Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


Привидения, тайны, спиритизм, вампиры и заброшенные дома с многочисленными скелетами в старинных гардеробных – мода на мистику с оттенком далекого ретро в литературе и кино возвращалась уже не раз. Например, самая свежая волна ностальгии по классической готике прибила к берегам любителей жанра такие заметные вещи, как «Багровый пик» Гильермо дель Торо, сериал «Ужасы по дешевке» (Страшные сказки) с поразительно звездным составом и потрясающей Евой Грин в главной роли и даже русскую стилизацию – сериал «Анна-детективъ» про девушку-спиритуалистку.

Кадр из сериала “Ужасы по дешевке”

Литература тоже не отстает: после выпущенного пару десятилетий назад стилизованного под викторианскую готику романа Тома Холланда «Тайная история лорда Байрона, вампира» появились и другие заметные книги того же типа – «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд, «Друд, или Человек в черном» Дэна Симмонса, «Тайна замка Роксфорд-холл» Джона Харвуда.

Но «сердце» мистики в готическом вкусе все равно можно отыскать только в первоисточниках – литературе викторианской и эдвардианской эпох; она проросла из более старого жанра «замковой» готики, немного гротескного, вобрала в себя все удачные идеи и приемы литературы XIX века – и сформировалась в итоге в действительно талантливый и влиятельный пласт книг, цитаты, реплики и шаблоны из которых используются по сей день. Итак, если хотите приобщиться к викторианским ужасам в самых лучших традициях, вот вам рецепт: читать только поздним вечером, исключительно с чашкой чего-то вредного для фигуры (сойдет горячий шоколад) и с абсолютным намерением проникнуться атмосферой романтического страха.

Шеридан Ле Фаню «Кармилла» и «Дядя Сайлас»

LibreBook.ru

Ирландец (несмотря на вычурную французскую фамилию») Ле Фаню – негласный принц романтического готического романа: все его творчество было сфокусировано на мистике, тайнах и витиеватых отношениях между миром живых и миром потусторонним. «Кармиллу» немного заслонил собой «Дракула» Брэма Стокера, и очень жаль: сам Стокер был очень впечатлен этим одним из первых вампирских романов, считается, что даже вдохновлялся им при написании своего собственного. Представителем кровососущего народа у Ле Фаню является не жутковатый граф, а юная красавица, которая, попав в благополучный дом английских аристократов, сближается с дочерью семейства – причем до того сильно, что «Кармилла» считается одним из самых заметных лесбийских романов в европейской литературе; ну а со временем становится очевидным, что мотивы гостьи далеки от невинных. В «Дяде Сайласе» действие также происходит в старинном загадочном доме, укутанном в тайны, как в тяжелый плащ. Все начинается с прибытия юной сироты в дом своего странного дяди Сайласа, а затем сюжет сгущается, превращаясь почти в триллер, а потом и в полноценный роман ужасов.

Элджернон Блэквуд «Несколько случаев из оккультной практики доктора Джона Сайленса»

testlib.meta.ua

Пугать, причем исключительно с помощью атмосферы и литературного таланта, Блэквуд умеет мастерски: достаточно прочитать его «Ивы» или «Вендиго», чтобы уже никогда не решиться ночевать в лесу во время похода. Серия рассказов Блэквуда о расследованиях странных мистических дел доктором Джоном Сайленсом относятся почти к детективному жанру. Его герой Сайленс – скептик, этакий Шерлок Холмс от мистики и, пожалуй, один из первых шаблонов для нынешних популярных персонажей, занимающихся распутыванием сверхъестественных дел в сериалах. Особенно интересны истории о докторе Сайленсе тем, что Блэквуд в них сталкивает трезвый взгляд на мир и истинную мистику, не давая победить ни тому, ни другому. Каждая из этих историй отличается напряженностью и «держит» до конца – не оторваться.

Эдвард Бенсон «Комната в башне»

loveread.ec

Готические рассказы в XIX веке выходили с живостью горячих пирожков: мода на жанр и возможность печатать их в газетах и журналах целиком делали свое дело. В наши дни эти рассказы продолжают находить, переводить и объединять в сборники наподобие «Историй с призраками» и «Готический рассказ в викторианскую эпоху». Проще всего, говоря об этом, привести в пример Эдгара Аллана По, который был королем страшных рассказов (и остается им поныне; простите, мистер Стивен Кинг) – вспомнить хотя бы «Беренику», «Падение дома Ашеров», «Лигейю», «Происшествие в Скалистых горах» или «Черного кота». Но талантливых рассказов этого типа и, соответственно, авторов было в те времена пруд пруди, даже если оставить за скобками отличные мистические рассказы Конан Дойла и «Поворот винта» Джеймса. Например, «Комната в башне» Эдварда Бенсона, связывающая в своем сюжете сверхъестественные сны, вторжение мертвых и проклятых в мир живых, а также нарастающий с каждой строчкой страх. Совет перед прочтением: когда соберетесь укладываться спать после того, как закроете книгу, не выключайте ночник.

«Франкенштейн» и другие книги, которые вы вроде бы читали, но на самом деле нет.

Есть в викторианской готической литературе полка книг, сюжет которых стал настолько известен каждому встречному и поперечному, что у нас возникает ощущение, будто мы их читали, хотя в реальности не прочли ни страницы. А между тем эти романы определенно стоят вашего внимания. «Дракула» (и «Гость Дракулы» - повесть, связанная с сюжетом романа) Брэма Стокера – хороший пример таких книг: вы видели фильм Копполы, а от имени Дракула, распиаренного поп-культурой, так и вовсе тошнит, но читали ли вы сам роман? Необыкновенно, кстати, напряженный, «переживательный» и, что удивительно, полностью выраженный в эпистолярно-дневниковой форме. Для тех, кто любит слушать аудиокниги на английском: существует несколько очень хороших записей этого романа от ВВС и Audible. Или «Франкенштейн» Мэри Шелли вместе с его литературным «братом» - «Странной историей доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона: романы, в которых атмосфера фатализма и страха вовсе не мешает авторам поднимать серьезные вопросы морали в научных изысканиях, а фокус делается на эмоциях героев.

И на закуску в качестве доказательства того, что в XIX – начале XX века самые видные авторы относились к мистике и сверхъестественному более чем серьезно: если вам интересен спиритизм (или вы собираетесь написать роман-стилизацию про духов и поэтому ищете информацию и вдохновение), обратите внимание на увесистый труд Конан Дойла «История спиритуализма».