Стиль
Вкус жизни
Делай тело
Отношения
Карьера
Звезды
Еда
Анонсы

Леди Босс
Наши за границей
Моя жизнь
Мех дня
СуперМама
Советы адвоката

Тесты
Сонник
Гадание онлайн
реклама
реклама
реклама

Вдохновение


День космонавтики советские школьники дружно проводили у памятников Циолковскому – в тех мегаполисах, где они имелись, в планетариях – в городах поменьше и за чтением околокосмических статей там, где из других астрономических развлечений были разве что бескрайнее одеяло звезд по вечерам. С тех пор прошли миллионы световых лет, а наши знания о космосе подпитываются в основном благодаря голливудским блокбастерам. Теперь мы точно знаем, что астронавты – все сплошь красавчики а-ля Брюс Уиллис, гравитации Марса и Земли равны, а на станции "Мир" пьют водку русские злодеи. Или нет?

Гравитация

(США – Великобритания, 2013, режиссер – Альфонсо Куарон)

фото
irk.ru

О чем кино: Во время ремонтных работ в открытом космосе космический челнок сталкивается с обломками взорванного по другую сторону планеты спутника. В живых остаются астронавт-ветеран Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) – эстет, юморист и любитель понаблюдать за многочисленными восходами солнца на высоте чуть ближе к Богу, – и исследователь Райан Стоун (Сандра Буллок) – уверенная снаружи, хрупкая внутри, в меру несчастная и практичная женщина – символ постфеминистической эпохи 21 века. Открытый космос, где нет звука, силы притяжения и, как вскоре выясняется, космических кораблей, способных доставить пару из полного Ничто на Землю, – провоцирует на вынужденную медитацию и поиски себя уже в своей внутренней пустоте.

Зачем смотреть: 7 премий "Оскар", 6 премий BAFTA, приз Венецианского кинофестиваля, несметное количество наград и еще большее – номинаций на самых престижных киносмотрах мира. Если "Гравитацию" еще не записали в классику, то лишь из-за того, что фильму всего год. Это не аргумент? Тогда можно вместе с героиней Сандры Буллок поискать свою внутреннюю  гравитацию: понимание, что надо жить, часто приходит вместе с пустотой на том конце переговорного устройства, внезапным воем собак и неспособностью зацепиться хоть за что-то вокруг.

Бонус: возможность почувствовать себя в открытом космосе. Длинные планы (первый кадр длится ни много ни мало 17 минут!), обрывочные звуки с Земли и завораживающе непривычные пейзажи нашей планеты создают ощущение невесомости, даже если под ногами – пол, а в руках – чашка кофе.

Аполлон-13

(США, 1995, режиссер – Рон Ховард)

фото

О чем кино: Еще один ветеран полетов в космос Джеймс Ловелл (Том Хэнкс) в составе экспедиции на Луну борется с собственными амбициями ступить на ее поверхность, а между делом – за выживание, так как в результате аварии последнее может стать весьма проблематичным и кратковременным. Фильм основан на воспоминаниях действительных участников неудачной миссии на спутник Земли, причесанных в духе лихо закрученного триллера с типичным голливудским финалом.

Зачем смотреть: Ради трогательно-сентиментального, но все-таки по большей части правдоподобного рассказа об одной из самых крупных катастроф в истории освоения космоса. А еще – ради прошедших реальное обучение в НАСА актеров и операторов, которые еще только учились снимать в невесомости. И да, наград у фильма тоже порядком.

Бонус: Крутой саундтрек с Джимми Хендрикосм, Джеймсом Брауном и Энни Леннокс, Луна, до которой рукой подать, и возможность почерпнуть для себя лучшие модные тренды 90-х.

Звездные войны

(США, 1977 – 2015, создатель – Джордж Лукас)

фото
trendymen.ru

О чем кино: Нет, я не собираюсь в пяти строчках пересказывать сюжет киносаги длиной 30+ лет. Диспозиция такая: есть джедаи, ситхи, Люк Скайуокер (хороший), Дарт Вейдер (плохой, он же – отец Люка), прекрасная Падме (королева планеты Набу). Все герои по-своему пытаются решить как свои внутренние проблемы, так и покрупнее – в масштабах целых планет, попутно обрастая новыми связями, приключениями и философией. Каждый эпизод в целом самодостаточен, хотя многочисленные апологеты киноэпопеи могут не соглашаться.

Зачем смотреть: Джордж Лукас создал самый полноценный и очень комфортный мир фантастических планет, куда ты не просто попадаешь – ты утопаешь в иллюзии реальности настолько, что кажется, будто смотришь историческую документалку: так все и было, только очень давно и очень высоко. С культурологической точки зрения "Звездные войны" – а это не только кино, но и мультфильмы, видеоигры, комиксы, парки развлечений и ролевые игры – если не фундамент западной поп-культуры, то уж точно его значительная часть: например, методика боя на световых мечах сегодня официально называется саберфайтинг (в Беларуси ее тоже практикуют), а  с 1983 года в США ведутся разработки оборонных комплексов с элементами космического базирования – то есть совсем как в "Звездных войнах".

Бонус: философия. В духе западного буддизма, понятная, житейская и очень доступная, но от этого не менее правильная. А еще масштабность и полное погружение в альтернативную реальность. А смена обстановки, как говорится, всегда идет на пользу.

Космическая одиссея 2001 года

(США-Великобритания, 1968, режиссер – Стэнли Кубрик)

фото
muzcentrum.ru

О чем кино: Черные "монолиты" – своего рода сгустки космической энергии и знания – находят сперва первобытные земляне на Земле, а потом и жители планеты образца 2001 года – уже на Луне. Первым "монолиты" открывают сущность использования инструментов, вторым – дорогу к собственной алчности и еще одному, более крупному экземпляру, лететь за которым приходится аж на Юпитер. В долгосрочный квест отправляют не только ученых, но и компьютер HAL 9000, управляющий всем кораблем, а заодно и истиной, которая от космонавтов-исследователей скрыта за семью печатями.

Зачем смотреть: чтобы узнать, на что готовы пойти люди ради познания и на что способен искусственный интеллект, беспощадный к человеческим слабостям инструмент, созданный самим человеком в результате эволюции. Картина считается не только вехой в развитии фантастики, но и всего кинематографа в целом. Можно попробовать вместе с Кубриком провести знак (не)равенства между понятиями "Бог – внеземной разум", "человек – интеллект" и "смерть – вечная жизнь". Если рассматривать "монолиты" как вехи развития человечества, то что же ждет нас впереди?

Бонус: классическая музыка вместо многих (но не всех) диалогов, краткая история человечества за 20 с лишним минут и возможность проверить, что угадали Стэнли Кубрик и Артур Кларк (фантаст и автор сценария) в нашем с вами прошлом. Так, в ленте можно найти аналог планшету и ЖКИ-мониторы.

Аэлита

(СССР, 1924, режиссер – Яков Протазанов)

фото
os.colta.ru

О чем кино: На дворе 1921 год, за окном – Петроград, в стране – НЭП, а инженеры Лось и Спиридонов получают таинственный радиосигнал с Марса, который пытаются разгадать. В результате в кадре появляется марсианская царица Аэлита, желающая поближе познакомиться с жизнью землян. На Марсе – полное бесправие рабочих, которых по мере необходимости замораживают или размораживают (многие современные мировые правители только мечтать могут о таком сокращении зарплатных выплат!), на Земле – жена Лося Наташа (смейтесь-смейтесь – кто знает, как бы вы себя вели с такой фамилией по мужу, у которого еще и галлюцинации инопланетные!) кокетничает с подозрительными элементами, и с каждой новой сценой этого немого фильма сюжет закручивается все больше…

Зачем смотреть: Самая что ни на есть классика кинофантастики. В стране, которая впервые отправила человека в космос, достойных звания "культовых" фильмов на эту тематику бессовестно мало. В советские годы сознательные кинематографисты не имели права раскрывать военные космические тайны (мы ж не буржуи – свои секреты Голливуду не выдадим), да и бюджеты таких киноэпопей тоже были астрономическими. Так что "Аэлита" стала не только первым советским блокбастером, но и вообще первым полнометражным фильмом о космосе!

Бонус: классическое немое кино. Со свойственными ему гипертрофированными гримом, костюмами и эклектикой. Зато именно этот фильм вдохновил конструктора Бориса Чертока заняться авиацией – в итоге Черток разработал систему управления космическими аппаратами, позволившими осваивать тот самый космос, за который мы сегодня пьем. Вот она – великая сила кинематографа!

Кому мало…

фото
sovetskiy.3dn.ru

Любители "Звездных войн" наверняка оценят "Звездный путь"  – сериал, который у нас не имеет и толики той популярности, что на Западе: там эйфория от "Звездных…" примерно одинакова. Хочется буйства красок и фантазии? Пожалуй, единственное, что приходит на ум из советской классики – мультфильм "Тайна третьей планеты", разобранный на цитаты ("Птица Говорун отличается умом и сообразительностью"), карнавальные костюмы (Шелезяка и Громозека) и отдельные версии для зарубежья (да-да, его оценили в США, Европе и даже Японии – с их-то приверженностью к аниме!). Если фантастика и мультяшки – это не про вас, но очень хочется знать все про иные миры, – милости просим рассмотреть все звезды в документальном сериале ВВС "Известная Вселенная". Ну и, что уж греха таить, "Армагеддон"  – пусть и квинтэссенция Голливуда, зато с Брюсом Уиллисом, Беном Аффлеком и почти самой попсовой песней Aerosmith.