Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


Более ста лет назад кинематограф начинался как один большой эксперимент: видано ли, чтобы поезд прямо с экрана ехал на зрителей? Братья Люмьер тогда здорово напугали первых зрителей, но в целом опыт прижился и теперь хоть Годзилла, хоть цепкие синие аватары лезут из экрана 3D прямо на нас,  - нам уже и нестрашно совсем. Это потому что мейнстрим, Голливуд и все такое. А раз уж у нас экспериментальная семидневка, то хотелось бы обмолвиться и об экспериментальном кино.

"Андалузский пес" (режиссер Луис Буньюэль, Франция, 1929)

фото
kinopoisk.ru

Строго говоря, фильм относится к жанру сюрреализма (не зря соавтором сценария стал  сам Сальвадор Дали), но именно он до сих пор подталкивает сотни кинолюбителей взяться за свои камеры-смартфоны-прочие гаджеты и начать снимать экспериментальное кино. Самая известная сцена 16-минутного немого фильма – разрезание глаза девушки лезвием. (В контексте моей предыдущей статьи очень даже актуально). Авторы сознательно стремились избежать каких-либо рациональных объяснений своего творчества, так что искать разумное оправдание, отчего мужчина, посмотрев на луну, так оригинально "общается" с девушкой, совершенно бесполезно. Но это must see (особо чувствительным – через "не хочу") любого киномана.

"Человек с киноаппаратом" (режиссер Дзига Вертов, СССР, 1929)

фото
klassikakino.blogspot.com

В это же время в молодой советской державе документалист Дзига Вертов (в миру – Давид Кауфман) создает фильм, впоследствии названный одним из лучших примеров кинодокументалистики. "Человек с киноаппаратом" - сокровищница не только киноприемов, но и вообще приемов авангардистского искусства. Сюжета нет (как и в большинстве экспериментальных картин), а изображения перетасованы и разорваны так, что жизнь города (а картина как раз об этом) представляется во всем ее хаосе и многообразии. Режиссер старался показать все то, что недоступно человеку без "кино-глаза", и несмотря на все современные технологии, то, что вытворяет Вертов со своей камерой 85 лет назад завораживает до сих пор. Истоки спецэффектов искать нужно именно там.

К слову, картины как Буньюэля, так и Дзиги Вертова можно увидеть 24 и 27 сентября в Национальном художественном музее в рамках арт-проекта "ZABOR".

"Полуденные сети" (режиссеры Майя Дерен и Александр Хаммид, США, 1943)

фото
polianina.com

Одна из самых значимых экспериментальных лент в США рассказывает о женщине с зеркалом вместо лица, которая в ходе повторяющихся эпизодов видит себя, возвращающуюся домой. Зеркало  - душа, забрало и вообще отражение женской сущности, которую окружает то грязь, то песок, то мягкий ковер. Можно искать ассоциации с современной жизнью, а можно просто пытаться сломать себе мозг в поисках прямого смысла. А зря. Эксперимент – он на то и эксперимент, чтобы не ждать от него определенности.

"Собака Звезда Человек" (режиссер Стэн Брэкидж, США, 1964)

фото
deeperintomovies.net

Мечта любого ребенка – рисовать картинки, которые будут двигаться. Этим и занялся режиссер, буквально нарисовав свой фильм на пленке, а потом изменив изображение с помощью искажающих линз. Долой каноны и перспективы, кино освобождает глаз от предрассудков и штампов, считал Брэкхейдж и его последователи, которых в 70-х годах  - с появлением доступных для масс кинокамер – стало великое множество. По сути, первые любительские видео, где были чуть больше, чем машущие руками в камеру друзья оператора, уже можно считать экспериментальным кино. Счастливчики  с первыми видеокамерами на постсоветском пространстве – все как один были экспериментаторами.

"Свободные радикалы: история экспериментального кино" (режиссер Пип Ходоров, Франция, 2012)

фото
vk.com

Если вы уже тоже загорелись идеей экспериментаторства, то лучшего пособия придумать нельзя. Здесь собраны не только лучшие примеры экспериментального кино, созданные в его "золотой век", но и лучшие его авторы - Стэн Брэкидж (смотрите выше) и еще один мэтр данного жанра – Йонас Мекас, которые рассказывают, как снять нечто из ничего и войти в историю всех мировых неформалов.  Рисунки на пленке, съемки звука, неожиданные ракурсы и места, люди, которые, кажется, живут в параллельном мире… Эксперимент в чистом виде. Пожалуй, как и кино вообще.