Поддержать TUT.BY
65 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  2. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  3. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  4. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  5. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  6. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  7. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  8. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  9. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  10. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  11. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  12. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходило в Беларуси 23 января
  13. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  14. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  15. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  16. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  17. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Столичная милиция сообщила о 100 задержанных
  18. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  19. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  20. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  21. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  22. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  23. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  24. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  25. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  26. Умер Ларри Кинг
  27. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  28. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  29. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  30. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры


Более ста лет назад кинематограф начинался как один большой эксперимент: видано ли, чтобы поезд прямо с экрана ехал на зрителей? Братья Люмьер тогда здорово напугали первых зрителей, но в целом опыт прижился и теперь хоть Годзилла, хоть цепкие синие аватары лезут из экрана 3D прямо на нас,  - нам уже и нестрашно совсем. Это потому что мейнстрим, Голливуд и все такое. А раз уж у нас экспериментальная семидневка, то хотелось бы обмолвиться и об экспериментальном кино.

"Андалузский пес" (режиссер Луис Буньюэль, Франция, 1929)

фото
kinopoisk.ru

Строго говоря, фильм относится к жанру сюрреализма (не зря соавтором сценария стал  сам Сальвадор Дали), но именно он до сих пор подталкивает сотни кинолюбителей взяться за свои камеры-смартфоны-прочие гаджеты и начать снимать экспериментальное кино. Самая известная сцена 16-минутного немого фильма – разрезание глаза девушки лезвием. (В контексте моей предыдущей статьи очень даже актуально). Авторы сознательно стремились избежать каких-либо рациональных объяснений своего творчества, так что искать разумное оправдание, отчего мужчина, посмотрев на луну, так оригинально "общается" с девушкой, совершенно бесполезно. Но это must see (особо чувствительным – через "не хочу") любого киномана.

"Человек с киноаппаратом" (режиссер Дзига Вертов, СССР, 1929)

фото
klassikakino.blogspot.com

В это же время в молодой советской державе документалист Дзига Вертов (в миру – Давид Кауфман) создает фильм, впоследствии названный одним из лучших примеров кинодокументалистики. "Человек с киноаппаратом" - сокровищница не только киноприемов, но и вообще приемов авангардистского искусства. Сюжета нет (как и в большинстве экспериментальных картин), а изображения перетасованы и разорваны так, что жизнь города (а картина как раз об этом) представляется во всем ее хаосе и многообразии. Режиссер старался показать все то, что недоступно человеку без "кино-глаза", и несмотря на все современные технологии, то, что вытворяет Вертов со своей камерой 85 лет назад завораживает до сих пор. Истоки спецэффектов искать нужно именно там.

К слову, картины как Буньюэля, так и Дзиги Вертова можно увидеть 24 и 27 сентября в Национальном художественном музее в рамках арт-проекта "ZABOR".

"Полуденные сети" (режиссеры Майя Дерен и Александр Хаммид, США, 1943)

фото
polianina.com

Одна из самых значимых экспериментальных лент в США рассказывает о женщине с зеркалом вместо лица, которая в ходе повторяющихся эпизодов видит себя, возвращающуюся домой. Зеркало  - душа, забрало и вообще отражение женской сущности, которую окружает то грязь, то песок, то мягкий ковер. Можно искать ассоциации с современной жизнью, а можно просто пытаться сломать себе мозг в поисках прямого смысла. А зря. Эксперимент – он на то и эксперимент, чтобы не ждать от него определенности.

"Собака Звезда Человек" (режиссер Стэн Брэкидж, США, 1964)

фото
deeperintomovies.net

Мечта любого ребенка – рисовать картинки, которые будут двигаться. Этим и занялся режиссер, буквально нарисовав свой фильм на пленке, а потом изменив изображение с помощью искажающих линз. Долой каноны и перспективы, кино освобождает глаз от предрассудков и штампов, считал Брэкхейдж и его последователи, которых в 70-х годах  - с появлением доступных для масс кинокамер – стало великое множество. По сути, первые любительские видео, где были чуть больше, чем машущие руками в камеру друзья оператора, уже можно считать экспериментальным кино. Счастливчики  с первыми видеокамерами на постсоветском пространстве – все как один были экспериментаторами.

"Свободные радикалы: история экспериментального кино" (режиссер Пип Ходоров, Франция, 2012)

фото
vk.com

Если вы уже тоже загорелись идеей экспериментаторства, то лучшего пособия придумать нельзя. Здесь собраны не только лучшие примеры экспериментального кино, созданные в его "золотой век", но и лучшие его авторы - Стэн Брэкидж (смотрите выше) и еще один мэтр данного жанра – Йонас Мекас, которые рассказывают, как снять нечто из ничего и войти в историю всех мировых неформалов.  Рисунки на пленке, съемки звука, неожиданные ракурсы и места, люди, которые, кажется, живут в параллельном мире… Эксперимент в чистом виде. Пожалуй, как и кино вообще.

-30%
-20%
-31%
-20%
-10%
-20%