргарита Сазонова: чтобы подтянуть меня, она целый месяц занимались со мной хореографией. Кстати, я к ней обращаюсь за советом по сей день.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

Марина поступила в хореографический колледж в Минске. В этот момент пришлось выдержать тяжелое испытание. И это были совсем не физические нагрузки.

— Против моего ухода в балет решительно выступил папа: он не разговаривал со мной целый год. На спектакли мои не ходил. Однажды я написала ему письмо: «Папа, сегодня я буду танцевать для тебя». Зал был заполнен, но я действительно танцевала для папы. После спектакля он встретил меня и, едва удерживаясь от слез, попросил прощения: «Я буду ходить на каждый спектакль, это что-то потрясающее!». И слово свое сдержал: до сих пор посещает каждую постановку с моим участием.

Шло время, Марина окончила колледж и поступила в труппу Театра оперы и балета.

— В театр я пришла «гадким утенком». Но мудрые педагоги меня очень поддерживали, воспитывали и направляли. Я быстро поняла: чтобы стать примой, нужно многому научиться. Самым сложным вначале было показать на сцене все то, что я могла в танцевальном зале. Я выходила и паниковала, делая половину из того, на что была способна. С опытом, когда я начала много выступать, это прошло. Так что главное — не отступать и не останавливаться. Все время делать, и делать много и хорошо.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

«Если тебе говорят, что все хорошо, значит ты как минимум стоишь на месте»

— Я танцевала разные роли: и Китри, и Одетту-Одиллию, и Жизель. Каждый спектакль по-своему интересен, каждая героиня — это отдельная жизнь. Мне нравятся партии, которые дают возможность показать и технику, и играть роли, заставлять зрителя переживать их со мной. На сцене я просто отпускаю себя и с головой ухожу в сказку, которой наполнен балет… На сцене даже не чувствуешь боли или усталости: там происходит магия.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

Важный секрет любого мастерства — это любовь к тому, что делаешь. Нужно быть фанатом, идти к цели, не отступая. Не получается — делай, усилия обязательно дают результат. И так в любой профессии: ты идешь вперед, либо — назад. Если тебе говорят, что все хорошо, значит ты как минимум стоишь на месте. Здесь спрятано еще одно важное правило: чтобы идти вперед, обязательно нужен человек, который видит тебя, знает толк в деле и может подсказать. У каждой балерины должен быть хороший педагог.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

Кстати, чем больше я преподаю, тем больше я вспоминаю своего педагога Ирину Николаевну Савельеву. Я невольно общаюсь с детьми, как она общалась с нами… Она всегда говорила «Главное — характер!». Допустим, ты не можешь скрутить фуэте — тогда нужно собраться и … докрутить его! Теперь я понимаю, что она имела в виду. Если нет характера — вряд ли ты станешь примой. Ведь кому хочется каждое утро вставать и напрягаться? Никому. По сути нужно преодолевать себя каждый день. 

«Травма дала мне время, чтобы заняться школой»

В какой-то момент стальной характер оказался не у дел: Марина получила профессиональную травму — сложный перелом стопы. Поэтому долгое время о танцах не могло быть и речи.

— После травмы я даже не знала, когда восстановлюсь. Я тогда присмотрелась к своей сестре, которая преподавала в колледже: у нее здорово получалось ладить с детьми, они так и тянулись к ней. Подумала: а почему бы нам не открыть свою школу? Хватало и времени, и желания, и амбиций. Правда, моя школа — это не совсем бизнес, я только недавно заметила, что за пять лет ни разу не забирала зарплату… Для меня это не деньги, пусть все вложения уже и окупились, но имидж, результат, детище. К слову, балет в принципе не самый благодарный труд в финансовом отношении. Поэтому многие артисты вынуждены гастролировать, чтобы иметь возможность зарабатывать.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

«Может выйти девочка, у которой внутри все горит, — и запомнят только ее»

— Я убеждена, что с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Все артисты, которые достигают высот, занимаются с 3−4 лет. Если ребенок горит желанием заниматься и достаточно трудолюбив, то у него 100% получится. Может быть, у него будут не такие красивые линии, как у тех, у кого очень хорошие данные, но он может «зацепить» чем-то другим. У кого-то могут быть красивые ноги, но в танце нет «души» — зритель его не запомнит, а запомнит маленькую партию девочки-балерины, у которой внутри все горит, глаза горят — ну и пусть даже у нее не такие красивые линии!

«Сначала они начинали плакать, а я их начинала жалеть… Потом смотрю — они все хотят, чтобы их жалели»

— На своих уроках я не разрешаю плакать. Сначала дети начинали плакать, а я их я начинала жалеть… Потом я смотрю, они все хотят, чтобы их жалели. И я поняла, что надо с этим бороться. От своих учеников я требую максимум. Ты должен завтра сделать лучше, чем сегодня! Каждый день должен быть лучше, чем был вчера. Забавно, что дети сами не хотят каникул, просятся к нам в школу. Или так достают родителей дома своими танцами, что те их сами приводят!

Фото: из личного архива Марины Вежновец

«День балерины всегда начинается в классе у станка»

— День балерины начинается одинаково. Мы к 10 утра идем на класс — это урок, где ты каждый день должна стоять у станка, «выворачивать» ноги, совершенствовать свое тело, чтобы все мышцы были в тонусе. Он длится час. Затем репетиции по спектаклю из текущего репертуара. Затем я бегу к детям в балетную школу. Дома оказываюсь поздно, но супруг меня понимает — он сам артист балета.

Фото: из личного архива Марины Вежновец

«Это миф, что балерины питаются воздухом»

— Своим ученикам я не разрешаю есть только вредную пищу. Единственная диета — это здоровое питание. Бывают, конечно, редкие исключения по праздникам, например на 8 марта позволила себе пирог. Сейчас такой выбор продуктов, так много всего, что голодным точно никто не остается. Я строго слежу за правильным питанием, иногда провожу беседы с родителями своих учеников, ведь дети себя не могут так контролировать.

«Гармония — это любовь и хорошая физическая форма»

— Моя гармония — это любовь внутри и любовь снаружи. Я даже во время отпуска не отменяю тренировку. Работать над собой нужно постоянно. Именно этого я жду и от своей будущей подопечной. Она должна быть талантливой и точно знать, что хочет получить в итоге. Все остальное сделает упорная работа над собой.

*без учета налогов.

Материал подготовлен при поддержке Activia.

-35%
-10%
-20%
-20%
-15%
-23%
-15%
-10%