105 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  2. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  3. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  4. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  5. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  6. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  7. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  8. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  9. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  10. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  11. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  12. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  13. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  14. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  15. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  16. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  17. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  18. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  19. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  20. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  21. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  22. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  23. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  24. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  25. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  26. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  27. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  28. Минское «Динамо» снова проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  29. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  30. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходит в Беларуси 4 марта


Всего сто лет назад женщины получили полноценный доступ к образованию (да и то только в прогрессивных странах) — и вот уже вместо пары случайных бриллиантов наподобие Джордж Элиотт, Джейн Остин и Жорж Санд, многим из которых, кстати, приходилось «прикрываться» мужскими псевдонимами, только чтобы быть изданными, на книжных полках — сотни громких женских имен. Мы воспринимаем это как данность, но если посмотреть на женщин в литературе в перспективе, сразу становится заметно, каким стремительным и впечатляющим был взлет писательниц в последнее столетие.

multifandom.ru

В других сферах и видах творчества далеко не все так радужно: например, за двадцать лет относительное количество женщин-режиссеров в Голливуде так и не сдвинулось с жалких 15%. Возможно, дело в том, что, в отличие от такой деятельности, писательнице не нужно выбивать гранты из ученых советов, не нужно убеждать продюсеров крупных киностудий в том, что она справится с «большим» фильмом. Писательнице нужно усесться перед чистым листом бумаги — и выложиться, а уж потом постараться опубликовать книгу, что в случае с действительно талантливыми текстами оказывается не таким уж сложным, потому что для издателя и читателя автор — не скопище гендерных стереотипов, а почти невидимый голос за кадром.

Но даже эта скромная возможность — сесть перед листом бумаги и заняться творчеством — до недавних пор была для женщины роскошью. Об этом очень хорошо написала Вирджиния Вулф в своем эссе о женщинах-авторах «Своя комната»: «У семьи среднего класса в начале девятнадцатого века была одна общая комната. Если женщина решала писать, она писала в общей комнате. И как потом горько сетовала мисс Найтингейл: «У женщин и тридцати минут нет, которые они могут назвать своими», ее постоянно отрывали. Собственно, Джейн Остин так писала всю жизнь. «Как она все сумела написать, — пишет ее племянник в мемуарах, — вообще удивительно, ведь у нее не было своего кабинета, и большей частью ей приходилось работать в общей комнате, где все время возникали какие-нибудь помехи. Она зорко следила, чтобы о ее занятии не догадалась прислуга или кто-нибудь из гостей».

Писательницы нашего века, воспользовавшись первым же «послаблением» (а именно: возможностью получать образование, жить самостоятельно и не обслуживать с утра до ночи огромную семью), моментально взяли быка за рога. Но самое приятное состоит в том, что женщины-авторы, и не думая застревать в романтических жанрах, которые «с барского плеча» за ними признали мужчины, в рекордно короткий срок добились очень многого в практически всех — и часто неожиданных — литературных жанрах и стилях.

Джейн Остин

Например, в детективном жанре женщины-авторы прописались быстро и уверенно: вслед за «первопроходцем» и абсолютным классиком Агатой Кристи с ее «Восточным экспрессом» и «Десятью негритятами» потянулись настоящие мастерицы интриги. От ироничной Ингрид Нолль до увлекательной — не оторваться до самого финала — Фред Варгас с ее серией про комиссара Адамберга. От северных «принцесс детектива» Камиллы Лэкберг и Ингер Фриманссон до популярной Тесс Герритсен. И далее — инвестирование уже в жанр триллера: взявшие пример с Дафны дю Морье и ее напряженных драм «Птицы», «Ребекка», «Трактир «Ямайка», современные писательницы Пола Хокинс с ее бестселлером «Девушка в поезде» (по которому вот-вот выйдет долгожданная экранизация) и Гиллиан Флинн, подарившая любителям пощекотать нервы уже несколько отличных текстов, таких, как «Исчезнувшая» и «Темные тайны».

Дафна дю Морье

С фантазией у женщин-авторов, как оказалось, тоже более чем все в порядке. Жанр фантастики явно пострадал бы, не случись в нем такой писательницы, как Урсула Ле Гуин, да и Андре Нортон. Вторую по масштабности и значимости в мировой литературе фэнтези-вселенную после Толкина создала Джоан Роулинг с ее миром Гарри Поттера, сказочница Астрид Линдгрен подарила миру Карлсона и Пеппи-Длинный-Чулок, а Туве Янссон — мир муми-троллей. Мэри Шелли с ее Виктором Франкенштейном однажды проложила дорогу для всех писательниц мистического жанра — и его подхватили не только уже признанная Энн Райс, но и модные Лорел Гамильтон, Стефани Майер и Кассандра Клэр.

Оставим за скобками традиционно женский жанр любовного романа, к которому до сих пор относятся с пренебрежением (совершенно незаслуженно), и посмотрим на фактические заслуги писательниц в последние десятилетия. Еще в 1923 году все охали и ахали, когда Эдна Сент-Винсент Миллей получила Пулитцеровскую премию за свой сборник стихов (первая женщина, которая удостоилась такой чести), а в наше время уже не одна и даже не две женщины-автора повторили этот успех. Сюда можно отнести и сразу несколько Нобелевских премий за литературные достижения в последние годы — у Элис Манро и Светланы Алексиевич, и Пулитцеровскую премию Донны Тартт за нашумевший роман «Щегол», и Букеровскую премию Антонии Байетт за блестящий интеллектуальный роман «Обладать», и Пулитцеровскую премию Харпер Ли за бесспорную классику «Убить пересмешника».

Харпер Ли

Но даже если не размахивать медалями, наградами и достижениями, достаточно назвать пару-тройку имен знаменитых писательниц, чтобы понять: мы, женщины, способны не просто выдерживать конкуренцию с мужчинами-авторами, но и формировать литературу, направлять ее развитие, создавать нечто уникальное. Как это сделала, например, Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум, которая, написав «Атлант расправил плечи», создала одну из самых влиятельных (хоть и спорных) книг XX века. Или Франсуаза Саган, которая доказала, что юная девочка может встряхнуть литературный мир удивительно свежим дебютным романом «Здравствуй, грусть», а затем закрепить свой успех десятком отличных книг, ставших современной классикой. Анна Гавальда, Амели Нотомб, Маргарет Этвуд, Кэтрин Стокетт…

Франсуаза Саган

Можно только пожелать, чтобы этот список расширялся и удлинялся с каждым годом. Главное — понимать, что творчество не является уделом каких-то небожителей; достаточно того, чтобы вам было что сказать, а также — немного смелости и веры в себя. Ну, а бумага всегда найдется.

-10%
-15%
-10%
-5%
-15%
-10%
-10%
-15%
-20%
-70%
-20%