• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


Дорогие читатели, в предпраздничные и праздничные дни мы предлагаем вам вспомнить лучшие материалы LADY в уходящем году. Приятного вам неспешного чтения.

Никто не может рассказать об искусстве лучше, чем художник. Даже если художник всего лишь рассказывает о своей жизни – наверное, потому что самой своей жизнью он уже ведет диалог с вечностью.

В этой подборке – книги художников, не всегда понятых при жизни и после нее, рассказывающих про свою жизнь и свои картины, дающих нам урок не столько искусствоведения, сколько восхищения силой духа и стремлением к творчеству.

1. Марк Шагал "Моя жизнь"

Марк Шагал рассказывает о своем детстве и юности так же, как рисует: короткими фразами, неземными цветами, неземными сравнениями. Его книгу читаешь с тем же удивлением, с которым смотришь на его картины: откуда берутся эти синие, лиловые, зеленые цвета? Откуда берется это желание рисовать?

stihi.ru

Обычная бедная семья, серые и коричневые краски, простой и тяжелый быт, простые люди – и среди этого у маленького мальчика неизвестно откуда просыпается сильное, неудержимое желание рисовать. Эта неспокойная сила добивается своего: упрямый мальчик начинает учиться в единственной в Витебске художественной школе.

"Как-то раз дед наткнулся на рисунок, изображавший обнаженную женщину, и отвернулся, как будто это его не касалось, как будто звезда упала на базарную площадь и никто не знал, что с ней делать".

mail.ru

Потом – едет в Петербург, живет впроголодь. Рисует. Нигде почти не встречает похвалы, везде его пытаются переучить, но он несгибаем: рисует так, как считает нужным.

Вокруг – бедность, война, революция; среди этого – вспышки света: любовь, путешествие в Париж, своя художественная школа, преподавание рисования сиротам, и снова Париж.

Марк Шагал просто и образно рисует свою эпоху, смутное время начала столетия, свою глубокую влюбленность, всевозможных персонажей, попадающихся на его пути, свои прекрасные картины.

"Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки...

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются; превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах".

wikiart.org

2. Винсент Ван Гог "Письма брату Тео"

"… Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой".

Среднестатистические знания о Ван Гоге ограничиваются обычно "Подсолнухами", отрезанным ухом, нищетой и связями с проститутками. Все это, конечно, правда – но очень малая ее часть.

"Письма брату Тео" читать довольно тяжело, особенно вначале, однако чем дальше, тем тяжелее оторваться. Почти каждое из них – вполне законченное литературно-философское эссе, в каждом – невозможная по силе передача чувств, как головокружительный взгляд в бездну.

amerikanki.com

В этих письмах читается так ясно его мучительная невозможность делать что-либо другое, кроме рисования, ощущение необходимости писать, как необходимости дышать, как выполнение долга, как обязанность, словно ты последний солдат великой армии. Если выбор был – купить еду или краску – он покупал краску. Никогда иначе, и он сам при этом ощущал себя не более чем инструментом.

"4 дня я прожил в основном на 23 чашках кофе с хлебом, да и те выпросил в кредит".

Кроме этого, в этих письмах – безмерное сочувствие людям тяжелого физического труда, попытки спасти женщину и постоянное, постоянное непонимание. Эти письма больно читать физически: почти в каждом из них Ван Гог пишет о возможности в будущем зарабатывать деньги своими картинами, хотя бы окупая расходы на краски, но мы-то знаем, что за всю жизнь он продаст всего одну. Столько автопортретов у него лишь потому, что ему нечем было платить своим моделям. Эти письма больно читать физически, потому что именно так он чувствовал жизнь: острой, как лезвие.

"Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как медленно созревает пшеница, видя, как все растет? Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда не будешь больше расти?"

wm-painting.ru

Сложно даже представить себе силу и интенсивность того духа, который тек через него, того, который стал пейзажами с яркими красками, портретами с выделяющимися сухожилиями рук и прямыми взглядами, темными хижинами, цветами и кипарисами, но читая его записи, глядя на его картины, понимаешь, что стал свидетелем чуда.

"Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно – это было прекрасно.

На темной синеве неба пятна облаков, то еще более синих, чем яркий кобальт, то светлых, напоминающих голубую белизну Млечного Пути. На синем фоне – яркие звезды: зеленоватые, желтые, белые, розовые, более светлые, более похожие на драгоценные камни, чем у нас на родине и даже в Париже; их можно сравнить с опалами, изумрудами, ляпис лазурью, рубинами, сапфирами.

Море – темный ультрамарин, берег – лиловатый и бледно-розовый, кусты на дюнах (высотой до 5 метров) – прусская синяя"

vorotila.ru

3. Василий Кандинский "Ступени. Точка и линия на плоскости"

Василий Кандинский, основоположник абстракционизма, учиться живописи стал относительно поздно – в 31 год, до этого – изучал юриспруденцию, участвовал в этнографической экспедиции и путешествовал. В 52 года он пишет автобиографическую книгу "Ступени". В ней – описания Мюнхена, Москвы, Вологодской губернии; рассуждения о происхождении таланта и появлении художника, но больше всего в этой книге – цвета и музыки.

bibliotekar.ru

Есть мнение, что Кандинский обладал синестезией – особенностью восприятия, которая позволяет "слышать" цвета и "видеть" музыку, как цвет. Философские по сути "Ступени" – практически поэтический текст, который действительно смешивает цвета и звуки в потрясающие образы.

"Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало. Не долго продолжается эта картина: еще несколько минут, и солнечный свет становится красноватым от напряжения, все краснее, сначала холодного красного тона, а потом все теплее. Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий, как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство – лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламенно-красные дома, церкви – всякая из них как отдельная песнь – бешено-зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или allegretto голых веток и сучьев…"

wassilykandinsky.ru

"Точка и линия на плоскости" – это уже полноценное исследование, хоть и не менее поэтичное, для всех, кто хочет понимать абстрактное искусство. Кандинский характеризует элементы картины – точку, линию, их ритм, их цвет и размер с точки зрения движения и времени, молчания и текста, музыки (нотная запись в виде точек) и архитектуры (Эйфелева башня, составленная из линий), силы и температуры. Это так удивительно: у тебя на глазах мир рассыпается на простые элементы и цветовые пятна, чтобы собраться вновь многообразным единым целым.

"Так выглядят некоторые семена; и если мы откроем чудесную, гладко отполированную, подобную слоновой кости головку мака (она, в итоге, тоже крупная шарообразная точка), то обнаружим в этом теплом шаре выстроенные в регулярную композицию скопления холодных серо-голубых точек, несущих дремлющие силы плодородия, так же точно, как и в живописной точке".

plakat-poster.com

4. Сальвадор Дали "Дневник одного гения"

В отличие от, скажем, Ван Гога, Сальвадор Дали отсутствием признания своего творчества и внимания к своей персоне не страдал. Вряд ли от мастера эпатажа можно было ожидать книги с другим названием: Дали в ней творит свою собственную биографию как очередное сюрреалистическое произведение.

"Сюрреалистическая" фотография Сальвадора Дали, 1948 г.

"Эта книга призвана доказать, что повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого. Эта уникальная книга представляет собой, таким образом, первый дневник, написанный гением. Больше того, тем уникальным гением, которому выпал уникальный шанс сочетаться браком с гением Галы – той, которая является уникальной мифологической женщиной нашего времени".

Помимо уверений в собственной гениальности и божественности музы Галы, Дали рассуждает о Фрейде и Ницше, об усах и своей семье, рассказывает о своих выдающихся друзьях – Бунюэле, Лорке, разъясняет деятельность сюрреалистов, детально описывает свои сны, физиологические процессы (включая испражнение и слюноотделение) и чудесные превращения реальности: например, однажды у Дали получилось превратиться в рыбу.

ru.wikipedia.org

Свой дневник Дали сам называет "ошеломительными откровениями", его экзальтация и эксцентричность и вправду ошеломляют, как и уверенность в исключительном смысле любых происходящих с ним событий. Книга – разъяснение тезиса "Сюрреализм – это я", книга-забава: то ли наивность избалованного ребенка, то ли расчетливый эпатаж за пару десятков лет до науки пиара.

5. Казимир Малевич "Черный квадрат"

Так же, как не представим абстракционизм без Кандинского, а сюрреализм – без Дали, не представим и авангардизм без Малевича. "Черный квадрат" – это сборник его манифестов (среди которых есть даже "Декларация прав художника"), статей об искусстве и писем.

museum-online.ru

В этих статьях и манифестах Малевич экспрессивно и подробно объясняет, как из традиционного, классического искусства вырастают фовизм, кубизм и супрематизм; показывает развитие искусства как развитие человека и природы, говорит о мистике и интуиции в искусстве, о значении цвета, геометрических форм и беспредметности.

artap.ru

Это снова поэтические тексты, важные тексты для тех, кто хочет понимать современное искусство. Супрематизм – это превосходство цвета над другими свойствами живописи, и Малевич последовательно объясняет, почему лица и тела людей он пишет красным, зеленым и синим.

sochinenie-po-kartine.ru

Некоторые из манифестов сборника настолько афористичны, что их можно разобрать на цитаты по одному предложению, ведь искусство – это не только чувства и впечатления, но и мысли, рассуждения и понимание.

"Художнику дан дар для того, чтобы дать в жизнь свою долю творчества и увеличить бег гибкой жизни. Только в абсолютном творчестве он обретет право свое".

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-15%
-20%
-20%
-20%
-35%
-45%
-15%
20170619