Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


Дедушка Ленин (стойкие аксакалы и хрупкие интеллектуалы еще должны помнить это имя) как-то сказал: "Важнейшим из всех искусств для нас является кино". По крайней мере это осталось в растиражированной истории и повлияло на развитие советского кинематографа в лучшую сторону. Но на самом деле цитата выглядела совсем не так политкорректно, и раз уж у нас неделя правды, то вот она, родная: "Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк". Вот и западная киноиндустрия быстро поняла лечебную силу жвачки для ума с максимальным количеством спецэффектов, и теперь уже мало кого загонишь в кинозал, где нет попкорна, чипсов и Dolby stereo. Тем, кому в коконе из сахарной ваты тесно, а мозг отказывается принимать интеллектуальный фастфуд, – добро пожаловать в мир неуютной, пугающей и до боли откровенной правды. Такой, какой она может быть только в документальном кино.

Теория заговора

фото
latimes.com

В эту категорию условно можно отнести все околоэкономические и политические картины с доброй примесью пропаганды и не очень известных данных. Нет, я не отрицаю, что сценарий финансового захвата мира, описанный в "Духе времени" (части 1-3, США, 2007, режиссер – Питер Джозеф), очень даже вероятен: Бога – нет, 11 сентября – подстроено, мировые корпорации наступают и дальше по списку – весьма вероятен. Но вы ведь знаете, что правда – это такая продажная девка, которую в зависимости от позы можно и агитпропом, и революционной идеей обозвать – главное, повернуть правильно.

Такие картины хорошо смотреть в большой компании, чтобы потом с попкорном у рта доказывать правоту своей правды – в спорах, к слову, рождается истина, и одно это уже является весомым аргументом в пользу картин из этой серии. Кому мало двух образцовых примеров вирусной рекламы "запрещено к показу в 50 странах мира", милости просим – "Падение республики" (США, 2009, режиссер Алекс Джонс) и "Олигархи" (Израиль-Канада, 2005, режиссер – Александр Гентелев). Первая картина расскажет про крушение "американской мечты", вторая – уже про российскую историю недавних времен. Список можно продолжить, но и этого вам хватит на несколько вечеров эмоциональных дебатов.

Рубим правду-матку

Под этим слоганом наверняка бы подписался режиссер Майкл Мур – автор самой коммерчески успешной документальной ленты "Фаренгейт 9/11" (США, 2004) и обладатель "Оскара", "Золотой пальмовой ветви" каннского фестиваля и еще с десяток наград поменьше калибром. Вот уж правдоруб американского общества: "Боулинг для Колумбины" (США, 2002), "Здравозахоронение" (США, 2007) и еще несколько не столь нашумевших по эту сторону Атлантики картин шаг за шагом и весьма аргументированно критикуют состояние дел в социальной политике США, развенчивая миф об "американской мечте" на корню. Фигура Майкла Мура примечательна еще и тем, что мало какой режиссер в любой другой стране может так последовательно очернять собственное правительство и при этом оставаться уважаемым властями и весьма состоятельным гражданином.

фото

Как-то правда и ее высокие дивиденды, пусть и от кино, в Старом свете не сочетаются. Кому мало: проект wikileaks (и в этом месте может звучать отбивка вроде "Безумству храбрых поем мы песню…") недавно обзавелся собственной кинобиографией – "Мы крадем секреты: история wikileaks" (США, 2013, режиссер – Алекс Гибни), а над кинематографическим жизнеописанием Эдварда Сноудена уже трудятся в Голливуде. Правда, пока неизвестно – будет ли это документалка или крутой саспенс с преследованиями, стрелялками и шпионами. И да, есть еще фильм с многообещающим названием "Площадь" (США-Египет, 2013, режиссер – Джехайн Нудзейм) про события на каирской площади Тахрир, которые привели не только к египетской революции, но и к "арабской весне" в странах Магриба. Если закрыть глаза на язык героев и их колоритную внешность, фильм с успехом можно рассматривать как  универсальный репортаж про многие другие площади в странах, не столь отдаленных. Ну, вы поняли.

Геноцид

фото
evrofilm.com

Историю пишет победитель: вместе с ней, историей, вычищаются целые города и народы, обрастают мифами завоеватели, в щепки разлетаются племена поменьше.  Мифы затем цементируются, становясь железобетонной правдой, щепки – выметаются прочь. Документальное кино пытается если не восстановить баланс сил, то хотя бы предостеречь на будущее (хотя, вспоминая те же "площади", разбросанные по свету – Тяньаньмэнь, Тахрир, Конституции в Сантьяго, Таксим, Майдан – эта перспектива кажется маловероятной). И все же. На тему Холокоста снято множество достойных документальных лент, но одна – "Шоа" (Франция, 1985, режиссер – Клод Ланцман) – считается одной из самых масштабных (более 9 часов!) и всеобъемлющих: все, о чем нам говорили учебники истории – душегубки, впервые использовавшиеся в польском Хелмно, лагери в Треблинке и Освенциме, Варшавское гетто – все это есть в интервью тех, кто во времена Второй мировой стоял по разные стороны баррикад. В фильме нет хроники – и это принципиально, есть только рассказы, интервью, постаревшие лица убийц и их возможных жертв. Минское гетто – второе по величине в Европе после Варшавского – запечатлено в "Хрониках Минского гетто" (Беларусь, 2013, режиссер – Владимир Луцкий). Холокост – не единственное проявление геноцида в мире – "Руанда: геноцид" (Франция, 2011, режиссер – Маноло д'Артюи) расскажет о массовой резне 1994 года между племенами хуту и тутси в Африке, когда за 100 дней было убито до одного миллиона человек. Один из главных претендентов на документальный "Оскар" этого года – картина "Акт убийства" (Норвегия – Дания – Великобритания, 2012, режиссеры – Джошуа Оппенхаймер и др.) рассказывает о геноциде китайского меньшинства в Индонезии в 1955-56 годах в необычном ракурсе: местным палачам – которые прекрасно себя чувствуют, между прочим, – предложили самим снять художественный фильм о тех событиях, а документальная камера уже следит за этими, новоявленными режиссерами. Они же с маниакальной скрупулезностью восстанавливают сцены убийств. В кадре – нет ни одного. Но тем страшнее смотреть и слушать, с какой легкостью рассказывают старики о своих преступлениях внукам… В конце под титром "Над фильмом работали:…" есть только одна фамилия режиссера – остальных создателей ленты в целях безопасности решили не указывать.

Фильмы с человеческим лицом

Человек жаждет гармонии. Наши глаза в толпе стараются найти самое красивое лицо – или самое необычное, но тогда мы побыстрее отворачиваемся и ускоряем шаг. А вот кино – наоборот:  в кино, особенно в документальном, камера любит неожиданные углы, фактуру, непростые сюжеты… "Деревянный народ" (2011, Беларусь, режиссер – Виктор Аслюк) – это история Николая Тарасюка, единственного жителя заброшенной деревни посреди Беловежской пущи.

фото
belarusfilm.by

Тарасюк стар, ходит медленно, говорит невнятно – внятно и понятно работают его руки, мастеря деревянных человечков, которые постепенно заполняют лужайку перед домом героя, его сарай, и дальше, и дальше… Так он сам заселяет свой покинутый мир. Огрубевшие руки столяра несут крест, чтоб поставить в центре деревянной деревни – и эта тихая библейская аллегория внушает веру в старого человека. Ах да – когда вы в последний раз общались со своими стариками? Просто так, а не за банку консервированных вкусняшек?

Люди, за которых виновато цепляется взгляд на улице, – не только старые. Они – другие. Например, как Антон – аутист, которого российская система здравоохранения медленно доводит до почти бессознательного состояния ("Антон тут рядом", 2012, Россия, режиссер – Любовь Аркус).

фото

Из любящих Антона людей – его мать и режиссер картины, но и те не в состоянии объяснить миру, что "другой" – это не стигма, а просто иная форма существования. От себя лишь добавлю: люди, которых общество окрестило "инвалидами" и "умственно отсталыми", понимают про эту жизнь порой куда больше "здоровых" и обнимают, когда ты к ним приходишь в гости, так искренне, как будто хотят подарить тебе всю вселенскую любовь – честно, до хруста в ребрах.

Но иногда объятия не спасают – потому что не спасает ничего. Про эвтаназию любят рассуждать те, кто не сталкивался с болью. А вы пройдите коридорами одной только онкологической поликлиники в Боровлянах, где страх можно пощупать руками. А вы… нет, лучше вы просто порассуждайте об эвтаназии издалека, как "чайники" и – не дай Бог – как профи. Профи, кстати, иногда ведут вполне сносную жизнь,  – правда, в сравнении с тем, что было в их прошлом, теперешнее состояние – это, скорее, существование в Чистилище.

Терри Пратчетт, автор многочисленных фэнтези с тонким британским юмором, много лет страдает болезнью Альцгеймера и со свойственной ему одному иронией рассказывает загодя о своей кончине в ленте "Терри Пратчетт: выбирая смерть" (2011, Великобритания, режиссер – Чарли Рассел). Когда ты не можешь поднести ложку ко рту – это не смешно, это страшно на самом деле.   Фильм "Суицидальный турист" ("Право на смерть?", 2007, 2010, Канада,  режиссер – Джон Зарицки) продолжает тему – здесь уже безнадежно больной, парализованный американец ищет способа расстаться с жизнью в Швейцарии – одной из немногих стран мира, где эвтаназия – легальна. Умирая под музыку Моцарта, герой говорит докторам "спасибо"…

Я хотела написать про экологические фильмы – но их бы хватило как минимум на еще одну статью. Я хотела написать про биографии музыкантов, писателей и всех-всех-всех, про зло фастфуда, демографию в Китае и волю к победе, но после вопросов жизни и смерти все это казалось каким-то мелким. Правда опустошает тем больше, чем она понятнее и проще. Поэтому смотрим тяжелое, но правдивое кино – это путь самоочищения, а его нельзя пройти в 3D-очках и с попкорном. Посмотрев один из этих фильмов, взглянете другими глазами на окружающий мир? Хорошо. Посмотрите внутрь себя? – Еще лучше.