176 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Родителям сказал, что пойду пожить к другу». Студент отсидел три месяца, услышал приговор и сбежал за границу
  2. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  3. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  4. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  5. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  6. Стартовала выставка-конвент Unicon & Game Expo. Вот как выглядят ее гости и участники
  7. Виновен посмертно. Верховный суд рассмотрел апелляцию по делу застреленного силовиками Шутова и его друга
  8. Израиль начал в секторе Газа военную операцию. Рассказываем обо всех предыдущих попытках
  9. Личный опыт. Как в Беларуси стартовало бесплатное исследование иммунитета против COVID-19
  10. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  11. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  12. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  13. Лукашенко — о восстановлении горевшего костела в Будславе: Без государства ни черта не сделают все равно
  14. После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали
  15. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  16. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  17. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  18. Госстандарт запретил продажу мыла ручной работы белорусского бренда Karali
  19. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  20. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  21. Стоматолог понятно объясняет, нужны ли вам брекеты и что о них важно знать
  22. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  23. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась за мухоморами
  24. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  25. В Минске рассматривают большое «дело студентов». К зданию суда пришли более ста человек, прошли задержания
  26. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  27. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  28. Экс-капитана Генштаба за фото документа «польскому телеграм-каналу» приговорили к 18 годам за госизмену
  29. Возле Дома правосудия в Минске задержана журналист TUT.BY. В РУВД к ней не пускают адвоката
  30. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода


Дорогие читатели, в предпраздничные и праздничные дни мы предлагаем вам вспомнить лучшие материалы LADY в уходящем году. Приятного вам неспешного чтения.

Никто не может рассказать об искусстве лучше, чем художник. Даже если художник всего лишь рассказывает о своей жизни – наверное, потому что самой своей жизнью он уже ведет диалог с вечностью.

В этой подборке – книги художников, не всегда понятых при жизни и после нее, рассказывающих про свою жизнь и свои картины, дающих нам урок не столько искусствоведения, сколько восхищения силой духа и стремлением к творчеству.

1. Марк Шагал "Моя жизнь"

Марк Шагал рассказывает о своем детстве и юности так же, как рисует: короткими фразами, неземными цветами, неземными сравнениями. Его книгу читаешь с тем же удивлением, с которым смотришь на его картины: откуда берутся эти синие, лиловые, зеленые цвета? Откуда берется это желание рисовать?

stihi.ru

Обычная бедная семья, серые и коричневые краски, простой и тяжелый быт, простые люди – и среди этого у маленького мальчика неизвестно откуда просыпается сильное, неудержимое желание рисовать. Эта неспокойная сила добивается своего: упрямый мальчик начинает учиться в единственной в Витебске художественной школе.

"Как-то раз дед наткнулся на рисунок, изображавший обнаженную женщину, и отвернулся, как будто это его не касалось, как будто звезда упала на базарную площадь и никто не знал, что с ней делать".

mail.ru

Потом – едет в Петербург, живет впроголодь. Рисует. Нигде почти не встречает похвалы, везде его пытаются переучить, но он несгибаем: рисует так, как считает нужным.

Вокруг – бедность, война, революция; среди этого – вспышки света: любовь, путешествие в Париж, своя художественная школа, преподавание рисования сиротам, и снова Париж.

Марк Шагал просто и образно рисует свою эпоху, смутное время начала столетия, свою глубокую влюбленность, всевозможных персонажей, попадающихся на его пути, свои прекрасные картины.

"Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки...

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются; превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах".

wikiart.org

2. Винсент Ван Гог "Письма брату Тео"

"… Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой".

Среднестатистические знания о Ван Гоге ограничиваются обычно "Подсолнухами", отрезанным ухом, нищетой и связями с проститутками. Все это, конечно, правда – но очень малая ее часть.

"Письма брату Тео" читать довольно тяжело, особенно вначале, однако чем дальше, тем тяжелее оторваться. Почти каждое из них – вполне законченное литературно-философское эссе, в каждом – невозможная по силе передача чувств, как головокружительный взгляд в бездну.

amerikanki.com

В этих письмах читается так ясно его мучительная невозможность делать что-либо другое, кроме рисования, ощущение необходимости писать, как необходимости дышать, как выполнение долга, как обязанность, словно ты последний солдат великой армии. Если выбор был – купить еду или краску – он покупал краску. Никогда иначе, и он сам при этом ощущал себя не более чем инструментом.

"4 дня я прожил в основном на 23 чашках кофе с хлебом, да и те выпросил в кредит".

Кроме этого, в этих письмах – безмерное сочувствие людям тяжелого физического труда, попытки спасти женщину и постоянное, постоянное непонимание. Эти письма больно читать физически: почти в каждом из них Ван Гог пишет о возможности в будущем зарабатывать деньги своими картинами, хотя бы окупая расходы на краски, но мы-то знаем, что за всю жизнь он продаст всего одну. Столько автопортретов у него лишь потому, что ему нечем было платить своим моделям. Эти письма больно читать физически, потому что именно так он чувствовал жизнь: острой, как лезвие.

"Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как медленно созревает пшеница, видя, как все растет? Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда не будешь больше расти?"

wm-painting.ru

Сложно даже представить себе силу и интенсивность того духа, который тек через него, того, который стал пейзажами с яркими красками, портретами с выделяющимися сухожилиями рук и прямыми взглядами, темными хижинами, цветами и кипарисами, но читая его записи, глядя на его картины, понимаешь, что стал свидетелем чуда.

"Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно – это было прекрасно.

На темной синеве неба пятна облаков, то еще более синих, чем яркий кобальт, то светлых, напоминающих голубую белизну Млечного Пути. На синем фоне – яркие звезды: зеленоватые, желтые, белые, розовые, более светлые, более похожие на драгоценные камни, чем у нас на родине и даже в Париже; их можно сравнить с опалами, изумрудами, ляпис лазурью, рубинами, сапфирами.

Море – темный ультрамарин, берег – лиловатый и бледно-розовый, кусты на дюнах (высотой до 5 метров) – прусская синяя"

vorotila.ru

3. Василий Кандинский "Ступени. Точка и линия на плоскости"

Василий Кандинский, основоположник абстракционизма, учиться живописи стал относительно поздно – в 31 год, до этого – изучал юриспруденцию, участвовал в этнографической экспедиции и путешествовал. В 52 года он пишет автобиографическую книгу "Ступени". В ней – описания Мюнхена, Москвы, Вологодской губернии; рассуждения о происхождении таланта и появлении художника, но больше всего в этой книге – цвета и музыки.

bibliotekar.ru

Есть мнение, что Кандинский обладал синестезией – особенностью восприятия, которая позволяет "слышать" цвета и "видеть" музыку, как цвет. Философские по сути "Ступени" – практически поэтический текст, который действительно смешивает цвета и звуки в потрясающие образы.

"Солнце уже низко и достигло той своей высшей силы, к которой оно стремилось весь день, которой оно весь день ожидало. Не долго продолжается эта картина: еще несколько минут, и солнечный свет становится красноватым от напряжения, все краснее, сначала холодного красного тона, а потом все теплее. Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий, как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство – лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламенно-красные дома, церкви – всякая из них как отдельная песнь – бешено-зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или allegretto голых веток и сучьев…"

wassilykandinsky.ru

"Точка и линия на плоскости" – это уже полноценное исследование, хоть и не менее поэтичное, для всех, кто хочет понимать абстрактное искусство. Кандинский характеризует элементы картины – точку, линию, их ритм, их цвет и размер с точки зрения движения и времени, молчания и текста, музыки (нотная запись в виде точек) и архитектуры (Эйфелева башня, составленная из линий), силы и температуры. Это так удивительно: у тебя на глазах мир рассыпается на простые элементы и цветовые пятна, чтобы собраться вновь многообразным единым целым.

"Так выглядят некоторые семена; и если мы откроем чудесную, гладко отполированную, подобную слоновой кости головку мака (она, в итоге, тоже крупная шарообразная точка), то обнаружим в этом теплом шаре выстроенные в регулярную композицию скопления холодных серо-голубых точек, несущих дремлющие силы плодородия, так же точно, как и в живописной точке".

plakat-poster.com

4. Сальвадор Дали "Дневник одного гения"

В отличие от, скажем, Ван Гога, Сальвадор Дали отсутствием признания своего творчества и внимания к своей персоне не страдал. Вряд ли от мастера эпатажа можно было ожидать книги с другим названием: Дали в ней творит свою собственную биографию как очередное сюрреалистическое произведение.

"Сюрреалистическая" фотография Сальвадора Дали, 1948 г.

"Эта книга призвана доказать, что повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого. Эта уникальная книга представляет собой, таким образом, первый дневник, написанный гением. Больше того, тем уникальным гением, которому выпал уникальный шанс сочетаться браком с гением Галы – той, которая является уникальной мифологической женщиной нашего времени".

Помимо уверений в собственной гениальности и божественности музы Галы, Дали рассуждает о Фрейде и Ницше, об усах и своей семье, рассказывает о своих выдающихся друзьях – Бунюэле, Лорке, разъясняет деятельность сюрреалистов, детально описывает свои сны, физиологические процессы (включая испражнение и слюноотделение) и чудесные превращения реальности: например, однажды у Дали получилось превратиться в рыбу.

ru.wikipedia.org

Свой дневник Дали сам называет "ошеломительными откровениями", его экзальтация и эксцентричность и вправду ошеломляют, как и уверенность в исключительном смысле любых происходящих с ним событий. Книга – разъяснение тезиса "Сюрреализм – это я", книга-забава: то ли наивность избалованного ребенка, то ли расчетливый эпатаж за пару десятков лет до науки пиара.

5. Казимир Малевич "Черный квадрат"

Так же, как не представим абстракционизм без Кандинского, а сюрреализм – без Дали, не представим и авангардизм без Малевича. "Черный квадрат" – это сборник его манифестов (среди которых есть даже "Декларация прав художника"), статей об искусстве и писем.

museum-online.ru

В этих статьях и манифестах Малевич экспрессивно и подробно объясняет, как из традиционного, классического искусства вырастают фовизм, кубизм и супрематизм; показывает развитие искусства как развитие человека и природы, говорит о мистике и интуиции в искусстве, о значении цвета, геометрических форм и беспредметности.

artap.ru

Это снова поэтические тексты, важные тексты для тех, кто хочет понимать современное искусство. Супрематизм – это превосходство цвета над другими свойствами живописи, и Малевич последовательно объясняет, почему лица и тела людей он пишет красным, зеленым и синим.

sochinenie-po-kartine.ru

Некоторые из манифестов сборника настолько афористичны, что их можно разобрать на цитаты по одному предложению, ведь искусство – это не только чувства и впечатления, но и мысли, рассуждения и понимание.

"Художнику дан дар для того, чтобы дать в жизнь свою долю творчества и увеличить бег гибкой жизни. Только в абсолютном творчестве он обретет право свое".

-10%
-5%
-50%
-20%
-20%
-15%
-20%
-41%
-7%
-50%