• Делай тело
  • Вкус жизни
  • Отношения
  • Стиль
  • Карьера
  • Вдохновение
  • Еда
  • Звезды
  • Анонсы
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Вдохновение


Со школьной скамьи нас учили – не знаешь, как начать сочинение, – поставь цитату. Вроде как квинтэссенция твоих мыслей, только более причесанная, отредактированная и с крутым лейблом в виде фамилии автора или источника (кто уже догадался, откуда та, что выше?).

Мы не можем не потреблять – вещи, бренды, модный стаканчик кофе в руках, некогда альтернативные, а нынче – растиражированные копипасты "Бойцовского клуба" (да-да, она оттуда), Бэнкси и – о, боже! – кумира всех молодых революционеров Че Гевары. Он даже не догадывался, что станет брендом. И Чак Паланик – тоже. И еще с десяток авторов, которые так красочно плевали на общество потребления, что теперь мы готовы сотни раз смотреть их кино и потреблять, потреблять, потреблять…

"Бойцовский клуб" (режиссер Дэвид Финчер, США, 1999)

фото
stoneforest.ru

Газета New York Times назвала этот фильм самой гламурной рекламой антиглобализма. Мы скромно назовем его киноклассикой – и тут уже неважно, нравится он вам или нет. Именно на этой картине выросли те, кто сейчас под маской Гая Фокса громит "систему", в чем бы она ни выражалась, предпочитает фермерские продукты и самостоятельно шьет себе наряды. Если кто не помнит сюжета, то: успешный, но несчастный Рассказчик – эдакое среднее звено мира – попадает под влияние Тайлера Дёрдена, нонконформиста до мозга костей, который может и в суп наплевать, и сделать мыло из жира, оставшегося после липосакции. Спойлер: Тайлер Дёрден – альтер-эго самого Рассказчика, который в попытке изменить свою жизнь и жизнь той самой "системы" заходит все дальше и дальше. В фильме еще много параллельных линий, мудреных поворотов сюжета и цитат, которые сегодня можно встретить на майках "продвинутых" хипстеров, – круг замкнулся, и гимн антипотреблению стал таким же трендом, как, скажем, неоновые майки. Но достоинства фильма это нисколько не умаляет. Хочется верить, что в свои революционные годы вы его уже смотрели, но как показывает практика, с каждой новой пятилеткой "Бойцовский клуб" обретает все новые нюансы, открывать в себе которые порой приятно, а порой – страшновато. Enjoy!

"Американский психопат" (режиссер Мэри Хэррон, США – Канада, 2000)

фото

Спустя всего год после "Клуба" на экраны выходит еще одна культовая лента, потребление в которой – одновременно маска респектабельности и ширма, за которой происходят серийные убийства. Цинично, но тоже ведь вид потребления, а что? Патрик Бэйтман – типичный продукт нашей эпохи: стильная одежда, пристальное внимание к своему телу, статусные рестораны, изысканные манеры. В погоне за совершенствованием себя и окружающего мира Патрик начинает "улучшать" окружающую среду радикально – посредством убийств, сперва бомжа, потом неугодного коллеги, строптивой модели и так далее по нарастающей. Человек, у которого есть вкус, ко всему подходит соответственно. Вот и убийства Бэйтман предпочитает совершать под прекрасный саундтрек, который после выхода картины вызвал не меньше дискуссий, чем сам фильм. Провокация ленты в том, что режиссер ставит знак равенства между обществом потребления и обществом насилия: вот только что вы охотились за безукоризненным, на ваш взгляд, предметом гардероба, а часа два спустя – за полным несовершенств человеческим существом. В обоих случаях – борьба за красоту этого мира, такого прилизанного цивилизацией снаружи и по-прежнему дикого внутри.

"Великая красота" (режиссер Паоло Соррентино, Италия – Франция, 2013)

фото
film.ru

Когда-то красивую жизнь, где потребление – это искусство, достигшее своего расцвета, невероятно колоритно изобразил Феллини в своей "Dolce vita". Полвека спустя ему вторит Соррентино – в "Великой красоте" больше ностальгии, нежная самоирония и лирический надрыв довольного итальянца в годах. Джеп Гамбарделла – представитель бомонда, писатель, отмечающий юбилей на крыше собственного особняка с видом на Колизей. Вокруг – все атрибуты успеха: дорогое шампанское, еда для гурманов, женщины – тоже, и можно лишь мечтать, чтобы состариться вот так. Но героя Тони Сервилло – актера-эпохи в итальянском кинематографе – начинает мучить вопрос: "А была ли жизнь?" Или все это – лишь никчемная мишура, рамка, в которой в итоге долгого пути окажется лишь бледный снимок постаревшего повесы? Эта утонченная и насквозь итальянская лента к вопросу о потреблении подходит проще (как и все гениальное): что есть истинное богатство этого мира? И, как всегда, – неразрешимое – в чем, собственно, счастье? "Оскар", "Золотой глобус", BAFTA, Премия европейской киноакадемии – ответили положительно, присудив ленте всевозможные награды. Вы, кстати, тоже можете порассуждать о бренности материального мира – "Великая красота" как раз сейчас идет в минской "Победе".

Кому мало: разгребать горы употребленных вещей и опыта интереснее, имея хорошую теоретическую базу. В документальном фильме "Излишки: терроризм потребления" (режиссер Эрик Гандини. Швеция, 2003) вам расскажут, как плохо, что вы уже столько всего употребили, и как эффективно от этого избавиться, – максимально информативное и практичное пособие от скандинавов, собаку съевших на массовых вещах с претензией на оригинальность – IKEA, Lego, Absolut Vodka. Уж они точно должны знать, как избавляться от всего нажитого добра.

"Нация фастфуда" (США – Великобритания, 2006) Ричарда Линклейтера, отметившегося на последнем Берлинале получением Серебряного медведя, заинтересует тех, кто потребление понимает буквально: много-много-много есть. На самом деле, фильм о том, как жить в системе, когда большинство интересуют лишь как набить желудок, шкаф и кошелек, а ты сам хочешь чего-то большего. Антидот пунктам быстрого питания.

 Еще один must-see всех, кто решил бороться с тотальным потреблением – фильм "Корпорация" (режиссеры Марк Акбар, Дженнифер Эббот, Канада, 2003). Создатели – видные деятели антиглобалистского движения нулевых, в послужном списке которых еще несколько лент аналогичного характера, и весьма при этом занятных. В "Корпорации" они изучили деятельность самых всеобъемлющих бизнесов планеты и пришли к не удивительному выводу: корпорации – зло, они навязывают нам потребительский образ мыслей и эксплуатируют нашу планету и нас самих самым нещадным образом. Очень информативно.

Если еще больше окунуться в историю, можно обратиться к вечной классике и одной из лучших лент Чарли Чаплина"Новые времена" (США, 1936) – здесь рассказывается о зарождении современного общества: заводы, новая мода и люди, которые не успевают приспособиться к новым временам. Не успевают потребить.

фото
planetaua.net

Мы тоже не успеваем. Не успели купить смартфон, как он уже устарел. Не успели прочесть книжку, как она уже немодна. Не успели подумать, как нашу мысль, словно одноразовую посуду, употребили другие. Слишком много сразу. И чтобы не начать цинично разрушать свою жизнь, как Тайлер Дёрден, или чужие жизни – как Патрик Бэйтман, и чтобы потом об этом не сожалеть – как Джеп Гамбарделла, может, просто пора остановиться? Хотя бы на пару минут.

Нужные услуги в нужный момент
-25%
-90%
-90%
-20%
-20%
-20%
-40%
-20%
0058953